Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – детский сад №31 «Крепыш»
Тема самообразования: «Квест - игра в развитии речи дошкольников».
Выполнила воспитатель первой категории :
Просвирякова Наталья Петровна
Инта 2018г
Актуальность
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома нам под таким название как игра по станциям.
Эта форма работы открывает неограниченные возможности, как в закреплении пройденного материала, так и в поиске ответов на какие- то впервые возникшие проблемные ситуации. Коллективно решая задания посредством мозгового штурма дети сами получают информацию. В то время, как воспитатель является только проводником и партнёром. Что позволяет детям почувствовать свою значимость, стать увереннее в себе, самостоятельнее и в тоже время прочувствовать рядом «плечо товарища». Квест-игра позволяет решать задачи любой образовательной области и, как правило, создаёт дополнительные возможности для интеграции. Сложно переоценить эффективность этой технологии и для речевого развития дошкольников.
В ходе организации работы по квест- технологии реализую следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Начало работы над темой: сентябрь 2018 года
Окончание работы: май 2020 года
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников соблюдаю три основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
4. В конце участников должен ждать приз, причем он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.
Этапы организации
Итак: Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
Виды квестов
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
Карта (схематическое изображение маршрута);
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
№ | Содержание плана работы | Сроки |
1 | Теоретический этап 1. Самоанализ и самооценка своей педагогической компетенции по теме. 2. Подбор литературы по самообразованию. 3.Повышение собственного уровня знаний путем изучения литературы и интернет ресурсов по теме самообразования. 4.Подбор материала, необходимого для работы с детьми, родителями, коллегами.
Список литературы: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации". Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки№1155 от 17.10.2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года). Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]/ Я.С. Быховский (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php). Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. - 2015. - №3. - С. 20. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.44. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С.138-140. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Использование интернет ресурса. | Сентябрь - октябрь |
2 | Практическое решение 1.План проведений квест игр. 2. Знакомство детей с квест играми.
4. Изготовление игр, наглядного материала. 2. Проведение мастер класса для воспитателей | Октябрь Ноябрь Декабрь |
3 | Взаимодействие с семьёй. Анкетирование для родителей по развитию речи детей. 1. Рекомендации в уголке для родителей « Квест игры в развитии речи. 2.Выступление на родительском собрании «Квест игры в развитии речи ». | Сентябрь – октябрь Февраль |
4 | Самореализация 1. Открытое занятие | Май |
План работы на 2018 -2019
«Квест игры в развитии речи детей старшей группы».
Месяц | Тема занятий | Программные задачи |
Октябрь | «По сказочным тропинкам» | Цели: - повторение с детьми сказок и персонажей, способствовать развитию памяти, мышления, воображения; - способствовать развитию у детей речи, умения инсценировать сказки, учить правильному высказыванию своих мыслей; - воспитывать у детей доброжелательного отношения друг к другу, развивать командный дух; - развивать физические способности детей. |
Ноябрь | «По лесным тропинкам». | Цель: формировать знания детей о животном мире в осеннее время года. Задачи: Образовательные задачи: Уточнить представление детей о времени года – осень. Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в лесу осенью(белка, лиса, ёж, медведь, заяц). Формировать основы экологического воспитания. Развивающие задачи: Развивать воображение, память для создания образов по теме. Уметь выразительно с помощью пантомимики и речи показывать образы. Выразительно читать стихи; проявлять творческую индивидуальность. Эмоционально окрашивать свое отношение к происходящему. Активно использовать знания об осенних явлениях, полученных ранее. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Желание оказывать помощь. |
Декабрь | Игра – квест «Приглашение в зоопарк» | Цель : Содействовать развитию элементарной поисковой деятельности, умению выдвигать и формулировать предположения, делать выводы. Обобщать знания о диких животных. Способствовать развитию связной речи, формировать умение правильно строить распространенные предложения. Продолжать формировать умение решать арифметические задачи и строить логические цепочки. Содействовать развитию грамматического строя речи. Развивающие задачи. Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, умению следовать правилам (схеме) при выполнении действий. Развивать творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание, память. Развивать пространственное представление, умение ориентироваться по указанию воспитателя. Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Способствовать развитию двигательной активности детей. Воспитательные задачи. Воспитывать умение детей согласовывать свои действия, договариваться и объединять усилия для решения общих задач. Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачуи выполнять её. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь |
Январь | квест – игра «Помоги Незнайке» | Цель: Пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Развитие любознательности, самостоятельности, творческой активности ребёнка – дошкольника. Задачи: - закрепить знания детей о правилах дорожного движения, об обозначении дорожных знаков для пешеходов, о назначении светофора и его сигналах; - уточнить и активизировать словарь детей по темам «Игрушки», «Транспорт»; - совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже); - расширение объема правильно произносимых существительных, прилагательных и глаголов; - совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. - закрепить ходьбу с высоким подниманием колен, ходьбу по ребристой доске и гимнастической скамейке, ползание с опорой на колени и ладони; - развивать мышление, внимание, память, речевую активность, связную речь; продолжить формирование интереса к изучению правил дорожного движения посредством игр; - развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, зрительное восприятие и внимание, пространственную ориентировку; - развивать речевое дыхание, речевой слух; - развивать выразительность движений, эмоциональность, образность восприятия музыки через движения; - развивать чувство темпа и ритма; - развивать координацию движений, умение удерживать равновесие на ограниченной поверхности; - формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности; - воспитывать у детей умение слушать инструктора и согласовывать движения с указаниями; - воспитание интереса к музыкальной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности |
Февраль | Квест-игра «Путешествие по иллюстрациям Ю.А. Васнецова»
| .Цель – результат:Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами через фольклор. Задачи: Образовательные: - Способствовать речевому общению детей; - Поддерживать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений устного народного творчества. Развивающие: - Развивать связную и грамматически правильную речь. - Обогащать активный словарь детей словами – антонимами, прилагательными и существительными по теме. -Развивать внимание, наблюдательность и активность. -Развивать умения делать описания по иллюстрациям Ю.А. Васнецова. - Развивать общение и взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. |
Март | Квест-игра «По страницам затерянной книги».
| Цель: Закрепление знаний детей о русских сказках. Задачи: Образовательные: - Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам; - Совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план; активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»; - Закрепить навыки детей пересказа сказок; - Расширить словарный запас; - Закрепить название русских сказок. Развивающие: - Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; - Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Воспитательные: - Воспитывать интерес к русским народным сказкам; - Формировать навык сотрудничества, доброжелательность. - Развивать мелкую моторику пальцев, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений; - Воспитывать культуру поведения, умение слышать другого |
Апрель | Правила дорожного движения | Цель: закрепление знаний детей по правилам безопасности дорожного движения через игру. Задачи: Речевое развитие - владение речью как средством общения. - обогащение активного словаря. - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. - развитие речевого творчества. - активизировать и развивать словарь по теме, - закреплять названия дорожных знаков, Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. - формирование познавательных действий, становление сознания. - развитие воображения и творческой активности. - закреплять знания детей о правилах дорожного движения, - закреплять правила поведения на дорогах, Социально-коммуникативное развитие - формирование готовности к совместной деятельности. - формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. - закреплять умение общаться друг с другом, - закреплять умение работать в команде, двигаясь к общей цели. Физическое развитие - развивать ловкость, быстроту, выносливость. - развивать у детей организованность, самостоятельность, инициативность, умения Художественно-эстетическое развитие - развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. |
Май | Тема: «Знатоки профессий» | Образовательные задачи: – уточнить представления детей о многообразии мира профессий, познакомить с историей их появления; - формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; - закрепить знания о профессиях, их значении в жизни людей. - совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией. Развивающие задачи: -развитие познавательного интереса; - развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий; - активизировать речь, расширять словарь, развивать внимание, память, мышление, игровые навыки детей; -развивать творчество в двигательной активности. Воспитательные задачи: -воспитывать уверенность в себе; -принимать активное участие в деятельности; - воспитывать мотивацию к обучению, познавательную активность, эмоциональные чувства, умение работать в коллективе; - воспитывать уважение к труду и людям любой профессии; -воспитание дружеских отношений в коллективе |
6