государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Уфимская коррекционная школа-интернат № 59 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Выступление
на педагогическом совете
«Развитие профессиональных компетенций педагогов школы как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями»
«Самообразование педагога как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями»
Методическое объединение учителей
трудового обучения и социально-бытовой
ориентировки
Уфа 2018
Слайд № 1
Предстоящее введение профессионального стандарта педагога предполагает освоение новых педагогических компетенций.
Слайд № 2
По оптимистическому сценарию, «овладение новыми профессиональными компетенциями поможет педагогу адекватно ответить на новые вызовы, с которыми он уже сегодня сталкивается в своей повседневной практической деятельности, поможет решение необычайно сложных задач обучения, воспитания и развития детей в изменившихся условиях. Но произойдет это не вдруг и не сразу, поскольку для овладения тонкими современными инструментами педагогического воздействия на ребенка потребуется время, а главное, желание самого педагога их изучать и применять на практике».
Хотим мы этого или нет, перемены необходимы.
Слайд № 3
Успешный современный педагог, соответствующий самым строгим и современным требованиям, не возникнет в школе «после утверждения на высшем уровне даже самого прогрессивного документа». Для этого нужны совместные усилия администраторов всех уровней и главное качество педагога – это умение учиться самому».
Конечно, отдельные компетенции педагога, включенные в новый профессиональный стандарт, не могут быть освоены учителем самостоятельно.
Но в стандарт заложены и те компетенции, освоение которых – жизненная необходимость любого педагога. Востребованным в современной школе может быть только тот учитель, который проявляет гибкость и готовность к самосовершенствованию, развивает свои личностные качества (волю, мышление) и профессиональные. Но в сегодняшней педагогической ситуации самообразование является не только фактором личностно-профессионального роста, но и социальным заказом общества.
Как организовать деятельность педагогов, направленную на развитие собственной профессиональной компетентности? Что делать нам, учителям, чтобы изменить свое сознание, как учить детей по новым образовательным стандартам, все эти вопросы, думаю, волнуют каждого учителя.
Итак, к механизмам развития профессиональной компетентности педагога можно отнести следующие:
Курсы повышения квалификации
Аттестация педагогических работников
Самообразование
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов
Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий
Участие в различных конкурсах
Исследовательская деятельность
Обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.
Остановимся на некоторых механизмах подробнее.
Слайд № 4
До:
Курсы повышения квалификации проходили 1 раз в 3 года.
После:
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
До:
Педагог имеет среднее или высшее образование.
После:
Профессиональный стандарт педагога предполагает, что педагог должен иметь высшее образование.
Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации общеобразовательных стандартов:
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
освоение новой системы требований к структуре современного урока;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач.
Необходимо отметить, что курсы повышения квалификации дают результат только в том случае, когда есть желание педагога освоить новые знания.
Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров.
Слайд № 5
До:
Аттестация на соответствие занимаемой должности.
Аттестация на первую квалификационную категорию.
Аттестация на высшую квалификационную категорию.
После:
Переход образовательных организаций на работу в условиях профессиональных стандартов предусматривает в качестве одного из направлений применения профессиональных стандартов оценку качества выполнения профессиональной деятельности в ходе аттестации по реализации трудовых функций и обязанностей, соответствующих должности и зафиксированных в должностной инструкции с учетом реальных профессиональных задач и на основе требований профессионального стандарта к выполняемой профессиональной деятельности в данной организации.
Понятно, что процесс аттестации будет иным.
Задача аттестации – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.
Слайд № 6
Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения профстандарта. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
Просмотр телепередач, чтение прессы
Знакомство с педагогической и методической литературой
Регулярное использование информации из Интернета
Посещение семинаров, мастер-классов, конференций, уроков коллег
Систематическое повышение квалификации
Изучение современных психологических и педагогических методик
Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта
Внимание к собственному физическому и психическому здоровью
А что мы понимаем под самообразованием в профессиональной деятельности?
Слайд № 7
«Самообразование – это целенаправленный и определенным образом рекомендованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и /или вне него».
Слайд № 8
Специалисты считают, что самообразование должно быть организовано как система мероприятий, подобранных с учетом профессионального уровня педагога. Но самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Традиционно учитель выбирает тему по самообразованию. Предоставляет отчет.
Слайд № 9
Соответствие стандарту предполагает сильную гуманистическую позицию педагога, его широкий кругозор и социальную активность. Телевидение, газеты, интернет, художественная и научно-популярная литература становятся источником непрерывного самообразования. Опытный учитель знает, что если вдруг на уроке придется отвлечься от учебного материала на прояснение политической ситуации в стране, высказать свою гражданскую позицию, отношение к какому-либо явлению, это не уронит его авторитет. Ведь настоящий учитель в глазах детей – не узкий специалист, владеющий методиками преподавания, а человек, который «знает все обо всем». Посещение театров и выставок, музеев, туристические путешествия, особенно совместно с учениками, безусловно, способствуют профессиональному росту педагога.
Слайд № 10
Итак, важнейшей составляющей в самообразовании современного педагога является активное общение с людьми (в том числе и в педагогических интернет-сообществах). Но работаем мы в первую очередь с детьми. Без непосредственного общения с ними невозможен наш профессиональный рост.
Основной составляющей непрерывного образования современного педагога, на наш взгляд, является самообразование. Согласно профессиональному стандарту педагога это обязанность, необходимость и потребность любого учителя.
Слайд № 11
Самообразование
До | После |
Материалы по теме самообразования оформлялись в произвольной форме. | Материалы по теме самообразования должны оформляться в соответствие со структурой, технология организации самообразования педагогов должна быть представлена в виде определенных этапов. |
Слайд № 12
Формы самообразования
Слайд № 13
Форма самообразования
До | После |
Индивидуальная | Индивидуальная Групповая, парная Коллективная |
Каждое методическое объединение работает над определенной темой. Вот пример, коллективной работы над темой самообразования.
Слайд № 14
Формы представления результатов самообразования
ДО | После |
Доклад, сообщение на МО, педсовете. Открытое занятие. Творческий отчет. | Публикация. Выступление перед педагогическим сообществом не ниже Республиканского уровня. Исследовательская деятельность. |
Опять же, если будет коллективная работа по теме самообразования, педагогам будет проще представить результаты свой работы. Коллективно.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований стандарта.
Слайд № 15
Не все работники в одинаковой мере подготовлены к внедрению стандартов и обучению обучающихся по новым технологиям. Недостаточна ещё мотивация, отсутствует система контроля за правильным внедрением новых стандартов, остаётся слабым местом комплексное методическое обеспечение стандартов. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги,
Слайд № 16
обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.
Слайд № 17