ЧОУ ТЕПСОШ
ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ
ТИХОНА ЗАДОНСКОГО
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
2016-2017 учебный год
учителя обществознания
Горбенко Екатерины Александровны
Использование ИКТ и объяснительно-иллюстративного метода на уроках обществознания
1. Условия возникновения данной проблемы:
С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно– коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».
2. Актуальность проблемы:
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, незнающего основ истории и общества. Одна из задач обществознания на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сегодня одним из направлений модернизации системы исторического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
3. Постановка проблемы:
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы «Использование ИКТ и объяснительно-иллюстративного метода на уроках обществознания». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения обществоведческих
знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование ИКТ.
4. Цель и задачи
В связи с этим определяются задачи:
1.Обеспечение качества усвоения знаний по обществознанию.
2. Развитие общеучебных умений и навыков.
3. Содействие развитию ИКТ-компетентности.
4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
5. Использую основные формы работы с ИКТ и объяснительно-иллюстративного метода на уроках
Реализация
Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся,
подготовки к ЕГЭ, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
В своей практике я использую несколько вариантов презентаций:
-лекционная презентация,
-«плакаты»,
-«тройное действие»,
-интерактивные презентации.
Лекционная презентация–это визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций,докладов, выступлений учителя или обучающихся. Здесь необходим строгий дизайн, выдержанность, единый стиль (шаблон) оформления для всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. На слайды помещаю только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции раскрываю и развиваю. Следует помнить, что человеческому сознанию требуется некоторое время, для того чтобы осознать картинку, которая перед ним появилась. Поэтому обычно слайд демонстрирую на экране не менее 10 -15 секунд.
«Плакаты» -это демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей. Демонстрируемый визуальный материал должен быть хорошего качества и крупного размера. Вся работа по разъяснению представляемого материала полностью лежит на учителе, который комментирует представленные слайды, отвечает на вопросы учеников.
Наиболее активно данную разновидность презентаций я использую при составлении так называемых виртуальных экскурсий по историческим местам, предлагая детям при помощи презентации совершить заочную экскурсию. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся
фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия.
«Тройное действие». На слайдах помимо визуальных материалов приведена
текстовая информация, которая может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. В результате –при правильном распределении внимания учащихся, мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, связанное с фотографиями, слуховое, связанное с пониманием того, о чём говорит учитель; дополнительное зрительное, связанное с одновременным чтением предлагаемого материала.
Интерактивные презентации. Подобного типа презентации наиболее эффективны при организации самостоятельной деятельности ребят на уроке во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, её навигация (способ управления по слайдам) должен быть хорошо продуман, поскольку
управлять презентацией должнытеперь учащиеся, а не её автор, знающий все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. На эти же моменты обращаю внимание детей, когда предлагаю им подготовить презентацию по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна их форм использования ИКТ, благодаря использованию которой ребята учатся отбирать и
структурировать материал большого объёма; иллюстрировать
своё публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения своих задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного рода задания, ребята могут показать глубину иосознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, ярко демонстрируют, как ребенок видит и слышит учебную тему.
Считаю, что уроки-презентации имеют ряд преимуществ:
1. Потери рабочего времени на уроке сведены к минимуму, так как деятельность ученика запрограммирована, это приучает учащихся к дисциплинированности и точности при выполнении заданий.
2. С помощью системы вопросов и заданий, выставленных на слайде, организуется работа с текстом учебника, документа, рисунка.
3.С помощью логических схем (на слайде) можно сравнивать содержание различных источников. Это позволяет развивать критическое мышление учащихся.
4. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по ее заполнению с обязательной проверкой таблицы.
5. Затраты времени педагога при создании презентации значительные. Но в
последующем затраты сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время педагога и направляет его усилия на совершенствование урока –презентации.
6. При разборе тем, касающихся духовной стороны жизни общества, именно такие уроки позволяют старшеклассникам аргументировано доказывать свою точку зрения.
Использую следующие компьютерные программы: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point.
Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаю учащимся для
ах:бъяснительно-иллюстративного метода00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000самостоятельной работы на уроке в классе и дома. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.
Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:
Этапы урока | Содержание | Цели | Условия достижения положительных результатов |
организационный | демонстрация темы и целей урока | Подготовить учащихся к работе на уроке | доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе |
проверка домашнего задания | демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории | выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию | выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса; устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися |
актуализация опорных знаний и способов действий | вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу | восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий | формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели |
формирование новых понятий и способов действий | основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала | демонстрация нового учебного материала | применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения систематизация новых знаний |
применение знаний, формирование умений | вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений | выполнение тренировочных заданий | использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями |
контроль и учет знаний | задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний | организация контроля и самоконтроля | использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях |
Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода:
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Повышение производительности урока.
В зависимости от подготовленности учащихся, можно определяьт по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
Установление межпредметных связей с другими предметами.
Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке и внеурочное время интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. Очевидно, что развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся на уроках сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании
предмета. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с
традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышлении е. Использование такого подхода в преподавании истории и обществознания является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития
личности.
Данные темы по самообразованию дают мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Планы на будущее:
продолжить разработку объяснительно-иллюстративных метода, в том числе и при работе с православным компонентом курса;
дальнейшее использование ИКТ на уроках обществознания;
разработка системно-деятельного подхода на уроках обществоведческого цикла.
9