Орлова Галина Ивановна учитель английского языка MБОУ СОШ №4, г. Дубны Московской области
Самообразование современного учителя
«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова )
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь :
« САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением
материала.»
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков
… то речь идет о самообразовании .
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же
доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования учителя
- профессиональное (предмет преподавания)
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
- психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
- правовое
- эстетическое (гуманитарное)
- историческое
- иностранные языки
- политическое
- информационно-компьютерные технологии
- охрана здоровья
- интересы и хобби
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования
- Систематический просмотр определенных телепередач
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы
- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,
психологии, педагогических технологий
- Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему
предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных
тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой
педагогики
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
- Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
- Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
- Изучение информационно-компьютерных технологий
- Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
- Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
- Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Проектно-мотивационный
Информационно-мотивационный
Диагностический
Этапы самообразования
отвечаю на вопросы: знаю ли я это и зачем мне это надо знать, определяю мои потребности, интересы, затруднения в практической профессиональной деятельности.
результатом работы является пробуждение интереса к особенностям своей «Я-концепции» и своего профессионального развития, причинам и источникам своих практических
выстраиваю индивидуальную перспективную программу профессионального развития и саморазвития .
Обобщающий
завершающим моментом является готовность к самореализации в своей практической деятельности полученных знаний, рекомендаций, оценка степени значимости полученной информации.
Продуктивность процесса самообразования
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Самообразование и информационно-компьютерные технологии
Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий.
Результат самообразования
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание комплектов педагогических разработок
• выработка методических рекомендаций по применению новой нформационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Организация работы по самообразованию
АЛГОРИТМ
работы педагога над индивидуальной научно-методической темой
Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- ознакомление с литературой;
- ознакомление с нормативно-правовыми документами;
- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.
Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников :
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:
- обоснование выбора темы;
- актуальность и новизна;
- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;
- формулирование цели и задач работы;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.
Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями
для других учителей .
Личный план самообразования учителя
Методическая тема школы:
Организация работы школы при введении ФГОС ООО
Методическая тема ШМО :
Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования
Сайт ШМО гуманитарного цикла ogi1965.jimdo.com
Личный план самообразования учителя
Применение новых образовательных ресурсов в практической деятельности
Личный план самообразования учителя
Конкурс издательства «Просвещения» «Учитель просвещения»
Всероссийский конкурс на английском, испанском, немецком и французском языках «УЧИТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ» в честь 85-летия издательства «Просвещение»!
с 12 марта 2015 года и по 05 октября 2015 года
https:// vk.com/topic-44834403_31744351
Личный план самообразования учителя
Всероссийский конкурс на английском, испанском, немецком и французском языках «ОДИН ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ»!
Конкурс «ОДИН ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ» проводится издательством «Просвещение» с 13 ноября 2015 года и по 31 декабря 2015 года
Презентация «Мотивация обучения на уроках иностранного языка»
https://vk.com/topic-44834403_33135877