СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование современного учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением

материала.

Просмотр содержимого документа
«Самообразование современного учителя»

   Орлова Галина Ивановна  учитель английского языка MБОУ СОШ №4,  г. Дубны Московской области    Самообразование  современного учителя

Орлова Галина Ивановна учитель английского языка MБОУ СОШ №4, г. Дубны Московской области

Самообразование современного учителя

«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова )

«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова )

     Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь : « САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» Если процесс образования … : 1. Осуществляется добровольно; 2. Осуществляется сознательно; 3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком; 4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков … то речь идет о самообразовании .

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь :

« САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;

приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением

материала.»

Если процесс образования … :

1. Осуществляется добровольно;

2. Осуществляется сознательно;

3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков

… то речь идет о самообразовании .

   Мотивы, побуждающие учителя  к самообразованию     Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же

доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»

 Мотивы, побуждающие учителя  к самообразованию   Конкуренция.  Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. Общественное мнение.  Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Интерес.  Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

   Направления самообразования учителя      профессиональное (предмет преподавания) психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.) методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) правовое эстетическое (гуманитарное) историческое иностранные языки политическое информационно-компьютерные технологии охрана здоровья интересы и хобби

Направления самообразования учителя

  • профессиональное (предмет преподавания)
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
  • психологическое (имидж, общение, лидерские качества и др.)
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное)
  • историческое
  • иностранные языки
  • политическое
  • информационно-компьютерные технологии
  • охрана здоровья
  • интересы и хобби

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования

  • Систематический просмотр определенных телепередач
  • Чтение конкретных педагогических периодических изданий
  • Чтение методической, педагогической и предметной литературы
  • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,

психологии, педагогических технологий

  • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему

предмету повышенной сложности, или нестандартной формы

  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных

тренингов

• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой

педагогики

  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
  • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
  • Изучение информационно-компьютерных технологий
  • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
  • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
  • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Проектно-мотивационный Информационно-мотивационный Диагностический Этапы самообразования отвечаю на вопросы: знаю ли я это и зачем мне это надо знать, определяю мои  потребности, интересы, затруднения в практической профессиональной деятельности. результатом работы является пробуждение интереса  к особенностям своей «Я-концепции» и своего профессионального развития, причинам и источникам своих практических выстраиваю индивидуальную перспективную программу профессионального развития и саморазвития . Обобщающий завершающим моментом является готовность к самореализации в своей практической деятельности полученных знаний, рекомендаций, оценка степени значимости полученной информации.

Проектно-мотивационный

Информационно-мотивационный

Диагностический

Этапы самообразования

отвечаю на вопросы: знаю ли я это и зачем мне это надо знать, определяю мои  потребности, интересы, затруднения в практической профессиональной деятельности.

результатом работы является пробуждение интереса  к особенностям своей «Я-концепции» и своего профессионального развития, причинам и источникам своих практических

выстраиваю индивидуальную перспективную программу профессионального развития и саморазвития .

Обобщающий

завершающим моментом является готовность к самореализации в своей практической деятельности полученных знаний, рекомендаций, оценка степени значимости полученной информации.

   Продуктивность процесса  самообразования    В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. • Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта. • Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. • Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Продуктивность процесса самообразования

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

   Самообразование и информационно-компьютерные технологии    Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации • Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами • Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой • Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе • Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий.

Самообразование и информационно-компьютерные технологии

Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации

• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами

• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой

• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе

• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования

Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий.

   Результат самообразования     повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество ) • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования • разработка новых форм, методов и приемов обучения • доклады, выступления • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание комплектов педагогических разработок • выработка методических рекомендаций по применению новой нформационной технологии • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям • проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Результат самообразования

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание комплектов педагогических разработок

• выработка методических рекомендаций по применению новой нформационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Организация работы по самообразованию

АЛГОРИТМ

работы педагога над индивидуальной научно-методической темой

Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

- ознакомление с литературой;

- ознакомление с нормативно-правовыми документами;

  • изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников :

- составление картотеки литературных источников;

  • выписки из литературных источников.

Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

- обоснование выбора темы;

- актуальность и новизна;

- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

- формулирование цели и задач работы;

  • разработка календарного плана индивидуальной работы.

Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

     Личный план самообразования учителя       На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.  В плане указываются: • название темы • цели • задачи • предполагаемый результат • этапы работы • сроки выполнения каждого этапа • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой • способ демонстрации результата проделанной работы • форма отчета по проделанной работе По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

В плане указываются:

название темы

цели

задачи

предполагаемый результат

этапы работы

сроки выполнения каждого этапа

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

способ демонстрации результата проделанной работы

форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями

для других учителей .

     Личный план самообразования учителя       Методическая тема школы: Организация работы школы при введении ФГОС ООО Методическая тема ШМО : Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования

Личный план самообразования учителя

Методическая тема школы:

Организация работы школы при введении ФГОС ООО

Методическая тема ШМО :

Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования

 Сайт ШМО гуманитарного цикла ogi1965.jimdo.com

Сайт ШМО гуманитарного цикла ogi1965.jimdo.com

     Личный план самообразования учителя       Применение новых образовательных ресурсов в практической деятельности

Личный план самообразования учителя

Применение новых образовательных ресурсов в практической деятельности

     Личный план самообразования учителя       Конкурс издательства «Просвещения» «Учитель просвещения» Всероссийский конкурс на английском, испанском, немецком и французском языках «УЧИТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ» в честь 85-летия издательства «Просвещение»! с 12 марта 2015 года и по 05 октября 2015 года https:// vk.com/topic-44834403_31744351

Личный план самообразования учителя

Конкурс издательства «Просвещения» «Учитель просвещения»

Всероссийский конкурс на английском, испанском, немецком и французском языках «УЧИТЕЛЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ» в честь 85-летия издательства «Просвещение»!

с 12 марта 2015 года и по 05 октября 2015 года

https:// vk.com/topic-44834403_31744351

     Личный план самообразования учителя       Всероссийский конкурс на английском, испанском, немецком и французском языках «ОДИН ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ»! Конкурс «ОДИН ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ» проводится издательством «Просвещение» с 13 ноября 2015 года и по 31 декабря 2015 года Презентация «Мотивация обучения на уроках иностранного языка» https://vk.com/topic-44834403_33135877

Личный план самообразования учителя

Всероссийский конкурс на английском, испанском, немецком и французском языках «ОДИН ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ»!

Конкурс «ОДИН ХОРОШО, А ДВА – ЛУЧШЕ» проводится издательством «Просвещение» с 13 ноября 2015 года и по 31 декабря 2015 года

Презентация «Мотивация обучения на уроках иностранного языка»

https://vk.com/topic-44834403_33135877