Содержание:
- Проблема XXI века – гиподинамия;
- Под самостоятельностью занятий понимают…
- Основные правила самостоятельных занятий
- Формы занятий физическими упражнениями;
- Недельный цикл физической нагрузки.
- Дневник самонаблюдений
- Требования при организации мест занятий;
- Одежда для занятий физическими упражнениями;
- Это факт!
- Список использованной литературы.
Гиподинамия – малоподвижный образ жизни. Почему возникла эта проблема в 21 веке?
Принято считать, что объём двигательной активности школьников должен составлять 12-14 часов в неделю .
Но большинство учащихся современной школы до 82-85 % дневного времени находится в статическом положении (сидя). Даже младшие школьники при их подвижности реализуют только 16-19 % от необходимой нагрузки.
На организованные формы занятий (урок, подвижная перемена) приходится лишь 1-3 %.
Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50 % и снижается от младших классов к старшим.
Малая подвижность отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной.
При длительном сидении:
- дыхание становится менее глубоким,
-обмен веществ понижается,
- происходит застой крови в нижних конечностях - это ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга : снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движения.
По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года,
выявлено, что среди детей в возрасте до 18 лет:
- 32,1% детей признаны здоровыми (Ι группа здоровья);
- 1,7% имеют функциональные отклонения (ΙΙ группа здоровья);
- 16,2% - хронические заболевания (ΙΙΙ- IV - V группы здоровья).
Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние 10 лет возросла на 42, 5% и увеличилась практически по всем классам болезней.
Нарушение осанки
Плоскостопие
Многие в силу своей занятости или ряду других причин не могут посещать тренировки под руководством тренера.
А желание заниматься есть . Поэтому, обладая знаниями проведения занятий можно самостоятельно заниматься своим физическим развитием в свободное время.
Под самостоятельностью занятий понимают осуществление человеком какой-либо деятельности без посторонней помощи .
При занятиях физкультурой она проявляется:
- в самостоятельной постановки задачи,
- самостоятельном выборе средств и методов их решения,
- самостоятельном контроле над ходом их решения,
- самостоятельной организации мест занятий и подготовке инвентаря.
Основная направленность
индивидуальных самостоятельных занятий –
повышение функционального состояния организмам и физической подготовленности.
Основные правила при самостоятельных занятиях:
- от простого к сложному;
- от известного к неизвестному; - от освоенного к неосвоенному;
- регулярность занятий (3-4 раза в неделю);
- увеличение физической нагрузки на занятиях
идёт постепенно.
Для оценки правильности проведения самостоятельных занятий нужно проводить самоконтроль. Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника самонаблюдения , где можно проследить динамику занятий, динамику развития физических качеств.
Говоря о правилах самоконтроля, следует отметить:
- Все измерения проводить в одно и тоже время, в одинаковых условиях;
- Все данные заносить в дневник;
- Достаточно заполнять 2 раза в неделю.
В дневнике самонаблюдений по физической подготовке рекомендуются следующие разделы:
- физическое развитие (антропометрические характеристики человека - показатели роста, веса, окружность груди);
- физическое состояние (самочувствие, настроение, аппетит, характер сна, желание заниматься, оценка работоспособности);
- функциональное состояние организма (ЧСС до, во время и после занятий, частота дыхания в 1 мин. до и после занятий, артериальное давление до и после занятий);
- занятия физическими упражнениями (краткое содержание основного содержания занятий с указанием их дозировки);
- физическая подготовленность (результаты тестирования и уровня
физической подготовленности).
Простейший дневник самоконтроля
Дата, время, место проведения занятий
Содержание занятий
Самочувствие,
ЧСС после нагрузки
Примечание
Требования при организации мест занятий и подготовке инвентаря
На необорудованных местах
(в естественных условиях) необходимо тщательно проверить , нет ли канав, ям, выступов и посторонних предметов
(камней, битого стекла, жестяных банок, щепок, веток от деревьев и т.п.), которые могут стать причинами травм.
При подборе одежды для занятий нужно учитывать где занятие проводится – улица, помещение, бассейн.
Одежда должна быть легкой, удобной, соответствовать росту, не сковывать движение, регулировать теплообмен, сохраняя тело сухим и не давая ему перегреться.
Для занятий физкультурой применяется термобелье (трусы, майка, рубашка с длинными рукавами, носки, которые изготовлены из специальной ткани, позволяющей заниматься в любую погоду – от летней жары и до - 15 ° С и ниже.
Обувь должна хорошо облегать ногу
(но не пережимать, не затруднять кровообращении),
подошва не должна скользить по поверхности, легкой, прочной, эластичной и соответствовать виду спорта (гимнастика – гимнастические тапочки, спортивные игры и бег – специальные кроссовки).
Появилось множество кроссовок из синтетических материалов, где ноги буквально «варятся» через 15-20 мин. (нарушение терморегуляции и кровообращения в ногах). Лучшей обувью считается кожаная обувь.
Основа безопасности в кроссовках – система амортизации в виде воздушных камер. Они располагаются в разных частях обуви, при нажатии на них нагнетается воздух, который снижает силовые нагрузки и предохраняет связки и мышцы от травм .
Для занятий в условиях слякоти и снега применяются теплые и непромокаемые кроссовки – кроссовки-бутсы с двойной подошвой
(снаружи – рельефная подметка для устойчивости, внутри – из гибкой резины), верхом из водоотталкивающего материала (кожи) и утеплителем (выдерживает до - 32 ° С).
Цель – защита ноги от переохлаждения.
Компьютеры в кроссовках
Воздушная камера
Формы занятий в течение дня могут быть:
- самостоятельные тренировочные занятия : ритмика, гимнастика, атлетическая гимнастика, занятия по ОФП;
- физкультурно-оздоровительные занятия : утренняя гимнастика, физкультминутки во время выполнения домашнего задания, ходьба на лыжах, оздоровительный бег, подвижные игры на свежем воздухе.
Утро
Вечер
Запомни!
- Лучшим временем для занятий физическими упражнениями
являются периоды от 10 до 13 часов и от 16 до 20 часов;
- Не рекомендуются занятия после 20 часов;
- Заниматься желательно не менее трёх раз в неделю.
При проведении самостоятельных занятий необходимо соблюдать физическую нагрузку.
Физическая нагрузка - это определённая мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
Она регулируется :
- продолжительностью выполнения;
- количеством повторений;
- изменением скорости выполнения;
- уменьшением или увеличением интервалов
отдыха между упражнениями;
- изменением веса снарядов;
- изменением мощности прилагаемых усилий.
Стандартом распределения нагрузки является недельный цикл.
Для правильного составления недельного цикла существуют правила:
- При трёхразовых нагрузках в неделю распределяем занятия через примерно одинаковые интервалы (понедельник, среда, пятница), желательно в одно и тоже время;
- В недельную нагрузку должны входить нагрузки различной направленности (нагрузка на выносливость не может компенсировать нагрузку на силу и т.д.);
- Особенно строго дозируются нагрузки на выносливость и силу;
- Не следует стремиться к достижению высоких результатов в кратчайшие сроки (перегрузка, переутомление);
- Тренировку обязательно начинать с разминки, а по завершению использовать гигиенические и восстановительные процедуры;
- При ощущении недомогания, переутомлении, отклонении в состоянии здоровья посоветуйтесь с учителем, тренером, врачом;
- Любая тренировка имеет подготовительную, основную и заключительную часть.
ЧСС (частота сердечных сокращений) – важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы.
Измерение ЧСС проводится во время, и после
выполнения физических упражнений и позволяет оценить реакцию организма в ответ на выполняемые физические упражнения
Считается, что если после нагрузки пульс:
- 90-110 уд./мин. – это легкая нагрузка;
- 120-130уд./мин.- это умеренная нагрузка;
- 140-160 уд./мин. – это средняя нагрузка;
- 170-190 уд/мин. – это высокая нагрузка.
Например, рекомендуемый пульс на дистанции:
3 км. – не более 170 уд./мин .
Дальше идёт перегрузка, которая ведёт к быстрому утомлению, а при таких систематических занятиях к перетренировке. Отсюда ухудшение самочувствия и спад результативности.
При хорошей тренированности даже после большой физической нагрузке пульс восстанавливается за 20-30 мин.
Если период восстановления затягивается на 60 мин. и более, это указывает на слабую общую тренированность или указывает на перегрузку.
Можно определить наиболее оптимальный индивидуальный тренировочный пульс, т. е. такой, при котором занятия ОФП приносили бы пользу (по формуле).
[ 220 - возраст (в годах) – ЧСС (в покое за 1 мин.)] x 0,6 + ЧСС (в покое за 1мин).
(Это величина тренировочного пульса)
Сохранять точно эту величину ЧСС во время занятий трудно, поэтому следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса.
Для определения верхней границы надо к величине тренировочного пульса (смотри вверху) прибавить 12 . Это верхний предел. Превышение его ведёт к перезагрузке.
Для определения минимальной нагрузки – от величины тренировочного пульса отнять 12 . При более низком пульсе занятия не эффективны.
Пример. Ученику 18 лет
(220 – 18 – 65) x 0,6 + 65 = 147 уд/мин.
Верхняя граница – 147 + 12 = 159 уд/мин.
Нижняя граница - 147 – 12 = 135 уд/мин.
ЧСС для данного ученика во время занятий должна быть в диапазоне от 135 до 159 уд/мин.
Прими к сведению :
- при пульсе выше 100 уд/мин. до начала занятий – тренировка не желательна;
- в подготовительной части занятий пульс может доходить до 120-130 уд/мин;
- в основной части занятий пульс доходит до 170-180 уд/мин;
- пульс 180 уд/мин. и выше – чрезмерная нагрузка. Требуется снижение нагрузки уже в процессе занятий;
- при скоростных и силовых упражнениях пульс может достигать больших значений (кратковременно);
- пульс после нагрузки 90-100 уд/мин. – нагрузка низкая;
- пульс после нагрузки замеряется в течение первых 8-10 сек;
- измерение через 15 сек. - не отражает рабочие показатели ЧСС;
- о приспособлении к нагрузкам судят по реакции восстановления ЧСС.
Проба с приседанием
Разделиться на пары.
Один - измеряет пульс, другой в роли испытуемого.
У испытуемого измеряется пульс в покое (исходный уровень), после чего он выполняет 20 приседаний
за 30 секунд.
О приспособлении к нагрузкам судят по реакции восстановления ЧСС:
- через 3 минуты , если пульс восстановился до исходного уровня, считается хорошим показателем состояния сердечно-сосудистой системы;
- к 4 -5 минуте – удовлетворительным;
- к 6 и более – неудовлетворительным.
Это говорит о слабости сердца, его чрезмерной возбудимости или о заболевании.
Вывод - п режде чем приступить к самостоятельным занятиям – посоветуйтесь с врачом.
Ортостатическая проба:
- измерить пульс – 1мин.;
- встать;
- подсчёт пульса – 1 мин.;
- после этого высчитывается разность
пульса в положении лёжа и стоя.
Критерии:
- менее 12 сокращений - хорошая реакция
сердечно-сосудистой системы на физическую
нагрузку;
- 18-20 - удовлетворительная;
- 19-25 - плохая;
- более 25 - очень плохая.
Реакция пульса на подъём по лестнице
на 4 этаж в обычном темпе:
- ниже 120 уд./мин.- хорошая;
- достигает 140 уд./мин. – удовлетворительная;
- более 140 ул./мин. – плохая.
Проба на выдохе:
- делают вдох, выдох, после чего задерживают
дыхание;
- хорошо подготовленные задерживают дыхание
на вдохе 60-90 сек.
Уровень физической работоспособности можно контролировать с помощью пробы Руфье-Диксона , которая проводится не реже одного раза в месяц и в одно и то же время
- В течении 5 мин. лежать на спине;
- Измерить пульс (Р1), встать;
- Выполнить в течении 45 с. выполняется 30 приседаний;
- Вновь лечь на спину и измерить ЧСС за первые 15 с.
(Р2 и последние 15 с. (Р3) первой минуты восстановления.
Работоспособность рассчитывается по формуле:
(Р2 – 70) + (Р3 – Р1)
10
- При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей;
- От 3, 0 до 6,0 – средней;
- От 6,0 до 8,0 – удовлетворительной;
- Свыше 8,0 – плохой.
Проба Штанге:
Позволяет оценить функциональное состояние дыхательной и в определённой мере сердечно-сосудистой системы.
После обычного вдоха задержать дыхание, зажав при этом нос пальцами.
Критерии: длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше физическая тренированность организма.
- Для 15-17-летних подростков не должна быть ниже 30-40 секунд.
- От 1 до 2 мин. – удовлетворительно;
- Более 2 мин. – высокий уровень тренированности.
Пробу проводят до физической
нагрузки после 6-8 мин. спокойного отдыха
Структура самостоятельных занятий по ОФП:
- В подготовительной части - выполняется разминка, основная задача которой разогреть все мышечные группы и системы организма и вывести их на более высокий уровень функционирования (упражнения для рук и ног, туловища и ног, медленный бег, прыжки, завершается разминка упражнениями на «расслабление» и дыхательными упражнениями).
- Основная часть : упражнения для развития двигательных качеств в определенной последовательности – сначала на развитие быстроты и гибкости, силы, а в конце выносливости (ЧСС – 150 170 уд./мин.).
- Заключительная часть : выполняются упражнения на снижение функциональной активности и приведение его в нормальное состояние (дыхательные упражнения, медленный бег, ходьба).
Для развития силы используют упражнения:
- с отягощением весом собственного тела – подтягивание на перекладине, отжимание в упоре лежа, приседания, прыжки и др.;
- с дополнительными отягощениями – штанга, гири, гантели и др. на развитие различных группы мышц (приседание, выпады, наклоны, повороты…).
Для развития быстроты применяют упражнения:
- выполняемые с максимально возможной скоростью
– бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м.);
- эстафетный бег;
- подвижные игры – «День и ночь», «Салки» и др.
Для развитии выносливости применяют упражнения:
- выполняемые с небольшой скоростью,
но относительно длительное время – бег по
пересеченной местности ( кросс) в течении
25-30 мин.;
- передвижение на лыжах 3-5-10 км.;
- плавание 200-300 м.;
- езда на велосипеде.
Для развития гибкости используют упражнения :
- требующие растягивание мышц и связок;
- различных движений в суставах – маховые
движения прямыми ногами;
- наклоны в перед с касанием ладонями пола;
- мост из положения лежа и др.
Для развития ловкости применяют физические упражнения
требующие точного воспроизведения движений по пространственным, временным и динамическим характеристикам.
Например – метание мяча в цель, действие игрока в спортивной или подвижной игры и др.
Это факт!
- Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют повысить физическую работоспособность. Наиболее эффективны занятия по ОФП. Основные упражнения - это упражнения
на развитие силы и выносливости.
- Занятия должны продолжаются не менее 30 мин. , три раза в неделю, при ЧСС – 60-80 % от максимальной (120-160 уд./мин).
- Для достижения тренировочного эффекта необходимо
заниматься, например, ходьбой не менее 40 мин.,
четыре раза в неделю при частоте пульса 60% и более
от максимального показателя.
- По мере повышения уровня физической подготовки организм после каждого занятия будет восстанавливаться все быстрее,
следовательно, время восстановления может служить
мерилом уровня физической подготовки.
Список использованной литературы:
- 1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
- Интернет - ресурсы www.minstm.gov.ru(Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации). www.edu.ru(Федеральный портал «Российское образование»). www.olympic.ru(Официальный сайт Олимпийского комитета России).