СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельные работы по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данноцй разработке представлены самостоятельные работы для обучающихся 11 класса по астрономии. В этой же разработке есть итоговая контрольная работа по астрономии. Разработка предназначена для проверки и контроля знаний обучающихся 11 класса по основным разделам курса "Астрономия".

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные работы по астрономии»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


ПРАКТИКУМ

базовый уровень (11 класс, универсальный профиль)


1.Оценивание расстояний и размеров объектов во Вселенной (описание в тетради-практикуме, выполняется дома).

2.Построение графических моделей небесной сферы (описание в тетради-практикуме, выполняется дома).

3.Исследование суточного видимого движения Солнца (описание в тетради-практикуме, выполняется дома).

4.Исследование движения искусственных спутников Земли (описание в тетради-практикуме, выполняется дома).

5.Изучение вулканической активности на спутнике Юпитера Ио (описание в тетради-практикуме, выполняется дома).

6.Построение диаграммы Герцшпрунга-Рассела и её анализ (описание в тетради-практикуме, выполняется дома).

7.Оценивание форму галактики методом «звёздных черпаков» (описание выдаётся, делаем в классе).

8.Определение скорости удаления галактик по их спектрам (описание в тетради-практикуме, выполняется дома).

9.Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах (описание выдаётся, делаем в классе).


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1.Созвездия, звёздная карта, небесные координаты.

2.Законы движения планет.

3.Планеты Солнечной системы.

4.Солнце и звёзды.

5.Галактики.


ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Схема анализа итоговой контрольной работы

Дата проведения «____» ______________ 20___.

Учитель __________________________________. Класс ________________________________.

Ассистенты______________________________________________________________________.

Количество обучающихся по списку: _________ об.

Количество обучающихся, выполнявших работу: ______ об. ______ %.


Получили «5» (отлично): ______ об. _____ %.

Получили «4» (хорошо): ______ об. _____ %.

Получили «3» (удовлетворительно): ______ об. _____ %.

Получили «2» (неудовлетворительно): _____ об. _____ %.


Поэлементный анализ пробелов знаний:

1.Допускают ошибки в алгебраических расчётах и преобразованиях выражений: __ об. __ %.

2.Не умеют применять формулу для нахождения высоты светила (№1): __ об. __ %.

3.Не умеют применять формулу связи параллакса и расстояния до звезды (№2): __ об. __ %.

4.Не умеют применять формулу Погсона (№3): __ об. __ %.

5.Не умеют применять формулы для перигельного и апогельного расстояний (№4): __ об. __ %.

6.Не умеют применять третий закон Кеплера (№5): __ об. __ %.

7.Не умеют применять закон Хаббла (№6): __ об. __ %.

8.Не умеют применять диаграмму Герцшпрунга-Рассела (№7): __ об. __ %.

9.Не знают строение галактики «Млечный путь» (№8): __ об. __ %.

10.Не знают основных этапов эволюции звёзд (№9): __ об. __ %.

11.Не умеют применять знания характеристик планет Солнечной системы (№10): __ об. __ %.















































Самостоятельная работа «Созвездия, звёздная карта, небесные координаты»

№1

С помощью подвижной карты звёздного неба определите, какие созвездия видны сегодня в данный момент времени? Какие из них имеют названия животных? Созвездия, которые видны частично, не указывать.

№2

Найти по карте звёздного неба координаты звёзд:


вариант

название звезды

созвездие

склонение, δ

прямое восхождение, α


1

Альдебаран

α Тельца



Арктур

α Волопаса



Ригель

β Ориона




2

Кастор

α Близнецов



Спика

α Девы



Денеб

α Лебедя




3

Альтаир

α Орла



Капелла

α Возничего



Поллукс

β Близнецов




№3

На какой высоте в Санкт-Петербурге бывает верхняя кульминация Антареса (α Скорпиона)? Широту Санкт-Петербурга найти по географической карте и склонение звезды по карте звёздного неба.

№4

Каково склонение звёзд, которые в городе Ржеве кульминируют в зените? точке юга?

№5 (пример)

Сириус (α Большого Пса) был в верхней кульминации на высоте 100. Чему равна широта места наблюдения?

Дано: h = 100 Решение: h = 900 – φ + δ.

δ = – 160 39' Отсюда находим φ = 900 – h + δ = 900 – 100 – 160 39' = 630 21'.

Найти: φ. Ответ: 630 21'.


Указания:

Задача №1 – 10 баллов (если указано не менее 90% созвездий)

8 баллов (если указано 80% - 90% созвездий)

6 баллов (если указано 70% - 80% созвездий)

4 балла (если указано 60% - 70% созвездий)

2 балла (если указано 50% - 60% созвездий)

1 балл (если указано менее 50% созвездий)

0 баллов (ни одного созвездия)

Задача №2 – 3 балла (без ошибок)

2 балла (допущена одна ошибка)

1 балл (допущено две ошибки)

0 баллов (допущено более двух ошибок)

Задачи №3 и №4 – по одному баллу каждая

Система оценок:

«5» (отлично) – 13-15 баллов;

«4» (хорошо) – 11-12 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 9-10 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 9 баллов.

Время выполнения – 20 минут.

Ответы и решения

№1

На карту звёздного неба накладываем подвижную карту. Совмещаем время наблюдения на подвижной карте с датой наблюдения на звёздной карте. В окошке подвижной карты находим искомые созвездия.

№2

вариант

название звезды

созвездие

склонение, δ

прямое восхождение, α


1

Альдебаран

α Тельца

160 25'

4ч 33м

Арктур

α Волопаса

190 27'

14ч 13м

Ригель

β Ориона

– 80 15'

5ч 12м


2

Кастор

α Близнецов

320

7ч 31м

Спика

α Девы

– 100 54'

13ч 23м

Денеб

α Лебедя

450 06'

20ч 40м


3

Альтаир

α Орла

80 44'

19ч 48м

Капелла

α Возничего

450 57'

5ч 13м

Поллукс

β Близнецов

280 09'

7ч 31м


№3

Дано: φ = 600 Решение: h = 900 – φ + δ = 900 – 600 – 260 20' = 30 40'.

δ = – 260 20'

Найти: h. Ответ: 30 40'.


№4

Дано: φ = 560 15' Решение: h = 900 – φ + δ.

h1 = 900 Отсюда находим δ = h + φ – 900.

h2 = 00 δ1 = 560 15', δ1 = – 330 45'.

Найти: δ. Ответ: 560 15', – 330 45'.



























Самостоятельная работа «Законы движения планет»

№1

Марс дальше от Солнца, чем Земля, в 1,5 раза. Какова продолжительность года на Марсе? Орбиты планет считать круговыми.

№2

Звёздный период обращения Юпитера равен 12 годам. Через какой промежуток времени повторяются его противостояния?

№3

Замечено, что противостояния некоторой планеты повторяются через 2 года. Чему равна большая полуось её орбиты?

№4

Синодический период обращения планеты 500 суток. Определите большую полуось её орбиты.

№5

Определите массу Юпитера сравнением системы Юпитера со спутником с системой Земля-Луна, если первый спутник Юпитера отстоит от него на 422000 км и имеет период обращения 1,77 суток. Необходимые данные для Земли, Юпитера и Луны возьмите в справочнике. Массами Земли и Юпитера пренебречь по отношению к массе Солнца. Массами спутника Юпитера и Луны пренебречь по отношению к массе Юпитера и земли соответственно.

№6

Определите перигелийное расстояние астероида Икар, если большая полуось его орбиты равна 157 млн. км, а эксцентриситет составляет 0,83.


Указания:

Задачи №№1, 2, 6 – по одному баллу каждая.

Задачи №№3, 4 – по два балла каждая.

Задача №5 – три балла.

Система оценок:

«5» (отлично) – 6 баллов;

«4» (хорошо) – 5 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 3-4 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения – 20 минут.


Ответы и решения

№1

Дано: а1 = 1,5а2 Решение: = . Отсюда Т2 = ТЗ = ≈ 1,84 (года).

ТЗ = 1 год


Найти: Т. Ответ: ≈ 1,84 года.


№2

Дано: Т = 12 лет Решение: . Отсюда S = = ≈ 1,1 (года).

Найти: S. Ответ: ≈ 1,1 года.







№3

Дано: S = 2 года Решение: . Отсюда Т1 = = ≈ 0,67 (года).

Найти: а. Из третьего закона Кеплера находим: а1 = аЗ ≈ 0,76 а.е.

Если планета внешняя, то Т2 = = = 2 (года). Тогда

а2 = аЗ ≈ 1, 6 а.е.

Ответ: для внутренней планеты а1 ≈ 0,76 а.е., для внешней планеты а2 ≈ 1, 6 а.е.


№4

Дано: S = 500 сут Решение: . Отсюда Т1 = = ≈ 211 (сут).

Найти: а. Из третьего закона Кеплера находим: а1 = аЗ ≈ 0,69 а.е.

Если планета внешняя, то Т2 = = ≈ 1352 (сут).

Тогда, а2 = аЗ ≈ 2, 4 а.е.

Ответ: для внутренней планеты а1 ≈ 0,69 а.е., для внешней планеты а2 ≈ 2, 4 а.е.


№5

Дано: ас = 422000 км Решение. Запишем третий обобщённый закон Кеплера для

ал = 384000 км систем Юпитер-спутник, Земля-Луна: =

аз = 150000000 км и = . Отсюда выражаем массу Солнца и

аю = 778000000 км массу Юпитера. Получаем выражение:

Тс = 1,77 сут Мю = Мз ≈ 318Мз.

Тл = 27,3 сут

Тз = 365 сут

Тю = 11,86 лет = 4328,9 сут

Найти: Мю. Ответ: ≈ 318Мз.



№5

Дано: а = 157000000 км Решение: q = а (1 – е) = 157000000 0,17 = 27000000 (км).

е = 0,83

Найти: q. Ответ: 27 млн. км.










Самостоятельная работа «Планеты Солнечной системы»

№1

Перечислите типы астрономических объектов, входящих в состав Солнечной системы.

№2

Какие планеты можно увидеть невооружённым глазом? Как их отличить от звёзд при длительных наблюдениях?

№3

У каких планет Солнечной системы есть кольца? У каких планет кольца были открыты с Земли до полёта к ним космических аппаратов?

№4

Какая планета подходит ближе всего к Земле и на какое примерно расстояние?

№5

Планета видна 23 сентября вблизи точки летнего солнцестояния. Что это за планета? Ответ объясните.

№6

Известно, что время от времени кольца Сатурна исчезают для земного наблюдателя. Почему происходит это явление и как часто оно случается?


Указания:

Все задачи – по два балла каждая.

Система оценок:

«5» (отлично) – 10-12 баллов;

«4» (хорошо) – 8-9 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 6-7 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 6 баллов.

Время выполнения – 25-30 минут.


Ответы и решения

№1

Звезда Солнце, планеты, спутники планет, карликовые планеты, астеройды (или малые планеты), кометы, метеоройды. Всего 7 типов астрономических объектов.

№2

Невооружённым глазом можно увидеть следующие планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Планеты смещаются на фоне звёзд. При хорошем знании звёздного неба планету можно обнаружить как «лишнее» светило в созвездии.

№3

Кольца есть у следующих планет: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. С Земли были открыты кольца у Сатурна и Урана.

№4

Венера. При соединении планет расстояние между ними около 40 млн. км.

№5

Любая, кроме Меркурия и Венеры, т.е. это могла быть одна из внешних планет – Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. 23 сентября Солнце находится вблизи точки осеннего равноденствия. Значит, планеты, наблюдающиеся в окрестности точки летнего солнцестояния, будут располагаться на угловом расстоянии от Солнца порядка 900 (т.е. в квадратуре). В таком положении относительно Солнца с Земли могут наблюдаться только внешние планеты.

№6

Это происходит тогда, когда Земля находится в плоскости колец Сатурна. Кольца очень тонкие и при наблюдении с ребра не заметны. Происходит это два раза за сидерический период Сатурна, т.е. примерно каждые 15 лет.



Самостоятельная работа «Солнце и звёзды»

№1

Звезда вдвое больше и вдвое горячее Солнца. Во сколько раз её светимость превышает солнечную?

№2

Какова светимость звезды, если её видимая звёздная величина 3m, а расстояние до неё 7500 световых лет?

№3

Звезда Арктур имеет массу, в 1,5 раза бóльшую, чем у Солнца, светимость – в 210 раз бóльшую, чем у Солнца, и температуру 4300 К. Чему равна её средняя плотность? Средняя плотность солнечного вещества равна примерно 1400 кг/м3.


№4

Параллакс Веги 0,11''. Сколько времени свет от неё идёт до Земли?


№5

Параллакс Веги равен 0,12'', а звёздная величина – 0m. На каком расстоянии от Солнца на прямой Солнце-Вега должен находиться наблюдатель, чтобы эти две звезды были одинаково яркими? Видимая звёздная величина Солнца равна –26,8m.


Указания:

Задачи №№1, 4 – по одному баллу каждая.

Задачи №№2, 3 – по два балла каждая.

Задача №5 – четыре балла.

Система оценок:

«5» (отлично) – 5 баллов;

«4» (хорошо) – 4 балла;

«3» (удовлетворительно) – 3 балла;

«2» (неудовлетворительно) – менее 3 баллов.

Время выполнения – 20 минут.





Ответы и решения

№1

Дано: R = 2Rс Решение. Воспользуемся формулой для светимости звезды: L = 4πσR2T4.

Т = 2Тс Тогда получаем: = = 64.

Найти: . Ответ: 64.

№2

Дано: m = 3 Решение. Находим абсолютную звёздную величину по формуле:

D = 7500 св. лет М = m + 5 – lgD = 3 + 5 – lg2300 ≈ – 8,8m. При расчётах

Найти: L. учли, что 7500:3,26 ≈ 2300 пк.

Находим светимость звезды по формуле: lgL = 0,4(5 – М).

Проводим вычисление: lgL ≈ 5,52. Значит, L ≈ 330000.

Ответ: L ≈ 330000.






№3

Дано: М = 1,5Мс Решение. Плотность вещества, заключённого в сфере равна: ρ =

L = 210Lс ρ = . Размеры звезды: R = . Значит, получаем

Т = 4300 К ρ = ρс ≈ 93,5 г/см3.

ρс = 1400 кг/м3

Найти: ρ. Ответ: ≈ 93,5 г/см3.


№4

Дано: π = 0,11'' Решение: D = = ≈ 9,1 пк ≈ 29,6 св. лет.

Найти: D. Ответ: ≈ 29,6 св. лет.


№5

Дано: π = 0,12'' Решение. Расстояние до Веги равно: D = 1/0,12'' ≈ 8,3 пк ≈ 1,7 106 а.е.

m1 = 0 Расстояние от Земли до Солнца составляет 1 а.е. Если Солнце

m2 = – 26,8 удалить на расстояние 1,7 106 а.е., оно светило бы в 2,9 1012 раз слабее,

Найти: r. чем Вега, и имело бы звёздную величину 26,8m + 2,5lg (2,91012) =+4,4m.

Вега имеет видимую звёздную величину 0m. Поскольку разность в 5 звёздных величин означает различие по яркости в 100 раз, различие в 4,4 звёздные величины означает, что Вега светит приблизительно в 58 раз ярче Солнца. Учитывая, что яркость звезды падает обратно пропорционально квадрату расстояния, получаем, что точка наблюдения находится на расстоянии 0,97 пк по направлению к Веге или 1,26 пк по направлению от Веги.


Ответ: r = 0,97 пк.


























Итоговая контрольная работа


№1

Какой наибольшей высоты достигает Вега в Вологде. Склонение Веги δ = +38047', широта Вологды φ = 59013' с.ш.

Ответ: _____________.

№2

Расстояние до звезды Бетельгейзе составляет 200 пк. Чему равен её параллакс?

Ответ: _____________''.

№3

Звезда какой звёздной величины – 11m или 16m – ярче и во сколько раз?

Ответ: _____________ раз.

№4

Минимальное расстояние от Солнца до кометы равно 0,8 а.е., а максимальное – 8,2 а.е. Чему равна большая полуось орбиты кометы?

Ответ: ______ а.е.; ________.

№5

Юпитер удалён от Солнца примерно в 5 раз больше, чем Земля. За какое время Юпитер совершает полный оборот вокруг Солнца? Орбиты Юпитера и земли считать круговыми.

Ответ: _____________ года.

№6

На каком расстоянии находится галактика, удаляющаяся от нас со скоростью 30000 км/с?

Ответ: _____________ Мпк.

№7

На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга-Рассела.















Выберите два утверждения о звёздах, которые соответствуют диаграмме.

1) Плотность белых карликов существенно меньше средней плотности гигантов.

2) Звезда Канопус относится к сверхгигантам, поскольку её радиус почти в 65 раз превышает радиус Солнца.

3) Температура звёзд спектрального класса G в 3 раза выше температуры звёзд спектрального класса А.

4) Солнце относится к спектральному классу В.

5) Звезда Альтаир имеет температуру поверхности 8000 К и относится к звёздам спектрального класса А.


О твет:



№8

На рисунке приведено схематическое строение галактики «Млечный путь» (вид сбоку). Цифрами обозначены основные элементы галактики. Выберите два верных утверждения из пяти приведённых ниже, и запишите их номера.












1) Цифрой 2 отмечено Солнце.

2) Цифрой 6 отмечено шаровое скопление.

3) Цифрой 7 отмечен галактический диск.

4) Цифрой 3 отмечен спиральный диск.

5) Цифрой 1 отмечено Магелланово облако.


О твет:

№9

На рисунке представлена эволюция средних по размеру (масса близка к массе Солнца) и больших звёзд. Цифрами обозначены основные этапы этой эволюции. Выберите два верных утверждения из пяти приведённых, и запишите их номера.














1) Цифрой 1 отмечена стационарная стадия развития звезды средних размеров, на которой происходит выгорание водорода.

2) Цифрой 8 отмечена начальная стадия развития звезды.

3) Цифрой 5 отмечено превращение обычной звезды в красного гиганта.

4) Цифрой 4 обозначена чёрная дыра, в которую превращается массивная звезда в конечной стадии своей эволюции.

5) Цифрой 7 отмечен взрыв звезды больших размеров, и превращение её в сверхновую звезду.


О твет:





№10

Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики планет Солнечной системы.


Название планеты

Среднее расстояние от Солнца (в а.е.)

Диаметр в районе экватора, км

Наклон оси вращения

Первая космическая скорость, км/с

Меркурий

0,39

4879

0,6′

3,01

Венера

0,72

12 104

17722′

7,33

Земля

1,00

12 756

2327′

7,91

Марс

1,52

6794

2511′

3,55

Юпитер

5,20

142 984

308′

42,1

Сатурн

9,58

120 536

2644′

25,1

Уран

19,19

51 118

9746′

15,1

Нептун

30,02

49 528

2819′

16,8


Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.

1) Ускорение свободного падения на Уране составляет около 15,1 м/с2.

2) На Нептуне может наблюдаться смена времён года.

3) Вторая космическая скорость для Марса составляет примерно 5,02 км/с.

4) Чем дальше планета располагается от Солнца, тем больше её объём.

5) Орбита Юпитера находится на расстоянии примерно 280 млн. км от Солнца.


О твет:



Указания

За задачи №№1-6 ставится по одному баллу за каждую, если задача решена правильно (верно указан ответ, ответ может быть приближённым).

За задачи №№7-10 ставится по два балла за каждую, если оба выбранных утверждения верны, если допущена одна ошибка – 1 балл, две ошибки – 0 баллов.

Система оценок:

«5» (отлично) – 12-14 баллов;

«4» (хорошо) – 10-11 баллов;

«3» (удовлетворительно) – 8-9 баллов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 8 баллов.


Ответы записываются в таблицу


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ






















Ответы к заданиям итоговой контрольной работы


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

69034'

0,005''

≈ 100 раз

4,5 а.е.

≈ 11,2 лет

400 Мпк

25 или 52

23 или 32

15 или 51

23 или 32


Решение заданий


№1

Используем формулу связи высоты светила, широты места наблюдения и склонения звезды: h = 900 – φ + δ = 900 – 59013' + 38047' = 69034'.


№2

Используем формула связи расстояния до звезды с её параллаксом: r = . Отсюда выражаем параллакс звезды: π = = 0,005''.

№3

Воспользуемся формулой Погсона: = 2,512М – m = 2,51216 – 11 ≈ 100 раз.

№4

Воспользуемся формулами связи перигельного и апогельного расстояний с эксцентриситетом: q = a(1 – e), Q = a(1 + e). Отсюда находим большую полуось орбиты кометы: а = = 4,5 а.е.

№5

Воспользуемся третьим законом Кеплера: = . Отсюда находим: Т2 = Т1 ≈ 11,2 лет. Использовали табличные данные для Земли: Т1 = 1 год, а1 = 1 а.е.


№6

Воспользуемся законом Хаббла: v = H r, где H = 75 км/(Мпк с) – постоянная Хаббла, r – расстояние до галактики. Отсюда находим, r = v/H = 30000/75 = 400 Мпк.


Задачи №№7-10 указывается последовательность цифр в любом порядке.




















Астрономия


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1.Созвездия, звёздная карта, небесные координаты.

2.Законы движения планет.

3.Планеты Солнечной системы.

4.Солнце и звёзды.

5.Галактики.

РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

1.Галактики.

ПРАКТИКУМ

1.Оценивание форму галактики методом «звёздных черпаков».

2.Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах.


ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА