СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СБО Рабочая программа КТП 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

СБО Рабочая программа КТП 5 класс

Просмотр содержимого документа
«СБО Рабочая программа КТП 5 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (далее СБО) разработана на основе:

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2014 №1897);

  • Учебного плана ГБОУ

  • Положения о рабочей программе ГБОУ

Данная рабочая программа разработана для изучения социально-бытовой ориентировки в 5 «В» классе, рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Данная программа составлена для учащихся, имеющих сложную структуру дефекта (снижение слуха, снижение интеллекта). Эти дети имеют ограниченный речевой опыт, недостаточный словарный запас, не владеют грамматическими закономерностями языка, плохо понимают обращенную к ним речь. На уроках работают пассивно, испытывают трудности по таким предметам как русский язык, развитие речи, чтение.

Цель курса социально – бытовой ориентировки: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений. Формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития учащихся, на всестороннюю подготовку к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Учебный процесс по предмету строится так, чтобы развивать и совершенствовать у обучающегося навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде.

Основные задачи обучения на уроках СБО:

  • расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.

  • Всестороннее формирование личности школьника.

  • Становление и развитие познавательного отношения к себе («Я-концепция»), к слышащим сверстникам и взрослым.

  • Накопление и развитие представлений об окружающем мире, обществе, в котором живет ученик.

  • Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения.

  • Формирование полноценной речевой деятельности.

  • Расширение кругозора, формирование знаний и умений, эстетических представлений, проявлению элементов творчества.

  • Воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость.

  • Формирование элементов трудовой культуры: организации труда, экономии и бережливости, строгому соблюдению правил безопасной работы и гигиены труда.

  • Развитие ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

На уроках СБО обучающийся получает элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.); информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.

Основными принципами являются:

  • направленность на развитие детей;

  • широкая опора на различные виды деятельности, в том числе и на предметно практическую деятельность;

  • использование коллективных форм деятельности;

  • реализация предметных и межпредметных связей, доведенных до уровня интеграции содержания обучения;

  • дифференцированный подход к уровню требований (содержание, методы, приемы обучения), предъявляемых к различным категориям детей с нарушениями слуха с учетом сложной структурой дефекта;

  • усиление воспитывающего характера;

  • преемственность каждого этапа обучения с последующим и непрерывность в развертывании курса как по вертикали (от класса к классу), так и по горизонтали(внутри одного класса) с пошаговым освоением содержания обучения;

  • освоение образовательной программы на основной ступени обучения характеризуется преимущественным обращением к вербализованным материалам различной степени сложности. Работа с текстом выходит на первый план, что определяет необходимость особой организации обучения для детей, имеющих нарушения речи.

Неотъемлемая часть занятий — формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в жизненных различных ситуациях.

Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт обучающегося как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых.

В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. При этом, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала происходит использование опыта учащихся как базы для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.

Образовательные потребности:

- обязательность непрерывности коррекционного процесса, тесная взаимосвязь реализации целей и задач освоения предметных областей и коррекционной работы (индивидуальных (групповых) логопедических занятий);

- создание условий, нормализующих /компенсирующих состояние речевой деятельности, других психических функций, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

- постоянный мониторинг динамики формирования личностных, метапредметных и предметных результатов с целью оптимизации процесса развития речемыслительной деятельности;

- применение специальных методов и приемов, средств обучения, в том числе, компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию принципа «обходного пути», повышающих контроль за устной и письменной речью;

- профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения социальных контактов, обучения умению применять эффективные коммуникативные стратегии и тактики.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез, экскурсии, сюжетно- ролевые игры, игровые обучающие ситуации, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов и др.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.

Для занятий по СБО требуется разнообразный дидактический раздаточный материал. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений, зарисовок. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия. Домашнее задание, как правило, не задается.

Межпредметные связи:

  • СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

  • СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

  • СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

  • СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

  • СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.

Ожидаемые результаты обучения:

Базовые УД:

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • ориентироваться в пространстве класса;

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • наблюдать;

  • работать с информацией.

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

Личностные:

  • формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

  • привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

  • развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

  • развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

  • овладение социально ­бытовыми умениями.

  • умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

  • владение простыми навыками поведения в споре со сверстниками;

  • умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и др;

  • привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду.

Реализация коррекционной работы по разделам предмета социально – бытовая ориентировка в 5 классе

п/п

Разделы

Коррекционная работа

«Личная гигиена»

Развитие памяти на основе запоминания последовательности выполнения приемов чистки зубов, мытья рук, ног. Пополнение объема понятийного словаря. Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. Формирование стойких гигиенических навыков. Развитие логического мышления на основе упражнений в подборе средств и инструментов, средств и приспособлений по уходу за зубами и волосами.

«Одежда и обувь»

Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. Развитие мелкой моторики на основе упражнений в пришивании по уходу за одеждой. Развитие памяти и внимания при запоминании этапов ухода за обувью и складыванию вещей, правил по ТБ.

«Семья»

Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании понятия семья. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи при разговоре со старшими во время ролевых игр.

«Культура поведения»

Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи при разговоре со старшими во время ролевых игр.

«Познай себя»

Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Развитие диалогической речи при разговоре со старшими во время ролевых игр.

«Жилище»

Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. Развитие мышления на основе упражнений в сравнении и различении жилых помещений. Пополнение понятийного словаря.

«Транспорт»

Развивать осознанное восприятие в процессе знакомства с городским транспортом и правилами поведения в нем. Развитие диалогической речи при ответах на вопросы. Развитие мышления при решении ситуационных задач.

«Торговля»

Развивать пространственную ориентировку и зрительное внимание при знакомстве с видами торговых предприятий и правилами приобретения товаров. Развитие памяти и внимания на основе упражнений в классификации и различении. Развитие монологической речи при составлении рассказа по картинкам.

«Питание»

Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола. Развитие внимания при работе с рецептами, развитие зрительной памяти при подборе посуды для сервировки стола. развитие мелкой моторики при упражнении в нарезании овощей кубиками. Расширение объема понятийного словаря.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  • Личная гигиена 

  • Учащиеся должны знать:

  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила освещенности рабочего места, правила охраны зрения при чтении и просмотре телепередач, работы за компьютером, о вреде курения.

  • Учащиеся должны уметь:

  • Совершать вечерний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стричь ногти на руках и ногах, стирать индивидуальные вещи и содержать их в чистоте, беречь зрение, корректно отказаться от предлагаемых первых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

  • Одежда и обувь

  • Учащиеся должны знать:

  • Виды одежды и обуви, их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов.

  • Учащиеся должны уметь:

  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону, сушить и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь.

  • Питание

  • Учащиеся должны знать:

  • Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола, правила мытья посуды и уборки помещения.

  • Учащиеся должны уметь:

  • Прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами.

  • Семья

  • Учащиеся должны знать:

  • Родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их.

  • Учащиеся должны уметь:

  • Записать имя, отчество, фамилию членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

  • Культура поведения

  • Учащиеся должны знать:

  • Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.

  • Учащиеся должны уметь:

  • Следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу, правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом.

  • Жилище

  •  Учащиеся должны знать:

  • Виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.

  • Учащиеся должны уметь:

  • Писать адрес на почтовых открытках, на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении.

  • Транспорт

  • Учащиеся должны знать:

  • Основные транспортные средства, рациональный маршрут проезда до школы-интерната, правила дорожного движения, дорожные знаки.

  • Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.

  • Торговля

  • Учащиеся должны знать:

  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов, их отделы, содержание продукции, правила поведения в магазине, правила покупки товаров, стоимость хлебных, молочных продуктов, круп, некоторых овощей и фруктов.

  • Учащиеся должны уметь:

  • Выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, оплатить, проверить чек и сдачу, культурно разговаривать с продавцом.


Виды и формы контрольных работ

Текущие контрольные работы проводятся в виде тестов, несколько раз в году сразу после изучения крупных тем программы. По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения. Продолжительность текущей контрольной работы в зависимости от ее объема может колебаться от 5 до 40 минут.

Для обучающихся предлагаются тесты разного уровня сложности (Iи IIуровни).

Для обучающих I уровня предложены тесты разных видов:

  • Тесты с однозначным выбором ответа. (Задание: выбери правильный ответ.)

  • Тест на определение правильности утверждений. В варианты ответов внесено более одного верного ответа. (Задание: выбери верные утверждения.)

  • Тесты на дополнение. В этих тестах задания с пропущенными словами, которые даны в словах для справок. (Задание: допиши предложения, используя слова для справок.)

  • Тесты на установление соответствия. В таких тестах предлагается сразу ряд заданий и ответов к ним. В результате обучающиеся должны соединить стрелкой цифру с буквой. (Задание: допиши предложения, используя слова для справок.)

Для обучающихся II уровня предложены тесты одного вида: тест с однозначным выбором задания.

Целью проведения итоговых контрольных работ является проверка уровня достижения планируемых результатов по предмету в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, год). В итоговые контрольные работы входят знания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Тест

1

1

1


3

Итоговый контрольный тест




1

1


Критерии оценивания устных и письменных работ учащихся

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

81 % и более

Отлично (5)

61-80%

Хорошо (4)

50-60%

Удовлетворительно (3)

менее 50%

Неудовлетворительно (2)


Критерии оценивания устных ответов:

« ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

«3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

«2» ставится, если учащийся не усвоил учебный материал.

Домашнее задание по предмету СБО не предусматривается.

Список используемой литературы:

  1. Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М: Просвещение, 2017.

  2. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н., Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя/ Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 200 с. – (Коррекционная педагогика)

  3. СубчеваВ.П.. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие для школ VIII вида 5-9 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2019г.

  4. СубчеваВ.П.. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных коррекционных школ VIII вида 5 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2020г.




Учебно-тематическое планирование по СБО 5 класс

(68 ч. в год, 2 ч. в неделю)

Тема урока

Содержание

Контроль

Словарная работа

Планируемые результаты обучения

Кол-во часов

Дата

1

2


Вводное занятие


Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.

Текущий


Социально-бытовая ориентировка

Знакомство с предметом с СБО.

2


Раздел «Личная гигиена» 8 ч

3

Выполнение гигиенических процедур.

Личная гигиена. Значение личной гигиены для здоровья человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета.

Текущий


Гигиена, личная гигиена,


гигиена зрения, личные вещи, парикмахер, прическа, полоскание,

кариес, эмаль, стопа, ноготь, маникюр, педикюр, стоматолог


Сформировать умения:- выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);

-мыть тело;

-мыть и расчёсывать волосы;

-чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;

-пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;

-оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.


1


4

Личные вещи. Содержание в порядке личных вещей

Личные вещи: носовой платок, зубная щетка, расческа, мочалка, полотенца, носки, трусы – только для индивидуального пользования. Содержание их в чистоте – залог здоровья.

Текущий

1


5

Уход за руками и ногами.

Правила ухода за кожей рук, ног. Правила ухода за ногтями.

Комбинированный

1


6

Уход за зубами.

Правила ухода за зубами. Регулярная чистка зубов.

Комбинированный

1


7

Уход за волосами.


Уход за волосами. Типы волос и пользование шампунем в соответствии с типом волос. Здоровье и красота прически.

Комбинированный

1


8

Гигиена зрения.


Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач. Значение освещения для глаз. Гигиена зрения. Как смотреть телевизор.

Комбинированный

1


9

Курение и здоровье

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие организма человека. Воспитание силы воли. Формы корректного отказа от алкоголя и курения

Комбинированный

Табак, никотин, пассивные курильщики

Знать о вреде курения, алкоголя. Уметь корректно отказаться от предлагаемых папирос, глотка алкоголя, проявив силу воли.

1


10

Алкоголь и здоровье

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье и развитие организма человека, особенно детского организма.

Текущий

Алкоголь

1


Раздел «Одежда и обувь» 5 ч.

11

Одежда, головные уборы, обувь, их назначение.

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Разнообразные виды одежды. Сезонная и демисезонная одежда.

Ведение новых знаний

Одежда

Головной убор

Обувь

. Умение подбирать одежду, головные уборы и обувь по сезону, различать одежду и обувь в зависимости от их. назначения (повседневная, праздничная, спортивная). Уметь сушить и

чистить одежду; подготавливать одежду и обувь к хранению; подбирать крем и

чистить кожаную обувь.


1


12

Правила и приёмы ухода за одеждой и головными уборами.

Правила ухода за одеждой, головными уборами и обувью из различных материалов. Знакомство с сушкой и чисткой одежды.

Ведение новых знаний

Химчистка

Демисезонная

Повседневная

Плечики

Щетка

Легкая одежда

Вязанные вещи

1


13

Виды обуви

Систематизировать знания о видах обуви. Учить различать обувь в зависимости от назначения.

Ведение новых знаний

Сапоги

Ботинки


1


14

Правила и приемы ухода за обувью. Хранение обуви.

Знакомство с правилами и приемами ухода за обувью

Познакомить с правилами и приемами ухода за обувью


Текущий

Обувь

Кожаная

Замшевая

Тканевая

Резиновая

Хранение

1


15

Обобщение по теме «Одежда и обувь»



Повторить и обобщить знания пройденного материала.

Тест


1


II четверть

Раздел «Семья» 4 ч.

16

17


Семья, родственные отношения в семье.

Семья, родственные отношения. (мать, отец, сын, дочь и т.д.)

Запись состава семьи, имен, фамилии, отчеств, возраста

Текущий

Семья

Родственники


Знать родственные отношения в семье, состав семьи, имена, отчества, фамилии и их возраст.

Уметь записать ФИО членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

2


18

19

Состав семьи учащегося, отношения в семье.

Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, их дни рождения.

Рассказ о своей семье.

Текущий

2


Раздел «Культура поведения» 10 ч.

20

21

Значение осанки.

Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя; как элемент культуры поведения. Формы исправления осанки.


Комбинированный

Осанка, грация, походка, сколиоз.

Знать требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя.

Уметь следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя, следить за своей походкой и жестикуляцией.

2


22

Речевой этикет.Урок игра.

Правила поведения при встрече и расставании.

Формы обращения к старшим, сверстникам при встрече и расставании: приемы обращения с просьбой, вопросом.


Урок практикум

Этикет, сверстник

Знать правила поведения при встрече и расставании.

Уметь правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях.

1


23

Коллектив и личность

Правила поведения в обществе, формирование представлений как человек становится личностью, когда добровольно подчинит свои действия моральным требованиям общества.

Комбинированный

Человек, личность, коллектив

Знать:

- моральные требования общества (принятие долга, ответственности перед семьей, товарищами).

-правила поведения в зрелищных и

культурно-просветительских учреждениях.

Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками.

1


24

Манера поведения

Поза, походка, поклон, кашель, чихание, взгляд, смех.

Комбинированный

Поза, походка

1


25

В гостях

Время и продолжительность визита, визит с целью знакомства, ответный визит

Комбинированный

Визит

1

07.12

26

Гости. Хозяева дома. Прием гостей. Уход гостей.

Правила приема гостей.

Урок практикум

Гости.

Этикет

1


27

28

Правила поведения за столом. Сервировка стола к чаепитию.

Соблюдение правил поведения за столом. Посадка за столом. Правильная осанка во время приёма пищи. Допустимая беседа за столом.

Использование столовых приборов, салфеток.

Комбинированный

Этикет

2


29

Обобщение по теме «Культура поведения»

Повторить и обобщить знания пройденного материала.

Тест


1


Раздел «Познай себя» 5 ч.

30

31

Я и мои друзья

О гуманности. О красоте. Эгоизм. Трусость. Малодушие. Правила поведения в

семье. Обязанности по дому.


Комбинированный

Дружба

Знать

Уметь оценивать поступки свои и других людей, критически относится к себе.

2

24.12

II четверть

11.01

32

О молодости и старости

Комбинированный

Ребенок, юноша,

1

14.01

33

34

Об отношении к ошибкам своим и чужим

Комбинированный


2

18.01

21.01

Раздел «Жилище» 8 ч.

35

Виды жилых помещений в городе и селе: жилой дом, квартира, интернат.

Знакомство с видами жилых помещений в городе и селе. Понятия «жилой дом», «интернатские помещения».

Различие между «жилым «домом и интернатом. Рассказ о своём жилье.

Введение новых знаний

Жильё, квартира, дом.

Знать виды жилых помещений в городе и в селе, их различие.

1

25.01

36

Варианты квартир и подсобных помещений:

 Жилье по конструкции- комнаты отдельные, смежные; по назначению - спальня, гостиная, кухня, ванная и др. Организация рабочего места школьника.

Текущий

Квартира, комната

Знать гигиенические требования к жилому помещению, правила организации рабочего места школьника.

1

28.01

37

38

Почтовый адрес дома, школы-интерната.

Знакомство с почтовым адресом дома, школы-интернат.

Запись своего и обратного адреса.

Пр. занятие «Заполнение почтового адреса на открытке, почтовом конверте».

Введение новых знаний

Практическая работа

Почта, адрес, индекс, почтальон

Знать почтовый адрес

своего дома и школы-интерната.

Уметь писать адрес на. почтовых открытках, на почтовых конвертах.


2

01.02

04.02

39

Гигиенические требования к жилому помещению.

Санитарно-гигиенические требования к жилому помещению.


Введение новых знаний

Проветривание

Жилое помещение

Знать:

- санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне

Уметь:

- соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне

-соблюдать порядок на рабочем столе и во всем жилом помещении

1

08.02

40

41

Инвентарь и приспособления для уборки.

Правила вытирания пыли, подметания пола.

Инструктаж по технике безопасности при уборке. Санитарно-гигиенические требования к уборке.


текущий


2

11.02

15.02

42

Обобщение тем по разделу «Жилище»

Повторить и обобщить знания пройденного материала.

тест


1

18.02

Раздел «Транспорт» 6 ч.

43

Виды транспортных средств

Виды транспортных средств в городе и деревне. Название видов транспортных средств (таблица).

Введение новых знаний

Транспортное

средство, пассажирский, грузовой,

Знать основные транспортные средства, имеющиеся в городе, селе; наиболее рациональный маршрут проезда, количество времени, затраченное на дорогу, пешеходный маршрут.

Уметь:

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

-правила дорожного движения;

-различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома в школу и обратно;

- пользоваться дорожной разметкой и светофором.

1

22.02

44

Правила дорожного движения

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Знаки на дороге, регулирующие движение транспорта и пешехода.

Введение новых знаний

Дорога

Пешеходный переход

Регулировщик

Светофор


1

25.02

45

Знаки дорожного движения

Значение дорожных знаков для пешехода, водителя. Рисование дорожных знаков.

Введение новых знаний

1

01.03

46

Поведение в транспорте и на улице

Правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билетов, поведения в салоне, при выходе улицу.

Оплата проезда в транспорте

Текущий

Билет

Кондуктор


1

04.03

47

Проезд в школу, в город

Проезд в школу, до райцентра, по городу, по району (маршрут, виды транспорта).

Систематизация знаний

Маршрут

1

11.03

48

Обобщение знаний по теме «Транспорт»

Повторить и обобщить знания пройденного материала.

Текущий

Транспорт

1

15.03

Раздел «Торговля» 4 ч.

49

Виды торговых предприятий, Их значение.

Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных. Порядок приобретения товаров в магазине. Правила поведения в магазине

Введение новых знаний

Магазин

Знать виды магазинов, назначение продовольственных магазинов, их отделы и содержание продукции; правила поведения в магазине, правила. покупки товаров, стоимость продуктов. Уметь выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности, округленно подсчитать сумму за продукты, оплатить, проверить чек, сдачу; культурно вести себя с работником торговли.

1

18.03

IV четверть



50

Продуктовые магазины и их отделы

Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария.

Введение новых знаний

Продовольственный, бакалея, кулинария.

1

29.03

51

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.

Срок годности и стоимость.

Знакомство со сроком годности, стоимостью продуктов питания.

Определение по этикетке срока годности товара

Текущий

Этикетка, срок годности

1

01.04

52

Виды товаров: фасованные, в развес, в разлив.

Виды товаров фасованные и в развес, и в разлив. Стоимость продукта за определённое количество массы

Введение новых знаний

Развес, фасованные, разлив

1

05.04

Раздел «Питание» 11 ч.

53

Значение питания в жизни человека

Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека.

Введение новых знаний

Рацион

Знать: правила безопасной работы с режущими инструментами, электроприборами.


Уметь:

- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;

- определять способы употребления в пищу (в сыром, варёном, жареном виде) разных продуктов питания;

- различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;

- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;

- нарезать хлеб, сырые и вареные овощи;


1

08.04

54

Состав продуктов питания

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Продукты питания животного и растительного происхождения

Текущий

Рацион

1

12.04

55

Место приготовления пищи

Санитарно-гигиенические требования и правила

безопасной работы на кухне при приготовлении пищи. Гигиена посуды. Уход за плитой.


Введение новых знаний

Пища

Газовая плита

Электрическая плита

1

15.04

56

Хранение пищи. Холодильник

Хранение продуктов.

Срок годности. Правила выбора продуктов (овощных, мясных, рыбных) по дате изготовления, внешнему виду, запаху

Введение новых знаний

Срок годности

Холодильник

1

19.04

57

Другие способы хранения пищи

Правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него.

Текущий

Крупы

1

22.04

58

Кухонная посуда и приспособления

Инструктаж по технике безопасности при пользовании бытовыми механическими приспособлениями и электроприборами (мясорубка, миксер).

Введение новых знаний

Мясорубка

Миксер

1

26.04

59

Напитки. Приготовление чая.

Секреты заваривания настоящего чая. Инструктаж по технике безопасности при работе с кипятком, электрочайником.

Введение новых знаний

Чай

1

29.04

60

Приготовление бутербродов

Общие правила приготовления бутерброда. Виды бутербродов (открытые, закрытые)

Комбинированный

Бутерброд

1

06.05

61

Приготовление пищи из овощей

Общие правила приготовления салатов. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом. Приготовление винегрета.Инструктаж по технике безопасности при работе с ножом.

Комбинированный

Овощи

Салат

1

13.05

62

Блюда из яиц

Способы приготовления яиц. Яйца отварные, яичница и омлет. Инструктаж по технике безопасности.

Комбинированный

Яйца

Белок

Желток

Скорлупа

1

17.05

63

Сервировка стола к завтраку

Правила сервировки стола к завтраку. Назначение столовой посуды и приборов. Назначение салфеток в сервировке и трапезе.

Практическая работа

Столовые приборы

Сервировка

1

20.05

64

Обобщение тем по разделу «Питание». Проверочный тест.

Повторить и обобщить знания пройденного материала.

Тест


1

24.05

65

Повторение пройденного материала за учебный год.

Повторить и обобщить знания пройденного материала.

Текущий


Выявить знания, умения и навыки полученные за год.

1


66

Повторение пройденного материала за учебный год.

Повторить и обобщить знания пройденного материала.

Текущий


Выявить знания, умения и навыки полученные за год.

1


67

Повторение пройденного материала за учебный год.

Повторить и обобщить знания пройденного материала.

Текущий


Выявить знания, умения и навыки полученные за год.

1


68

Повторение пройденного материала за учебный год.

Повторить и обобщить знания пройденного материала.

Текущий


Выявить знания, умения и навыки полученные за год.

1


ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа (учебно-тематическое планирование)

Корректировка программы

Тема

Количество часов

Дата

Тема

Количество часов

Дата

Семья, родственные отношения в семье.

2

05.11

09.11

Семья, родственные отношения в семье.

1

09.11


7