Урок - практикум
Выполнила : учитель географии МОУ СОШ №17
Проценко А.А .
тема: «Сельское хозяйство мира. Растениеводство. Животноводство. Рыболовство.»
Цель урока:
- продолжить формирование представлений и знаний об отраслях Мирового хозяйства;
- рассмотреть место и роль сельского хозяйства в мировой экономике, уникальность этой отрасли;
- сформировать представление об основных тенденциях и направлениях развития сельского хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
- проанализировать размещения ведущих отраслей сельского хозяйства.
Сельское хозяйство –
вторая ведущая отрасль
материального производства .
Понятие
о «зеленой революции
Рыболовство –
древнейший из
промыслов человечества
План урока
Растениеводство.
Зерновые культуры –
основа мирового
сельского хозяйства
Животноводство:
три ведущие отрасли
Растениеводство.
Масличные культуры.
Сахарные культуры.
Тонизирующие культуры.
Овощи и фрукты.
Растениеводство.
Технические культуры.
засухи
Сельское хозяйство
Зависит от
почвенно-климатических
условий
Обеспечивает
Использует
Население
пищевыми
продуктами
ветровая эрозия
Сельскохозяйственные угодья
наводнения
Неравномерного
распределения
по территории Земли:
-сельхозугодий
-водных ресурсов
легкую и пищевую
промышленность-
сырьем
Пахотные земли
сенокосы
пастбища
поверхностные и
подземные воды
+ использует
для обеспечения
водой животных
для искусственного
орошения
Отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства
Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве .
Товарное сельское хозяйство
Отличается
Потребительское сельское хозяйство
Отличается
- Высокой продуктивностью
- Интенсивностью развития
- Высоким уровнем специализации хозяйств
- Низкой продуктивностью
- Экстенсивностью развития
- Отсутствием специализации
Включает в себя:
Включает в себя:
- Интенсивное земледелие и животноводство с большим объемом заготовок
- Садоводство и овощеводство
- Экстенсивное земледелие парового и залежного типа
- Пастбищное животноводство
- Отсталое плужное и мотыжное земледелие
- Пастбищное животноводство
- Кочевое и полукочевое скотоводство
- Собирательство, охоту и рыболовство
Изменения в сельскохозяйственном
производстве под влиянием НТР
НТР
Углубление
специализации
Интенсификация
сельского хозяйства
- Механизация и химизация;
- Внедрение микроэлектроники,
автоматизации;
3. Новейшие достижения селекции
Высокий уровень имеют страны
Западной Европы и Япония;
в начале 2005 года на 1000 га приходилось тракторов в
Японии – 450
ФРГ – 200
Италии – 150;
Минеральных удобрений вносилось на 1 га в
Нидерландах – 780 кг
Бельгии – 570 кг
Японии – 380 кг .
Сельское хозяйство развивающихся стран
Включает в себя:
- Традиционный сектор – потребительское сельское хозяйство преимущественно растениеводческого направления с мелкими крестьянскими хозяйствами, обеспечивающими себя продуктами питания;
- Современный сектор – товарное сельское хозяйство с хорошо организованными плантациями и фермами, с использованием лучших земель и наемной рабочей силы, с применением современной техники, удобрений, основная продукция которых ориентирована на внешний рынок
Сельское хозяйство развитых стран.
Отличается резким преобладанием товарного сельского хозяйства. Оно развивается на основе механизации, химизации производства, применения биотехнологий, новейших методов селекции.
Техническое перевооружение и интенсификация производства привели к увеличению доли крупных хозяйств с узкой специализацией. При этом сельское хозяйство носит индустриальный характер, поскольку включено в единый агропромышленный комплекс с переработкой, хранением, транспортировкой и сбытом продукции, а также производством удобрений и техники (так называемый агробизнес).
Состав сельского хозяйства
Растениеводство
Животноводство
- Зерновые культуры
- Кормовые культуры
- Клубнеплодные культуры
- Технические культуры
- Садоводство и виноградарство
- Крупный рогатый скот
- Свиноводство
- Овцеводство
- Коневодство
- Верблюдоводство
- Птицеводство
- Оленеводство
Основные направления
- Выведение новых скороспелых сортов зерновых культур;
- Осуществление ирригационных проектов;
- Применение современной техники, удобрений, химикатов .
«Зеленая революция» - это преобразование сельского
хозяйства на основе современной агротехники
Значение «зеленой революции»
- Некоторые из развивающихся
стран стали удовлетворять свои
потребности в зерне путем
собственного производства;
2. Урожайность зерновых
возросла в 2-3 раза;
3. Увеличился спрос на машины
и удобрений.
Проблемы «зеленой революции
1. Носит «очаговый характер» получила
распространение в Мексике,
странах Южной и
Юго-Восточной Азии;
2. Она коснулась крупных хозяйств,
принадлежащих иностранным компаниям
«зеленая революция» - показала,
что отставание развивающихся
стран обусловлено не природными, а
социально-экономическими причинами
ПШЕНИЦА
КУКУРУЗА
Зерновые культуры
занимают в мире ½ всей обрабатываемой площади
-
Зерновые культуры
РИС
ЯЧМЕНЬ
Зерновое хозяйство мира держится на пшенице, рисе, кукурузе,
которые дают 4/5 валового сбора.
Задание. Рассмотрите диаграммы, сделайте вывод.
Надпишите в рабочей тетради соответствующие цифровые показатели.
Главные районы производства пшеницы в мире.
Задание. Рассмотрите карту, выпиши в рабочую тетрадь пять
стран-лидеров по производству зерна.
Главные страны-экспортеры зерна – США, Канада, Австралия, Франция
Главные районы производства риса в мире
Задание. Рассмотрите карту, выпишите в рабочую тетрадь пять стран-лидеров
по производству риса.
Главные страны-экспортеры риса – Таиланд, США, Индия, Пакистан, Италия
Десять первых стран по производству кукурузы
Страны
Валовой сбор, млн т
США
Китай
Бразилия
Мексика
Франция
ЮАР
Индия
Аргентина
Румыния
Италия
250
105
32
20
13
12
10
10
9
8
Задание. Выпиши в рабочую тетрадь пять первых стран
по производству кукурузы.
Главные страны-экспортеры кукурузы – США, Франция, Аргентина.
СОЯ
1-е место в мире
занимает США
АРАХАС
1-е место в мире
занимает Индия
Масличные культуры занимают
2-е место
в пищевом рационе.
Их доля велика в рационе населения стран
Азии, Африки, Латинской Америки.
Кокосовая пальма
Оливковое дерево
1-е место по сбору
оливок занимает Италия
ПОДСОЛНЕЧНИК
Задание. Определите по карте и запишите в рабочую тетрадь страны или
регионы мира лидеров по производству масличных культур.
Выполните тестовое задание
Главные районы производства сахарных культур в мире.
Задание. Рассмотрите карту и выпишите в рабочую тетрадь по пять
стран-производителей сахарного тростника и сахарной свеклы.
Тестовое задание
Тонизирующие культуры
Страны-лидеры
производства чая
Индия
Китай
Шри-Ланка
Задание. Выпишите по три страны-лидера по производству
тонизирующих культур.
Тестовое задание
ЛЕН
ХЛОПЧАТНИК
Технические культуры
ТАБАК
КАУЧУК
Главные районы и страны производства технических культур мира
Задание. Рассмотрите карту, выпишите в рабочую тетрадь страны и
регионы мира лидирующие в производстве технических
культур.
Тестовое задание
Крупный рогатый
скот
Свиноводство
Животноводство
Овцеводство
Животноводство стран мира
Задание. Выявите по карте районы разведения крупного рогатого скота,
свиноводства, овцеводства.
Страны-лидеры по поголовью
Задание. Объясните причины такого распространения отдельных отраслей
животноводства.
Интенсивное молочное и
мясо- молочное скотоводство
- в лесной и лесостепной
зонах умеренного пояса.
Мясной скот – в засушливых
районах умеренного и
субтропического поясов –
экстенсивное пастбищное
скотоводство.
В густонаселенных
областях с крупными промышленными центрами, в районах интенсивного животноводства, выращивания картофеля
Мясо-шерстное
направление в районах
с достаточным увлажнением
и относительно влажным
климатом, тонкорунное – в
засушливых районах.
2
1
3
Рыболовство – один из древнейших промыслов человечества
Мировая добыча рыбы и морепродуктов уже достигла 110 млн т/год.
4/5 обеспечивает рыболовство в морях и океанах, воды которых бороздят
15-20 тыс. рыболовных судов; 1/5 – рыболовство в пресных водах .
Она удовлетворяет до ¼ всех потребностей
человечества в животном белке.
Значение рыбы:
В Атлантическом океане
27%
В Индийском океане
9%
В Тихом океане улов рыбы
составляет 64%.
Рыболовство мира
Задание. Рассмотрите карту и выпишите в тетрадь страны-лидеры в добыче
морской рыбы.
Определите страны-лидеры по производству аквакультуры.