СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семь чудес Башкортостана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие на трех языках (английском, башкирском, русском)

Просмотр содержимого документа
«Семь чудес Башкортостана»

ГБПОУ Нефтекамский машиностроительный колледж

 


Методическая разработка бинарного внеклассного мероприятия








«Семь чудес Башкортостана»

посвященное 100-летию Башкортостана











Серия Внеклассное мероприятие













Выполнили: Азнабаева А.Б., Акитарова Т.С.


2018



Содержание

Пояснительная записка 3

4

1 План проведения мероприятия 4

5

1.1 Цель и задачи мероприятия 4

5

1.2 Актуальность темы 4

5

1.3 Проблемное поле 4

6

1.4 Требования к результатам усвоения учебного материала 5

6

1.5 Мотивация познавательной деятельности 5

6

1.6 Междисциплинарные связи 5

6

1.7 Обеспечение мероприятия 5

6

1.8 Основные технологии обучения, элементы которых

применяются на мероприятии 5


6

1.9 План мероприятия 6

7

1.10 Технологическая таблица мероприятия 6

8

    1. Организационные мероприятия по подготовке внеклассного

мероприятия 7

9

2. Основное содержание мероприятия 8

Список использованной литературы 15



1

1

1

1











Пояснительная записка

Предлагаемая методическая разработка внеклассного мероприятия составлена на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов. Формой занятия, посвященного 100-летию Башкортостана «Семь чудес Башкортостана», избран устный журнал, поскольку он как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории студентов, объединенных одной целью.

Устный журнал – это комплексная форма информации. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу. Главная отличительная особенность, специфика любого периодического издания – отражать самые актуальные, волнующие многих проблемы, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц».

Целью устного журнала является углубление, укрепление и расширение диапазона знаний студентов; формирование положительного отношения к самостоятельному обретению ими знаний; развитие и саморазвитие творческих способностей студентов, их активности; создание предпосылок самовоспитания, самосовершенствование, самоопределение обучающихся.

В данной методической разработке приводится план и содержание классного часа – устного журнала. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, чередуются виды деятельности.

Мероприятие ориентировано на активизацию мыслительного процесса и вовлечение каждого студента в мыслительный процесс, а также на умение работать коллективно и индивидуально.

Содержание данного мероприятия позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские, и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.

Весь процесс обучения классного часа – устного журнала, направлен на развитие аналитического мышления, усилению познавательного интереса к родному краю, к башкирскому языку, стремление сохранить родной язык, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов мышления для успешного закрепления знаний.

На занятии оптимально сочетаются традиционные и инновационные педагогические способы обучения: информационные технологии, проектный метод, познавательный диалог.

Методическая разработка может быть использована преподавателями истории, истории культуры Башкортостана, философии, русский язык, английский язык.

Данное мероприятие проведено в рамках декадника “Гуманитарные дисциплины”.

1 План проведения мероприятия

Тема: «Семь чудес Башкортостана»

Тип: обобщение и систематизация знаний

Форма организации: устный журнал с применением информационных технологий и учебно-исследовательской работы


    1. Цель познакомить учащихся с достопримечательностями, которые были выбраны жителями и гостями республики в рамках телевизионной акции «Семь чудес Башкортостана»

Задачи

Дидактические:

- обобщение материала, как системы знаний, проверка способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;

- изучение достопримечательностей Башкортостана;

Развивающие:

- развитие образно-мыслительной деятельности студентов;

- формирование стремления к овладению английского и башкирского языка; 

Воспитательные:

- воспитание толерантности и уважения при общении;

- воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своего народа


1.2 Актуальность темы:

В любом обществе воспитание гражданина и патриота, ценящего родную землю, ее традиции, национальную культуру и язык, уважающего историю своей Родины, относится к числу приоритетных направлений работы. Чтобы этот процесс протекал успешно, необходимо придать ему социально и личностно значимый характер. Понимание того, что Родина человека начинается с места, где родился, придет к ребенку только тогда, когда он будет включен в активную индивидуальную и совместную деятельность по изучению и преобразованию окружающей действительности, когда поймет, что его родной язык – это частица большой Родины. Базовым этапом формирования у студентов любви к Родине и языку, следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке).


1.3 Проблемное поле мероприятия

Система изучения своей малой Родины, погружение в мир краеведения, знание языков дает возможность развить в обучающемся элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Студентам нравится изучать свой край, узнавать новые слова на родном и английском языках. Все это способствует их нравственному, патриотическому, гражданскому воспитанию, заставляя читать их больше книг, обращаться чаще в библиотеку за материалом, позволяет воспитать вдумчивого, грамотного читателя новой эры.


1.4 Требования к результатам усвоения учебного материала

Студент должен знать:

- историю своего родного края;

Студент должен уметь:

- работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

- уметь готовить доклады в соответствии с требованиями к учебно-исследовательской деятельности;

- выступать перед аудиторией;

- уметь анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.


1.5 Мотивация познавательной деятельности

- стимулирование познавательной деятельности в вопросах изучения родного края;

- побуждение интереса к изучаемой теме;

- развитие творческой активности студентов, стремление к саморазвитию.


1.6 Междисциплинарные связи

История и культура Башкортостана, история, русский язык.


1.7 Обеспечение мероприятия

Наглядные пособия: доклады, слайды, видеоролики.

Технические средства обучения: проектор, компьютер.


1.8 Основные технологии обучения, элементы которых применяются на мероприятии.

1. На данном мероприятии используется проектный метод обучения, что способствует развитию у студентов самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в проектах, студенты учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. В основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

2. Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий открывает доступ к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно-методическими ресурсами, развивает творческие способности студентов.

3. Диалоговая технология развития мыслительной деятельности студентов, инструментом которой выступает познавательный диалог. Весь процесс обучения на классном часе направлен на развитие разговорной речи, усиление познавательного интереса к данной теме, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов мышления для успешного закрепления знаниями.


1.9 План мероприятия:

1. Вступительное слово преподавателя

2. Основная часть

Информация ведущих

1 страница – памятник национальному герою Салавату Юлаеву

2 страница – курай

3 страница – эпос «Урал батыр»

4 страница – пещера Шульган-таш

5 страница – башкирский мед

6 страница – Янгантау

7 страница – Красноусольские минеральные воды

3. Подведение итогов мероприятия, заключительное слово.

1.10 Технологическая таблица мероприятия

Этапы

мероприятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

Студента

Достижение

целей

Время

1.Организацион

ный момент

приветствие

взаимное приветствие

- воспитание организованности;

- психологическая подготовка

к занятию

2 мин

2.Мотивация учебной деятельности

- объявление темы;

- постановка целей занятия;

- обоснование актуальности темы


просмотр слайдов

- формирование интереса к изучаемой теме;

- воспитание толерантности и уважения;

- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;

3 мин

3.Проверка и оценка знаний, умений и навыков

беседа


- участие в диалоге;

- просмотр слайдов

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на занятии;

- обобщение и систематизация знаний о родном крае

10 мин

4.Прослушивание выступлений

прослушивание раннее подготовленного доклада, стихотворений.

- формирование навыков самоконтроля;

- анализ, выделение главного, обобщение выводов;

сценки на английс-ком и башкирском языках


- обобщить материал, как систему знаний;

-проверить способность к творческому мыш-

лению и самостоя-

тельной деятельности;

- воспитание стремле-ния к непрерывному совершенствованию своих знаний

20 мин.

5.Обобщение

и систематизация материала

- подведение итога выполненной работы;

- обобщение материала.


формулирование ответа на поставлен-

ный вопрос по теме.

проверка знаний и умений


5 мин.

6.Итоги мероприятия

подведение итога работы внеклассного мероприятия

обобщение материала



5 мин.


1.11 Организационные мероприятия по подготовке внеклассного мероприятия

Подготовительно-организационный период классного часа достаточно трудоемкий, но самый важный. От четкости его организации во многом зависит восприятие студентами дальнейшего учебного материала.

На первом этапе студенты заранее получают задания – выучить стихотворения на башкирском и английском языке, подготовить доклады о чудесах Башкортостана, выучить песню «Салават-батыр», подготовить инсценировку «Легенда о курае» и сказки «Медведь и пчелы». На этом этапе определяется тема беседы, ставится цель и задачи; разрабатывается перечень вопросов, которые раскрывают тему (план); готовятся выступления доклада и стихотворении среди студентов; готовятся выставочные материалы, видеоролики, наглядность.

Преподаватели заранее готовят проекционное оборудование и обеспечение: слайды, видеоролики.

2. Основное содержание внеклассного мероприятия

Азнабаева А.Б.


Һаумыһығыҙ, ҡәҙерле студенттар, уҡытыусылар!

2009 йылда Башҡортостан Республикаһында “Башҡортостандың ете мөғжизәһе” тип аталған конкурс иғлан ителә һәм 2009 йылдың октябрь айында Башҡортостандың ете мөғжизәһе билдәләнә.

Бөгөнгө, Башҡортостандың 100 йыллығына арналған “Башҡортостандың ете мөғжизәһе” тигән сарабыҙҙы асыҡ тип иғлан итәбеҙ.

Акитарова Т.С: Today we will speak about the place we live – Bashkortostan, and about seven wonders of our republic. I hope you will get lot of useful information.

Look at the globe:

Here it is, the Earth.

And on it, Bashkiria,

No bigger than a leaf.

Just one small birch leaf,

One leaf on a tree.

And the birch, the great Russia,

Stands so green and tall. (Mustai Karim. Translated by Arthur Shkarovsky) [6, 15 с.]

In 2009 the broadcasting company «Bashkortostan» took a voice in order to identify the Seven wonders of Bashkortostan. 180 objects were proposed, which scored the highest number of votes. According to the results of the competition seven sites were selected. What are they? Name, please.

They are Salavat Yulayev Monument, Kurai, Epos “Ural-batyr”, the Shulgan-Tash (Kapova) Cave, Bashkir Honey, Krasnousolsk Mineral Spring, Yangantau Mountain.

 Today we will speak about these wonders.

Первое чудо Башкортостана -  памятник национальному герою Салавату Юлаеву.
- Где он расположен? (в Уфе) 
Видеоролик «Салават Юлаев»

Азнабаева А.Б: Салауат Юлаев һәйкәле – Рәсәйҙә ат һынындағы иң ҙур һәйкәл, бейеклеге – 9,8 метр, ауырлығы – 40 тонна. Башҡорт халҡының арҙаҡлы улы Салауат Юлаевҡа ҡуйылған һәйкәлдең скульпторы – Сосланбек Тавасиев.

Хазиахметова Разалия: Памятник Салавату Юлаеву открыли 17 ноября 1967 года. Это самая большая конная статуя в России, высотой почти 10 метров и весом 40 тонн.  Сульптором памятника является Сосланбек Тавасиев, который работал над ним 30 лет. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление царских войск, идущих на разгром Пугачева. Но Салават принял решение примкнуть к Пугачеву и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. 

Салават Юлаев был не только великим воином, но и замечательным поэтом, который очень любил свою Родину и писал об этом в своих стихах.


Акитарова Т.С: Стихотворение на английском языке читает Бадретдинов Руслан «Glory to Salawat»

Salawat has his sky-blue jelan on
Bow and arrows are tied to his belt,
Bow and arrows are tied to his belt.

Hai, hai, hai, he destroyed the enimies,
Hai, hai, hai, the batyr of the Bashkir land.

He didn’t spare himself in the battle,
Won the glory in his native land,
Won the glory in the Bashkir land.

Hai, hai, hai, in the plains by the Ural range
The song of glory resounded,
The song of glory resounded.
Salawat Yulaev is famous for his poems as well.

А.Б. Вторым чудом Башкортостана являетсякурай. Ҡурай – башҡорт халҡының милли музыка ҡоралы һәм символы. Уның ете тажы, берләшкән ете ырыуҙы символлаштыра. Башҡортостандың флагында ла, гербында ла ҡурайҙың ете тажы һүрәтләнгән. Ҡурай — сатыр сәскәлеләр ғаиләһенә ҡараған күп йыллыҡ үҫемлек. Белмәгән ҡайһы бер кешеләр уны ҡамыш тип атап ныҡ яңылыша. Ҡурайҙың һабаҡтары ҡырлы-ҡырлы. Бейеклеге 120— 170 см. Ҡурай Урал тауының төньяғынан көньяҡ сиктәренә тик¬лем үҫә. Әйтергә кәрәк, ҡурай, Уралдан тыш, Алтай, Саян тауҙарында һәм Яҡут-Сахала үҫә, ә музыка ҡоралы булараҡ тик башҡорттарҙа ғына таралған. Был, әлбиттә, быуаттар төпкөлөндә ҡалған ғәжәп бер сер.

Театрализованное представление «Курай» на английском языке [3, 59 с.]

 Послушайте мелодию курая.

Азнабаева А.Б: Башҡортостандың өсөнсө мөғжизәһе “Урал-батыр” эпосы. «Урал батыр» эпосы – башҡорт халҡының борон-борондан, телдән телгә күсеп, һаҡланып килгән ғәжәйеп һоҡланғыс эпосы – 4576 шиғри юлдан тора. Йәшәйешебеҙҙең, ғүмер итмешебеҙҙең, нигеҙе ул “Урал батыр” эпосы.

«Урал батыр» эпосы – башҡорт халҡының баш китабы. Ул 1910 йылда Мөхәмәтшә Буранғолов тарафынан яҙып алына.


Акушев Вадим: «Урал-батыр» — башкирский национальный эпос, записанный в 1910 году Мухаметшой Абдрахмановичем Бурангуловым, самое крупное произведение башкирского эпоса. «Урал-Батыр» принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии — кубаир.   В данном эпосе воспевается легенда о двух братьях: Шульген и Урал. Старший брат Шульген был непослушным сыном и им завладели злые силы, а младший, Урал, делал добро и помогал людям. Они несколько раз сталкивались на поле битвы, и каждый раз Урал-батыр прощал брата. Шульген лишил всех воды, спрятав ее глубоко под камнями, оставив одно озеро, которое было отравлено. Урал-батыр выпил все озеро, чтоб другие не отравились. Сын его – Идель, взяв меч отца, пробил скалы и победил зло, выпустив воду… 



Послушайте отрывок из эпоса «Урал-батыр». (ПК-261 Лолита)



Моисеева Алина: Epos «Ural-Batyr» is the largest and ancient epic work of Bashkir folklore. It passed down by word of mouth for thousands of years from generation to generation. «Ural –Batyr» is rich in historical facts and reflects the historical memory of Bashkir ethnicity. The epic carries a didactic and educational nature forms the ideals of freedom, humanity, goodness and truth. The main idea of epos is the love to fatherland. The epos describes the poetic picture of settling of the Urals by people, birds and animals.

Мультимедийная презентация «Пещера Шульган-таш»   

Т.С:  I want to tell you about the Shulgan-Tash (Kapova) Cave. Shulgan-Tash cave is one of karstovy caves of South Ural. It is located on the bank of the river Agidel, in our Burzyansk district. The name «Shulgan-Tash» comes from Bashkir language. «Tash» means «stone», «Shulgan» is the name of the river that flows into White river next to the cave entrance. Shulgan-Tash contains more than 3 km of passages with big halls, galleries and lakes. From 1965 Shulgan-Tash is declared as the natural zapovednik of Russia.

А.Б: Башҡорт балы – донъяла иң шифалы, иң файҙалы бал иҫәпләнә. Хатта Америка белгестәре лә башҡорт балының сифатына иң юғары баһа бирә. Үҙҙәрендәге бал беҙҙекенән күпкә ҡалыша икән.

Борть – искусственное дупло для пчел на высоте 4-10 м. Ремеслом изготовления борти владеют немногие. На бортевые деревья поднимаются с помощью ремня – кирама, обхватывающего ствол дерева и шею бортевика.  Бортевик в мягкой обуви, цепляясь за сделанные в дереве насечки и, удерживаясь за него, быстро широкими вертикальными шагами поднимается к борти. Поэтому работать бортевиком может только тренированный, умелый и смелый. В бортевом пчеловодстве особенно ценится дикая бурзянская пчела. 

Павлова Милена: Bashkir honey is a biologically active product, collected by bees from nectar of melliferous plants. Beekeeping flourished on the territory of Bashkortostan since ancient times and developed over the centuries. Bashkir beekeepers learnt how to produce high quality organic honey with minimal human intervention. Every year Bashkir honey bees get the highest score at the international exhibitions worldwide. Since 2005 Bashkir Honey is a registered TRADE mark. It is exported to European countries, USA, Japan.

Постановка башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

А.Б:  В Салаватском районе есть другое чудо – гора "Янгантау", которая находится на высоте 413 метров над уровнем моря.                 

Стих-е “Янгантау” читает Мухамедова Ильвина

Өшөп-туңып барған йөрәгемә

Ут алырға килдем, Янғантау,

Янып-ярһып барған йөрәгемә

Ял алырға килдем, Янғантау.

Ҡорғаҡһып та барған күңелемә

Һут алырға килдем, Янғантау,

Бушлыҡ хасил булған күңелемә

Уй һалырға килдем, Янғантау.

Онотолоп бөткән хистәремә

Туй яһарға килдем, Янғантау,

Ҡотһоҙ була барған кистәремә

Ҡот ҡойорға килдем, Янғантау.

Ҡаты елдәр ҡаға арҡабыҙға —

Наҙ татырға килдем, Янғантау.

Һулып барған йәшлек гөлдәремә

Яҙ алырға килдем, Янғантау...


Рашитова Розалия: Yangantau is translated from Bashkir as Burning mountain. The mountain has nothing in common with volcanoes. The temperature of gases exiting there from ranges from 37 to 150 degrees Celsius. At the foot of Yangantau a river Yuruzan flows. It is famous for its saturated with salts and gases healing sources. Three kilometres from a mountain there is a healthful source of Kurgazak. The burning mountain and area around it are declared as a nature reserve. Today the resort Yangan-tau takes one of the first place in Russia.

Кашапова Ирина: Легенда гласит, что еще несколько сотен лет тому назад, выделение тепла их недра горы обнаружил местный пастух. В один из холодных осенних дней, он сильно промок, устал, и, решившись укрыться от дождя, на склоне горы, у корня большого дерева, выкопал небольшую яму, лег на дно этой ямы и заснул крепким сном, а, проснувшись, с удивлением обнаружил, что со дна ямы поднимается теплый пар. В дальнейшем он часто приходил сюда, чтобы обогреться. Каковы же были радость и изумление пастуха, когда он заметил, что у него перестали болеть суставы рук и ног, которые до этого очень беспокоили его, особенно в ненастную погоду. Своим открытием пастух поделился с местными жителями, и они начали пользоваться теплом горы для лечения недугов. С этого времени гору Каркош – Тау (Беркутова гора) стали называть Янган – Тау, т. е. «горящая гора». В связи с этим пастуху в санатории «Янгантау» установлен памятник.

А.Б: Етенсе мөғжизә. Красноусол минерал һыуҙары. Был минерал һыуҙар кальций сульфатына, минерал тоҙҙарға һәм файҙалы микроэлементтарға бик бай. Шуның өсөн, һыуҙы дауалау өсөн дә ҡулланалар.

Т.С: Земля Башкортостана прославилась своими лечебными источниками. Одна из них Красноусольская минеральная вода. Целебные свойства этого источника известны с 16 века. Сейчас трудно узнать, кто из людей познал на себе их целебную силу. Быть может, это был воин, заметивший быстрое заживление ран, омытых водой источников, или охотник, восстановивший свои силы, искупавшись в знойный день в их прохладных водах. Попробуем на вкус воду.

 Мультимедийная презентация «Минеральные источники»

Дегустация Красноусольской воды

Азнабаева А.Б: Вот мы с вами познакомились с семью чудесами света Башкортостана. Я дарю вам памятные буклеты, где указаны семь чудес Башкортостана, чтоб не составило труда их найти. Нашу виртуальную экскурсию хотим закончить стихами.

Исмагилова Ирина

Башкортостан – родной мой край.

То место, где поет курай,

А ветер ему подпевает

Так странно радость навивает.

Все горы, все леса, все реки,

Все то, что есть в родной земле

Милее и краше всех на свете,

Наверно, знает только ветер

Все прелести родной земли.

А нам с тобой нужно беречь,

Присматривать, любить, стеречь,

Все то, что дал нам край родной,

Ведь он и мой, и твой.

Цвети, родной Башкортостан!

И славься ты, на радость нам!


Т.С: Любите и гордитесь нашей малой родиной, она у нас самая красивая!








































Список использованной литературы:

1. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Научное издательство «Башкирская энциклопедия». Уфа, 2013. - 609с.

2. «Башкортостан укытыусыһы» - научно-педагогический и методический журнал, Уфа, №12, 2016г.

3. «Башкортостан укытыусыһы» - научно-педагогический и методический журнал, Уфа, №2, 2016г.

4. Башкирский язык: для учреждений начального и среднего профессионального образования с изучением башкирского языка как государственного. Усманова М.Г., Султангулова З.З. – Уфа: Китап, 2015.

5. Абубакирова З.Ф., Абубакирова Х.А. “Мин башҡортса уҡыйым” һүҙлек менән уҡыу китабы. Өфө, 2014.

6. Нуриахметов Г.М., Бобкова Е.А. Моя Родина – Башкортостан: Учебное пособие. – Бирск: Бирск.гос.пед.ин-т, 2001. – 160 с.


Интернет-ресурсы:

Ru.wikipedia.org. Урал-батыр

Ru. wikipedia.org Памятник Салавату Юлаеву

Ru. wikipedia.org Курай

ru.wikipedia.orgКапова пещера

ru.wikipedia.orgШульган-Таш (заповедник)

ru.wikipedia.orgБашкирский мед

ru.wikipedia.orgКрасноусольские минеральные источники

ru.wikipedia.orgЯнгантау (гора)















15