Урок по теме:
«Семейные праздники»
4 класс
Цели урока:
1. Формирование нравственной культуры детей. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
3. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, к традициям семьи. Развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учащихся.
Задачи:
Образовательные: познакомить с классификацией праздников, закрепить знания учащихся о семейных традициях;
Развивающие: формирование навыков групповой работы; способности доказывать свое мнение;
Воспитательные: воспитание чувств любви, гордости за свою семью, уважения к родителям, родственникам; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.
Основные понятия: семья, праздники, обычай, традиция.
Оборудование:
Литература:
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: -Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.
- Давайте возьмёмся за руки и пожелаем друг другу успехов на этом уроке.
2. Открытие детьми темы урока, создание проблемной ситуации.
Учитель: - Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите.
- Что увидели в первом сюжете? (сл. 2.)
- Каким дням отдан труд людей?
- Чему посвящен второй слайд? (сл.3) Какое название можно дать?
-Ребята, так какая тема нашего урока?
Ответы детей.
Учитель: - А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?
Ответы детей.
3.Работа над темой урока.
-А как вы думаете, как возникли праздники?
- Обобщим свои предположения, прочитав первый абзац на стр.58 нашего учебника.
Работа с учебником.
-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое праздник?
Ответы детей.
- Есть ли в тексте учебника определение к этому слову? Выборочное чтение определения из учебника.
- Вот какое определение дано в толковом словаре Ожегова (сл.4)
Словарь Ожегова С.И.
Праздник — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости и торжества по поводу чего-либо. 5. День игр и развлечений.
Самостоятельная работа.
- Как вы думаете, для чего нужны праздники? Я вам помогу ответить на этот вопрос. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 7.
У каждого учащегося карточки со следующими записями на каждой:
Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
Праздники помогают поддерживать связь поколений.
Праздники помогают узнать традиции своего народа.
Праздники нужны только для того, чтобы отдохнуть.
Праздники учат уважать культуру других людей.
Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.
Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.
Выполнение работы учащимися.
Проверка выполнения работы.
Формулирование вывода после самостоятельной работы.
- Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем, есть и другая роль, кроме отдыха?
Ответы детей.
- Праздников множество и они различны. Все праздники можно поделить на группы: государственные, общественные, семейные. (сл.5)
Парная работа
- Сейчас вы поработаете в парах. Вы знаете много различных праздников. Попробуйте известные вам праздники распределить на группы и заполнить таблицу.
Праздники
Государственные | Общественные | Семейные |
| | |
Проверка работы. (сл.6,7,8)
-Сегодня мы с вами поподробнее остановимся на семейных праздниках.
- А что такое семья?
Ответы детей.
Работа с текстом «Как появилась семья?».
В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (Понятно, что это больше, чем семья?) помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство (Интересно, а что ещё?), а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. (Сохранилось ли это правило в современном мире?) О детях заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.
Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
– Что общего у рода и у семьи?
– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?
- А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г. (сл.9) (рассказ учителя)
Всероссийский праздник 8 июля – День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.
История их романтичной любви и примерного жития дошла до нас в описаниях древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», которая написана в XVI веке Ермолаем Эразмом. Она рассказывает о недуге князя, его встрече с Февронией и чудесном исцелении, их совместной жизни и испытаниях.
По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году, страдал от проказы. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение: исцелить его сможет дева Феврония - дочь «древолазца» бортника из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
С той поры православный мир 8 июля чествует семейных покровителей. Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам супруги Премьер-министра Российской Федерации Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность).
- Что можно праздновать в семье?
- Какую особенность имеют семейные праздники?
- Какие напоминания о памятных датах в вашей жизни есть у вас? (сл.10)
Ответы детей.
-Каждый праздник имеет свой порядок проведения.
- Сформулируйте три правила удачного семейного праздника. (сл.11)
Чтение 2-х абзацев на стр.59.
-Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.
Правила выбора подарка (продолжи предложение):
- Выбирая подарок, подумайте, будет ли он... (нужен имениннику, уместен и т.д.)
- Самодельный подарок должен быть... (аккуратен, безопасен, не хрупкий)
- Подарки должны быть... (красиво оформлены, приятны и т.д.)
- Подарок вручают с улыбкой и добрыми пожеланиями тому… (кого мы хотим порадовать)
Посмотрите, есть несколько правил приема подарков.
- принимают подарок стоя, а не сидя;
- улыбаются дарителю и благодарят за подарок;
- подарок желательно рассмотреть;
- любой подарок принимают с радостью; если он не понравился или преподнесли два одинаковых подарка, подумайте о том, что вас хотели порадовать, поблагодарите за внимание и любовь, что важнее любого подарка.
Если праздник устраиваем мы сами, то необходимо прислушаться к полезным советам:
1.Красиво оформить приглашения
2.Украсить дом
3.Продумать меню
4.Продумать игры и развлечения.
-Какие игры вы провели бы у себя на дне рождения? (Весёлые викторины, караоке, настольные игры и др.)
Есть много праздников на свете.
Их любят взрослые и дети.
Рисуют открытки, готовят подарки.
Праздники делают жизнь семьи яркой! (сл.12)
4.Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, я хочу вам сказать, что самое дорогое, что есть в жизни человека – это семья. Во время семейных праздников родные люди ощущают заботу и любовь друг друга. Будьте внимательны друг к другу и цените каждый день, проведенный в кругу семьи. (сл.13)
-Вам интересно было работать на уроке?
– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас?
А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили метку на «Рефлексивную мишень» в тот сектор который более всего соответствовал вашему поведению на уроке. У каждого на столе есть эта метка.

Домашнее задание.
По желанию сделать фоторепортаж «Праздники моей семьи».