«Формирование детского коллектива»
Цель:
определить педагогические условия формирования сплоченного детского коллектива
Задачи:
1.изучить теоретические аспекты процесса формирования сплоченного коллектива воспитанников;
2.определить понятие «коллектив» и стадии его развития;
3.выявить формы и методы формирования сплоченного детского коллектива;
4.апробировать в работе с детьми различные формы и методы формирования детского коллектива;
Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Принцип формирования личности в коллективе является одним из ведущих принципов воспитания.
Изучение детского коллектива исследователями было направлено на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и воспитания ученических коллективов.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В понятие гуманизации обучения входит организация коллектива обучающихся. Одну из важнейших ролей в организации детского коллектива играет педагог. Но положительной организацию можно считать тогда, когда педагог не только воздействует, указывает и учит, но и помогает.
Понятие и сущность детского коллектива
Группа – совокупность людей, выделенная на основе какого-нибудь одного или нескольких, общих для них признаков. Высшая степень развития группы - коллектив.
Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив.
Существуют такие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор, класс (как самая устойчивая группа), группы детей в нашем учреждении. Структура личных взаимоотношений между детьми – это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система.
В первый круг желаемого общения ребенка входят те дети, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто в свою очередь, симпатизирует данному воспитаннику, тогда их объединяет взаимная связь.
У некоторых детей вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, т.е. первый круг желаемого общения отсутствует.
Деловые и личные отношения не всегда находятся в прямой зависимости. Бывает, что в группе, где хорошо налажено выполнение различных коллективных дел и ребята достаточно требовательны друг к другу, обнаруживается явное разобщение в плане личных взаимоотношений. Благоприятные личные взаимоотношения могут и не возникнуть под влиянием совместной учебы и других дел. Эти отношения необходимо специально воспитывать педагогу, воспитателю.
Процесс формирования детского коллектива
Процесс формирования и развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива, данная А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; сформулировал принципы его развития (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил основные этапы развития коллектива. Эти положения разрабатывались и уточнялись представителями различных общественных наук – философии, этики, психологии и педагогики.
В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого – целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В.Г.Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А.В.Петровский, Л.И.Уманский и др.).
Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А.С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три этапа. На первом этапе А.С. Макаренко считал возможным предъявление требований к воспитанникам со стороны педагога, требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с известной долей внушаемости.
На этапе, когда требования педагога поддерживаются частью воспитанников, наступает вторая стадия развития коллектива, когда актив предъявляет требования к товарищам и самим себе.
На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности. Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.
Противоречия могут возникнуть между коллективом и отдельными детьми или группами детей, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований.
Возникновение противоречий имеет различные причины. Одни возникают в связи с развитием коллектива (перспективы сменяют одна другую, формальная и неформальная структуры развиваются неравномерно, дети, развиваясь, ищут новые основания для самоутверждения в коллективе, коллектив по мере развития предъявляет все более высокие требования к своим членам); другие являются следствием изменившегося состава коллектива, что сопровождается внесением новых ценностей, норм отношений, содержания деятельности и т.д.; третьи возникают вследствие неправильной педагогической позиции воспитателей (либеральный стиль отношений в неразвитом коллективе или авторитарный – в сложившемся коллективе; неправильная оценка состояния коллектива, статуса отдельных его членов и т.д.).
Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит от зрелости коллектива и педагогического мастерства воспитателей, педагогов.
Таким образом, развитие детского коллектива – сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его развития. Полноценная жизнь коллектива – динамичный, непрерывно развивающийся процесс. В основе его лежит интенсивная деятельность воспитанников, направленная на совместный поиск, совершенствование форм сотрудничества и результатов деятельности.
В развивающемся коллективе возникают формы взаимодействия, способы сотрудничества, ритуалы, которые закрепляются в соответствующих отношениях.
Важнейшая черта, отличающая традицию в период ее становления, в том, что она заключает в себе основные устремления коллектива, отношения, которые в нем сложились.
Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей детей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими.
Включение ребят в общественно полезный труд в мастерских, на участке, в различных трудовых объединениях в период летних каникул позволяет им приобщиться к системе социальных ценностей коллективов трудящихся: дисциплинированности, товарищеской взаимопомощи, нравственным нормам отношений в труде и т. д.
В укреплении коллективистских связей и развитии коллективистских отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Интересы воспитанников, особенно подростков, в сфере досуга нередко складываются стихийно, и немногие умеют организовывать досуг как плодотворную творческую деятельность. Вот почему влияние коллектива на организацию коллективов художественной самодеятельности, драматических кружков, праздников, тематических вечеров, кружковой и клубной деятельности становится необходимым. Совместное проведение досуга приобщает молодых людей к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.
Наиболее исследованными в детском коллективе являются межличностные связи и отношения, основанные на деловом сотрудничестве, объединяющие детей как членов одной социально-психологической общности, и отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, заинтересованности, дружбе.
Отношения, складывающиеся в детских объединениях, могут иметь гуманистический, нейтральный или асоциальный характер. Для сложившегося сплоченного коллектива типичен гуманистический характер отношений. Гуманистическая направленность отношений (и деловых, и избирательных — дружеских) организуется через систему связей между детьми и соответствующую организацию их деятельности.
Итак, детский коллектив может развиваться только при хорошо сформированном педагогическом общении.
На стадии младшего школьного возраста педагог является старшим помощником, наставником и другом. Он играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитании, является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста, а также ключевой фигурой в организации педагогического общения.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что для успешного взаимодействия педагога и детей необходимо наличие у педагога следующих педагогических качеств и способностей:
-интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность коммуникативные качества;
-способность эмоциональной эмпатии и понимания детей;
-гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей детей;
-умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
-умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами;
-способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);
-умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
-хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
-владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на детей в требуемом направлении;
-способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение и т.д.).
Уважаемые коллеги! Удачи вам в работе!