СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для учителей информатики "Типовые задачи применения УУД"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум  "Типовые задачи применения УУД" предназначен для учителей информатики

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для учителей информатики "Типовые задачи применения УУД"»

Городское методическое объединение учителей информатики Семинар-практикум «Типовые задачи применения УУД» Разработала: Баяндина Е.С., учитель информатики МАОУ СОШ №12,  г. Березники

Городское методическое объединение учителей информатики

Семинар-практикум

«Типовые задачи применения УУД»

Разработала: Баяндина Е.С., учитель информатики МАОУ СОШ №12,

г. Березники

МАОУ СОШ №12 г. Березники Пермского края  участник краевого проекта «Разработка и апробация типовых задач применения универсальных учебных действий»   Руководители проекта:  Коротаева Татьяна Викторовна,  Аверина Светлана Сергеевна,  старшие научные сотрудники ИРО ПК.

МАОУ СОШ №12 г. Березники Пермского края

участник краевого проекта «Разработка и апробация типовых задач применения универсальных учебных действий» Руководители проекта: Коротаева Татьяна Викторовна, Аверина Светлана Сергеевна, старшие научные сотрудники ИРО ПК.

Авторский коллектив

Авторский коллектив

План реализации мероприятий проекта. Наименование мероприятия Сроки С еминар « Типовые задачи применения УУД как методическое понятие. Конкретизация требований». 26.04.2016 Семинар «Типовые задачи применения УУД на разном учебном содержании». май 2016 Семинар « Условия включения типовых задач применения УУД в содержательно-временную схему учебного процесса». июнь 2016 Семинар - практикум « Анализируем эффективность включения типовых задач применения УУД в деятельность обучающихся ». октябрь 2016

План реализации мероприятий проекта.

Наименование мероприятия

Сроки

С еминар « Типовые задачи применения УУД как методическое понятие. Конкретизация требований».

26.04.2016

Семинар «Типовые задачи применения УУД на разном учебном содержании».

май 2016

Семинар « Условия включения типовых задач применения УУД в содержательно-временную схему учебного процесса».

июнь 2016

Семинар - практикум

« Анализируем эффективность включения типовых задач применения УУД в деятельность обучающихся ».

октябрь 2016

Группы типовых задач применения УУД Познавательные УУД (использование знаков, символов, схем и др.) Коммуникативные УУД (информационное сообщение, коммуникация в учебном сотрудничестве и др.) Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль и др.)

Группы типовых задач

применения УУД

  • Познавательные УУД (использование знаков, символов, схем и др.)
  • Коммуникативные УУД (информационное сообщение, коммуникация в учебном сотрудничестве и др.)
  • Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль и др.)
Основные требования к продуктам реализации проекта Описаний условий включения типовых задач применения УУД в содержательно-временную схему учебного процесса . Необходимо определить: - конкретную группу УУД ( ориентир планируемые метапредметные результаты ); - место использования ( урок или внеурочная деятельность ); - учебное содержание ( темы программ по учебному предмету, программ ВД, где будут применяться типовые задачи ); - необходимое количество предъявлений конкретной типовой задачи учащимся в течение года, а также с 5 по 9 класс; - ориентировочные сроки.

Основные требования к продуктам реализации проекта

  • Описаний условий включения типовых задач применения УУД в содержательно-временную схему учебного процесса . Необходимо определить:
  • - конкретную группу УУД ( ориентир планируемые метапредметные результаты );
  • - место использования ( урок или внеурочная деятельность );
  • - учебное содержание ( темы программ по учебному предмету, программ ВД, где будут применяться типовые задачи );
  • - необходимое количество предъявлений конкретной типовой задачи учащимся в течение года, а также с 5 по 9 класс;
  • - ориентировочные сроки.
Образовательный результат в терминологии ФГОС Умение создавать умозаключение

Образовательный результат в терминологии ФГОС

Умение создавать умозаключение

Конкретизированный результат Умение создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок (от обобщения к частным фактам)

Конкретизированный результат

Умение создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок

(от обобщения к частным фактам)

Тема школы Создание типовых задач по теме «Умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок»

Тема школы

Создание типовых задач по теме «Умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок»

Тезаурус  Умозаключение – суждение, посредством которого из 2-х посылок по определённым правилам вывода получается суждение-заключение.

Тезаурус

Умозаключение

суждение, посредством которого из 2-х посылок по определённым правилам вывода получается суждение-заключение.

Тезаурус Дедукция  – переход от общего к частному. Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае. Суждение  строится на основе понятий и по форме является повествовательным предложением. Посылка - исходное суждение.

Тезаурус

  • Дедукция – переход от общего к частному. Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае.
  • Суждение строится на основе понятий и по форме является повествовательным предложением.
  • Посылка - исходное суждение.
Тезаурус Структура умозаключения  Посылка 1 М_____________Р    Посылка 2 S______________M    Умозаключение S P  Р - это большая посылка (суждение, в котором содержится больший термин – предикат заключения )  S - меньшая посылка (суждение, в котором содержится меньший термин – субъект заключения)  М - средний термин – это термин, содержащийся в обеих посылках. Именно он есть связующее звено между двумя посылками.

Тезаурус

Структура умозаключения

Посылка 1 М_____________Р

 

Посылка 2 S______________M

 

Умозаключение S P

Р - это большая посылка (суждение, в котором содержится больший термин – предикат заключения )

S - меньшая посылка (суждение, в котором содержится меньший термин – субъект заключения)

М - средний термин – это термин, содержащийся в обеих посылках. Именно он есть связующее звено между двумя посылками.

Учебные дисциплины русский язык, литература/литературное чтение, английский язык, география/окружающий мир, информатика

Учебные дисциплины

русский язык, литература/литературное чтение, английский язык, география/окружающий мир, информатика

Описание типовой задачи по теме   «Умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок» Метапредметный результат: умение создавать умозаключение. Конкретизация метапредметного результата: умение создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок . Цель: формирование умений составлять умозаключения от общего вывода к частным явлениям (от обобщения к частным фактам). Возраст:  9-11 лет/ 4, 5 класс Учебная дисциплина : русский язык, литература/литературное чтение, английский язык, география/окружающий мир, информатика. Форма выполнения задания: индивидуальная Время выполнения: зависит от количества заданий Количество заданий:

Описание типовой задачи по теме «Умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок»

Метапредметный результат: умение создавать умозаключение.

Конкретизация метапредметного результата: умение создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок .

Цель: формирование умений составлять умозаключения от общего вывода к частным явлениям (от обобщения к частным фактам).

Возраст: 9-11 лет/ 4, 5 класс

Учебная дисциплина : русский язык, литература/литературное чтение, английский язык, география/окружающий мир, информатика.

Форма выполнения задания: индивидуальная

Время выполнения: зависит от количества заданий

Количество заданий:

Инструкция Описание задания: сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок Инструкция: 1) Прочитай 1 и 2 посылки. 2) Рассмотри предложенную схему высказывания. 3) Подумай и сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок по логической схеме. 4) Время на выполнение работы ___ минут.

Инструкция

  • Описание задания: сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок
  • Инструкция:
  • 1) Прочитай 1 и 2 посылки.
  • 2) Рассмотри предложенную схему высказывания.
  • 3) Подумай и сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок по логической схеме.
  • 4) Время на выполнение работы ___ минут.
Построение умозаключения: Схема: Посылка 1 М_____________Р      Посылка 2 S______________M   Умозаключение S P __________________________________________________ Например,  М Р Посылка 1. Все птицы имеют оперение.  S M Посылка 2. Страус-птица.  S P Умозаключение: Страус имеет оперение.

Построение умозаключения:

Схема:

Посылка 1 М_____________Р

 

 

Посылка 2 S______________M

 

Умозаключение S P

__________________________________________________

Например, М Р

Посылка 1. Все птицы имеют оперение.

S M

Посылка 2. Страус-птица.

S P

Умозаключение: Страус имеет оперение.

 Примеры создания типовых задач по предметам апробации

Примеры создания типовых задач по предметам апробации

Примеры использования типовой задачи на уроках информатики Тема урока  «Информатика и информация» Форма выполнения задания: индивидуальная Описание задания: сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок. Инструкция: Прочитай 1 и 2 посылки Рассмотри предложенную схему высказывания. Подумай и сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок по логической схеме.   Схема: Посылка 1 М_______Р     Посылка 2 S _______M Умозаключение S______P

Примеры использования типовой задачи

на уроках информатики

Тема урока

«Информатика и информация»

Форма выполнения задания: индивидуальная

Описание задания: сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок.

Инструкция:

Прочитай 1 и 2 посылки

Рассмотри предложенную схему высказывания.

Подумай и сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок по логической схеме.

 

Схема:

Посылка 1 М_______Р

 

  Посылка 2 S _______M

Умозаключение S______P

Примеры использования типовой задачи на уроках информатики Тема урока  «Информатика и информация» 1. Все органы чувств – информационные каналы человека. 2. Зрение – орган чувств. Значит, ___________________________

Примеры использования типовой задачи

на уроках информатики

Тема урока

«Информатика и информация»

1. Все органы чувств – информационные каналы человека.

2. Зрение – орган чувств.

Значит, ___________________________

Примеры использования типовой задачи на уроках информатики Тема урока  «Устройства ввода» 1. Все устройства ввода - аппаратные средства для преобразования информации из формы, понятной человеку, в форму, воспринимаемую компьютером. 2. Клавиатура - это устройство ввода. Значит, _________________________

Примеры использования типовой задачи

на уроках информатики

Тема урока

«Устройства ввода»

1. Все устройства ввода - аппаратные средства для преобразования информации из формы, понятной человеку, в форму, воспринимаемую компьютером.

2. Клавиатура - это устройство ввода.

Значит, _________________________

Примеры использования типовой задачи на уроках информатики Тема урока  «Компьютерная память» 1.  Все носители внешней памяти предназначены для долговременного хранения информации. 2. Магнитные и оптические диски – носители внешней памяти. Значит, _________________________

Примеры использования типовой задачи

на уроках информатики

Тема урока

«Компьютерная память»

1. Все носители внешней памяти предназначены для долговременного хранения информации.

2. Магнитные и оптические диски – носители внешней памяти.

Значит, _________________________

Примеры использования типовой задачи на уроках русского языка Тема урока  «Имя существительное» 1. Все имена собственные пишутся с заглавной буквы. 2. Все названия городов – имена собственные. Значит, ________________________

Примеры использования типовой задачи

на уроках русского языка

Тема урока

«Имя существительное»

1. Все имена собственные пишутся с заглавной буквы.

2. Все названия городов – имена собственные.

Значит, ________________________

Примеры использования типовой задачи на уроках литературного чтения Тема урока  Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» 1. Фантастический рассказ – это произведение, созданное воображением писателя-фантаста. 2. «Приключения Электроника» – фантастический рассказ Е.С. Велтистова . Значит, _________________________

Примеры использования типовой задачи

на уроках литературного чтения

Тема урока

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

1. Фантастический рассказ – это произведение, созданное воображением писателя-фантаста.

2. «Приключения Электроника» – фантастический рассказ Е.С. Велтистова .

Значит, _________________________

Примеры использования типовой задачи на уроках географии Тема урока  «География – одна из наук на планете Земля »  1.Природой созданы моря, вулканы, горы, острова и т.д.  2.География изучает объекты, созданные природой.  Значит, _______________________

Примеры использования типовой задачи

на уроках географии

Тема урока

«География – одна из наук на планете Земля »

1.Природой созданы моря, вулканы, горы, острова и т.д.

2.География изучает объекты, созданные природой.

Значит, _______________________

Итог участия в краевом проекте Разработан банк типовых задач из 35 заданий

Итог участия в краевом проекте

Разработан банк типовых задач из

35 заданий

Критерии оценивания КМ Критерии оценивания каждого высказывания Оценка в баллах Высказывание Наличие 1 Отсутствие 0 Оформление высказывания Соответствует логической схеме 1 Не соответствует логической схеме 0 Содержание высказывания Полное 1 Неполное 0 Время уложился 1 не уложился 0

Критерии оценивания КМ

Критерии оценивания каждого высказывания

Оценка в баллах

Высказывание

Наличие

1

Отсутствие

0

Оформление высказывания

Соответствует логической схеме

1

Не соответствует логической схеме

0

Содержание высказывания

Полное

1

Неполное

0

Время

уложился

1

не уложился

0

Результаты апробации Все учащиеся овладели умением создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок.

Результаты апробации

Все учащиеся овладели умением создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок.

Образовательный результат в терминологии ФГОС Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Образовательный результат в терминологии ФГОС

Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Конкретизированный результат Умение определять общий признак

Конкретизированный результат

Умение определять общий признак

Инструкция Описание задания: сформулируй признак, по которому сгруппированы объекты, явления, слова, понятия, высказывания. Инструкция: 1) Рассмотри данные в таблице. 2) Подумай и определи признак, по которому сформированы группы. 3) Запиши признак в таблицу. 4) Время на выполнение работы ___ минут .

Инструкция

  • Описание задания: сформулируй признак, по которому сгруппированы объекты, явления, слова, понятия, высказывания.
  • Инструкция:
  • 1) Рассмотри данные в таблице.
  • 2) Подумай и определи признак, по которому сформированы группы.
  • 3) Запиши признак в таблицу.
  • 4) Время на выполнение работы ___ минут .

1 уровень

1 уровень

  Информатика   ? ?  килобайт хранение бит передача терабайт обработка

Информатика

?

?

килобайт

хранение

бит

передача

терабайт

обработка

  Информатика   Единицы измерения Информационные процессы  килобайт хранение бит передача терабайт обработка

Информатика

Единицы измерения

Информационные процессы

килобайт

хранение

бит

передача

терабайт

обработка

2 уровень Определите и запишите признак, по которому сформированы группы, дополните своим примером.

2 уровень

Определите и запишите признак, по которому сформированы группы, дополните своим примером.

Информатика ? ? Символьная форма осязание Графическая форма зрение Естественные языки обоняние ? ?

Информатика

?

?

Символьная форма

осязание

Графическая форма

зрение

Естественные языки

обоняние

?

?

Информатика Представление информации Информационные каналы человека Символьная форма осязание Графическая форма зрение Естественные языки обоняние Формальные языки слух

Информатика

Представление информации

Информационные каналы человека

Символьная форма

осязание

Графическая форма

зрение

Естественные языки

обоняние

Формальные языки

слух

3 уровень Найдите в каждой группе лишнее слово, вычеркните его. Сформулируйте и запишите общий признак для остальных слов.

3 уровень

Найдите в каждой группе лишнее слово, вычеркните его. Сформулируйте и запишите общий признак для остальных слов.

 Информатика   ? ? 4,7 Гб дискета 9,1 Гб оптический диск 8,5Гб винчестер 17 Гб контроллер

Информатика

?

?

4,7 Гб

дискета

9,1 Гб

оптический диск

8,5Гб

винчестер

17 Гб

контроллер

 Информатика   Ёмкость DVD - диска Носитель информации 4,7 Гб дискета 9,1 Гб оптический диск 8,5Гб винчестер 17 Гб контроллер

Информатика

Ёмкость

DVD - диска

Носитель информации

4,7 Гб

дискета

9,1 Гб

оптический диск

8,5Гб

винчестер

17 Гб

контроллер

4 уровень Прочитайте слова.  Определите и запишите признак для классификации. Оформите группы в соответствии с данным признаком .

4 уровень

Прочитайте слова.

Определите и запишите признак для классификации.

Оформите группы в соответствии с данным признаком .

 Информатика   Монитор  Сканер Плоттер Мышь Принтер Микрофон

Информатика

  • Монитор
  • Сканер
  • Плоттер
  • Мышь
  • Принтер
  • Микрофон
 Информатика   Устройства ввода Устройства вывода  монитор сканер плоттер мышь принтер микрофон

Информатика

Устройства ввода

Устройства вывода

монитор

сканер

плоттер

мышь

принтер

микрофон

5 уровень Определите и запишите признак, по которому сформированы группы, запиши названия групп, дополни своим примером.

5 уровень

Определите и запишите признак, по которому сформированы группы, запиши названия групп, дополни своим примером.

Информатика ? ? ? Windows текстовый редактор WinRAR графический редактор Kaspersky Anti-Virus развивающие игры ? ?

Информатика

?

?

?

Windows

текстовый редактор

WinRAR

графический редактор

Kaspersky Anti-Virus

развивающие игры

?

?

Информатика Программное обеспечивание Системное ПО Прикладное ПО Windows текстовый редактор WinRAR графический редактор Kaspersky Anti-Virus развивающие игры ? ?

Информатика

Программное обеспечивание

Системное ПО

Прикладное ПО

Windows

текстовый редактор

WinRAR

графический редактор

Kaspersky Anti-Virus

развивающие игры

?

?

Критерии оценивания: Критерии Параметры Определён признак классификации Баллы Верно Неверно 1 Определен общий признак группы 0 За каждое верное определение признака Записан собственный пример (исключено лишнее ) За каждый верный пример 1 1

Критерии оценивания:

Критерии

Параметры

Определён признак классификации

Баллы

Верно

Неверно

1

Определен общий признак группы

0

За каждое верное определение признака

Записан собственный пример (исключено лишнее )

За каждый верный пример

1

1

Уровни, фиксирующие наличие умения определять признак объекта:   Высокий уровень 85-100% Средний уровень 65-84% Ниже среднего уровня Низкий уровень 30-64% меньше 30%  Высокий уровень Средний уровень 85-100% Ниже среднего уровня 65-84% Низкий уровень 30-64% меньше 30%

Уровни, фиксирующие наличие умения определять признак объекта:

Высокий уровень

85-100%

Средний уровень

65-84%

Ниже среднего уровня

Низкий уровень

30-64%

меньше 30%

Высокий уровень

Средний уровень

85-100%

Ниже среднего уровня

65-84%

Низкий уровень

30-64%

меньше 30%

Итог участия в краевом проекте Разработан банк типовых задач из 35 заданий

Итог участия в краевом проекте

Разработан банк типовых задач из

35 заданий

Вывод: Результаты  показали необходимость продолжения работы над формированием умения определять общий признак группы.

Вывод:

Результаты показали необходимость продолжения работы над формированием умения определять общий признак группы.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!