СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: активизировать и уточнить знания родителей о звуках и буквах, правильной дифференциации звуков по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости, повторить основы звуко-буквенного анализа слова.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей «Как играть с буквами. Звуко-буквенный анализ и синтез слов»»


Семинар-практикум учителя-логопеда для родителей

(старшая, подготовительная группа)

«Как играть с буквами. Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Выполнила: учитель-логопед

МБОУ «Неволинская ООШ»

СП для детей дошкольного возраста

Голдина Людмила Евгеньевна

Цель: активизировать и уточнить знания родителей о звуках и буквах, правильной дифференциации звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости, повторить основы звуко-буквенного анализа слова.

В сотрудничестве, под руководством,

с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше,

решить более трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С.Выготский

Сегодня мы собрались чтобы уточнить как правильно проводить звуко-буквенный анализ слов и поупражняться в нем.

Уважаемые родители, скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).

Звуко-буквенный анализ включает:

1. Определение наличия звука в слове.
Игра «Будь внимательным»

а) Послушайте мои слова, если в слове вы услышите звук У, то хлопни в ладоши. (Утка, книга, стол, ухо, снег, муха)

б) Я называю звуки, если услышите звук О выкладывай на стол счетную палочку.

2. Определение первого и последнего звука в слове.
Игра «Эхо»:
слушайте мои слова, называйте первый (последний) звук в слове.

Игра «Цепочка»: друг за другом называем слова. Новое слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

(МухА – АвгусТ – ТорТ – ТиР - РакетА…)

Игра «Изобрази тот предмет, который начинается с того же звука, что и твое имя»

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в ее имени? - К. Названия каких предметов начинаются с этого же звука?

-Кошка, канат, камень и т.п.

Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.

3. Определение места звука в слове.

Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.

 Игра "Поезд" Разместить пассажиров по вагоном. Условие - в вагоне занимают места только пассажиры, в названии которых есть заданный звук.

Ребенок контролер проверяет правильно ли выполнено задание.

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А,У,О,И,Ы,Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных).Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу],[jэ].

А согласные звуки петь не могут и с этим согласились. Поэтому их называют -согласными. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом (как синий твердый лед), мягкие — зеленым цветом (как зеленая мягкая травка). Запомните, что

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Давайте поиграем в игру «Посели в домики». Перед вами лежит картинка (кот, лошадь, собака, мишка, кит). Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации).

Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку без колокольчика.

Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.

4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звуко-буквенный анализ слова, мы используем схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА.

Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть.

В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.

Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом.

Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова щука.

Задача взрослых – сделать переход детей от игровой деятельности к учебной плавным и адекватным, чтобы радость игры перешла в радость учения.

В памятке для родителей представлены этапы формирования навыка звукового анализа и синтеза, а также дидактические игры, которые помогут ребенку успешно освоить все этапы. (Приложение 2).

Родители! Проводимая Вами работа обязательно даст положительные результаты, а дети смогут избежать многих трудностей в дальнейшем школьном обучении. Желаю успехов!























ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.


ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.

В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю

гласных звуков всего 6 : А, О, У, И, Ы, Э.

Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:

- в начале слова (яма /йама/)

- после гласных звуков (маяк /майак/)

- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)

я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о

Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.


СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.

Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары:

например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], П]– [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`], и др.

Не имеют парных звуков:

Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].

Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].

Согласный и гласный звуки образуют слог: АМ, СА, ОК, НЫ.





Последовательность звукового анализа

1. Произнеси слово и послушай его.

2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?

3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

6. Обозначь выделенный звук фишкой.

7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.

8. Произнеси слово по фишкам.





Слова для звукового анализа

  • Ум, ус, ах, ох.

  • Рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.

  • Аист, утка, овцы, ива, уши.

  • Мама, рама, ваза, гуси, шуба, мыло, ножи, часы.

  • Стол, слон, кран, грач, стул, шкаф, план, плот, врач, волк, торт, март, зонт, куст, лист.

  • Сумка, кошка, палка, лампа, мишка, мышка.

  • Корова, лопата, солома, ворона, сорока, Марина, собака, Никита.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Этапы формирования звукового анализа и синтеза





  1. Определение наличия звука в слове

  • Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …

  • Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)

  1. Вычленение звука в начале слова

  • Я знаю 5 слов на звук «С»: слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет – четыре, санки – пять.

  • Буква потерялась. .ыба (рыба), .от (кот), .кно (окно)

  • Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «Н»

  1. Вычленение звука в конце слова

  • Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?

  • Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…

  1. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные

  • Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло), а Мише на мягкий «Мь» (мяч)

  • Назови мягкую пару.

  1. Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам

  • Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…

  • Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками

  1. Определение количества слогов в слове

  • Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.

  • Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры

  1. Полный звуковой анализ и синтез слов

  • Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох - ГНОМ