СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсомоторное развитие детей с помощью техники "Оригами".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сенсомоторное развитие детей с помощью техники "Оригами".»


Формирование сенсомоторных способностей у детей раннего дошкольного возраста


Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.


Период раннего детства в психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития. У истоков педагогики раннего возраста стояли такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.Щелованов, А.В.Запорожец. Подчеркивая уникальность и самоценность раннего детского возраста, исследователи определили зависимость развития различных видов детской деятельности от сенсомоторного развития.


Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Поэтому одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей.


Сенсомоторика (от лат.Sensus – «чувство, ощущение» и motor – «двигатель») – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсомоторная культура - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.


Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.


Предметная деятельность является ведущей в период раннего детства имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.


В работах B.C.Мухиной, Е.О.Смирновой, Г.Г.Григорьевой и др. обращается внимание на то, что специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления вещи (предмета). Отсюда — содержание предметной деятельности - усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон развития детей раннего возраста.


Особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. В работах Л.Ф.Обуховой, П.Я.Гальперина. Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой. Ф.И.ФрадкинойрассмаОригами как средство развития мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста






«Рука - это инструмент всех инструментов»


Аристотель


Дошкольный возраст наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Одним из основных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки.


В.А. Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [15]. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.


Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много. Это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие различными видами рукоделия. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости можно назвать оригами – японское искусство складывания бумаги. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.


Проблема развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. В исследованиях многих выдающихся отечественных педагогов (Д.В.Куцакова, 3.В.Лиштван, Л.В.Пантелеева), посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсорики в целом, активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Развитие данных психических процессов является одним из главных критериев готовности дошкольника к обучению в школе.


Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.


Таким образом, обучение детей технике оригами является актуальным, так как оказывает большую роль на развитие мелкой моторики дошкольников, что является показателем школьной готовности ребенка.



Взаимосвязь мелкой моторики и речи детей


Казалось бы, какая может быть связь между мелкими движениями рук и развитием речи у детей? На самом деле мелкая моторика и речь тесно связаны между собой исторически и физиологически.


В первобытные люди постоянно использовали жесты при общении, которые часто сопровождались эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Появившаяся в скором времени речь была долгое время в постоянной связке с активной жестикуляцией. Именно поэтому в коре головного мозга области, отвечающие за речь и действия руки, находятся по соседству. Когда в деятельности человека задействованы тонкие движения кисти и пальцев, активизируется не только зона мелкой моторики, но еще и речи. И наоборот.


Люди давно догадались о взаимосвязи мелкой моторики и речи. Уже во II веке до нашей эры в некоторых цивилизациях были широко распространены методы «пробуждения» речи через развитие ладошек и пальчиков у детей с помощью подручных средств (грецких орехов, металлических шариков и так далее).


Научные доказательства взаимосвязи были представлены общественности в конце XIX века и неоднократно подтверждены в последующем. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.


Сегодня ученые и педагоги единодушно утверждают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук в своих наблюдениях установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, а деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.


Следовательно, уровень развития речи ребёнка всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В СОБСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ


В детском саду я работаю достаточно долго. За всё это время был опыт работы с детьми, как младшей, так и подготовительной группы.


Темой конструирования из бумаги разными способами я заинтересовалась недавно. Изучив литературу по данной теме, просмотрев интересные статьи и снимки в интернет-ресурсах, я решила попробовать разные способы конструирования из бумаги, освоила основы техники складирования бумаги, термины и знаки, принятые в оригами, приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм, научилась складывать классические модели. Это занятие очень затянуло меня, и постепенно из обычного времяпровождения переросло в увлекательное хобби, которым мне захотелось поделиться. Свои первые работы я, конечно, принесла в детский сад.


Это были простые игрушки из бумаги, которые стали неотъемлемой частью развивающей среды в группе. Поделки я использовала и в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и познавательному развитию, а сложенные детали игрушек применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счетом. Поделки из бумаги были и способом поощрения, наградой за аккуратно сложенные вещи в шкафчике или помощь воспитателю.


Дети младшей группы с удовольствием играли в бумажные сумочки и фотоаппараты, танки и кораблики. Интерес к игрушкам из бумаги у детей был ярко выражен. В средней группе я активно начала привлекать к изготовлению фигурок в технике оригами и детей. Перед каждым очередным занятием я изготавливала образцы фигурок в двух экземплярах: один - в собранном виде, с осуществленной дорисовкой или аппликацией, другой - в развернутом), материал для складирования, необходимый ребенку (бумага определенного цвета, формы, размера, клей, цветные карандаши).


Просто выполнять упражнения ребенку скучно, поэтому из надо превратить в интересные и полезные игры. Для этого необходимо сочетать поделки с подходящим стихотворным текстом, потешкой, сказкой или фразой, а заключительная часть состояла из обыгрывания, применения для оформления помещений группы или игры в кукольном театре.


Складывая бумагу, я проговаривала каждое действие, а дети повторяли все сказанные мною слова, выполняя те же действия, которые с каждой поделкой становились всё точнее и увереннее. Сделав поделку, они оформляли её по своему вкусу, а потом с удовольствием играли с готовой игрушкой


Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками простыми, быстрыми и доступными способами. За всё время работы ребята выучили много стишков и потешек, и их речь стала более внятной и выразительной, а движения пальцев более уверенные.


В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные сумочки и корзиночки


Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность детей воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Именно поэтому, мы проводили мастер-классы по оригами для детей и родителей. Подобное времяпровождения очень сблизило членов семьи и раскрыло способности не только детей, но и их родителей.


Из собственных наблюдений, хотелось бы отметить, что занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить и обогатить словарный запас, совершенствовать навыки движений пальцев рук, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе изготовления поделки и во время игры.



Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.


Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате «Что такое искусство» предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей, ведь оно развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук.


Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствую развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения. Дети, увлекающиеся оригами, обладают прекрасным пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия.


Работая в технике оригами, у детей развивается мелкая моторика, которая находится в тесной связи с развитием речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развиты память и внимание, связная речь, что поможет ребенку в дальнейшем обучении в школе. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления в школу. Она должна проводиться регулярно, ведь только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений, а сами задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления. Использование оригами в образовательном процессе в детском саду в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев.


Особенности сенсомоторного развития


Младенческий возраст


- складывается акт рассматривания предмета;


- формируется хватание, приводя развитие руки, как органа движения;


- появляются повторные (похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет) движения и реакция подражания (движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых);


- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует манипулированию с предметом;


- устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и называнием его взрослым;


- формируется восприятие величины и формы предметов;


- возникает элементарное экспериментирование с предметами: с одним и тем же предметом по-разному действует (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает и др.).


Ранний возраст


От 1 года до 1 года 6 месяцев:


- развиваются разные действия с предметами: притягивать, раскладывать, вынимать, вкладывать и пр.;


- обогащаются впечатления о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина).


От 1 года 6 месяцев до 2 лет:


- совершенствуются орудийные действий с предметами (подтягивать предметы за ленточку, выталкивать палочкой игрушку, навинчивать гайки, вылавливать рыбок сачком, забивать втулочки в песок и пр.);


- развивается мелкая моторика рук, выполнение более тонких действий с предметами;


- развиваются элементарные представления о величине (большой — маленький), форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (красный, желтый, синий, зеленый), количестве (много — мало);


- формируется сенсомоторная координация «глаз-рука».


От 2 до 3 лет


- формируются умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький);


- развивается способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;


- развиваются действия по использованию сенсорных эталонов;


- совершенствуются предметно-орудийные действия, развиваются координированные


движения обеих рук и мелкой моторики.


Способы и приемы в организации работы по сенсомоторному развитию детей.


Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, необходимо создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.


Сенсомоторную культуру ребенка раннего возраста целесообразно рассматривать как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения детей. Формирование сенсомоторной культурной практики осуществляется в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания.


Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:


  • психогимнастика;


  • сюрпризные моменты;


  • настольные, пальчиковые театры, театры «би-ба-бо»;


  • «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок».


Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:


  • дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото;


  • пальчиковая гимнастика.


Развитие крупной моторики:


  • игры, развивающие координацию движений;


  • игры с мячами;


  • физкультминутки;


  • логоритмические упражнения;


  • игры с цветными кеглями.



Развитие мелкой моторики:


  • рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;


  • лепка из глины, пластилина, теста;


  • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;


  • застёгивание и расстегивание пуговиц;


  • всевозможные шнуровки;


  • нанизывание колец на тесьму;


  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);


  • собирание пазлов;


  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.


  • использование массажных мячей;


  • «Шариковые» ванны»;


  • тактильные панно;


  • игры с водой, песком, крупой.


Развитие сенсорных эталонов:


  • Дидактические игры на обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.


Оригами как средство развития мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста.








Консультация для родителей


Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

с помощью искусства «Оригами»







Сенсомоторика- взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Задачи сенсомоторного развития:

  • Развитие мелкой моторики рук;

  • Развитие мелкой моторики рук;

  • Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

  • Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

  • Развитие координации движения кистей рук;

  • Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

  • Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Всем родителям хочется,чтобы их ребёнок был самым умным. Для этого они стараются как можно раньше отдать ребёнка в какой — нибудь развивающий центр или школу раннего развития. Но не многие знают, что мышление и другие психические процессы можно развивать через продуктивно-творческую деятельности ,например , искусство «Оригами».

Оригами– японское искусство складывания бумаги. Бумага обладает различными свойствами, структурой, цветом. Работая с ней ребёнок ощущает,воспринимает, координирует, т. е. непринуждённо развивает мыслительные и психические процессы. Кроме того,занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаги. Занятия влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Игрушки самоделки развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.

  • Оригамиразвивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

  • Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

  • Оригамиимеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

  • Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

  • Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

  • Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность  (самостоятельное выполнение действий).

  • О

    Желаем благотворного времяпрепровождения с вашими детьми!

    ригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.