« Сердце в сирени живет» Мир мелодий Сергея Васильевича Рахманинова
Чибирова Диана Людвиговна
Учитель музыки ГБОУ прогимназии «Эрудит»
Содержание :
1. Мелодия –душа музыки.
Мир мелодий С.В.Рахманинова
2. С.В. Рахманинов Третий концерт для ф-но с оркестром
3.«Краткая биография»- сообщение Даньшина Артура
4.«Сердце в сирени живет». И нтересные факты из жизни
2 жизнь и творчество
« Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова,
племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать - купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича -- так церемонно полагалось ей называть семнадцатилетнего кузена, - была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Кузен, пьющий горькую влагу с сиреневых кистей, стал Верочке по-новому интересен». ( Из очерка Ю.Нагибина «Сирень»).
Позже Рахманиновым был написан тонкий и нежный, всеми любимый романс «Сирень» на слова Е.А. Бекетовой.
- По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать… В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях
- Моё бедное счастье цветёт.
Я потерял самого себя
- «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».
Что же такое мелодия?
- «В мелодии,- главная прелесть, главное очарование звуков, без неё все бледно, бесцветно, мертво» - писал музыкальный критик и композитор Серов
- Мотив –маленькая частица мелодии состоящая из нескольких звуков.
- Фраза - это несколько музыкальных мотивов.
- Предложение образуется из нескольких фраз
«Мелодии большого дыхания»
- Протяжные мелодии, где один звук переходит в другой и мелодия льётся беспрерывным потоком.
- Такие мелодии часто встречаются в произведениях С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Ф.Шопена
Речитативные мелодии
- Речитатив происходит от итальянского – « recitare », что значит «чтение вслух».
- Встречается не только в опере, но и в романсе, и в песне.
- Часто встречаются в инструментальных произведениях и тогда мы слышим интонации человеческой речи. Интонации вопроса, восклицания, просьбы, стона,
- мольбы.
Что означает слово «концерт»?
- Концерт –значит состязание. В музыке концертом называют произведения для солиста и оркестра.
- Множество концертов написано для рояля ,скрипки, виолончели. Есть концерты для других инструментов, а также для голоса с оркестром.
- Иногда композироры пишут концерты для двух и трех солирующих инструментов.
Второе значение слова концерт.
- Концерт –это исполнение музыкальных произведений на которых присутствует публика.
- Концерты бывают: симфонические, камерные, хоровые, эстрадные, сольные, смешанные.
Рахманинов в Ивановке за корректурой Третьего концерта (1910).
- Имение стало любимым местопребыванием композитора. «Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу…- рассказывал он.-…Имение было степное, а степь – это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля пшеницы, овса…от горизонта до горизонта».
Интересные факты
Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в "Карнеги-холл". Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы "поймать" партнера. - Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач. - В "Карнеги-холл", - не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов.
Вы не возражаете?..
- - Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора. - Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то. Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой. - Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните... Рахманинов так и сделал. - Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.
Со своей любимой собакой Левко
- . Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу "умный" вопрос: что самое главное в искусстве? Рахманинов пожал плечами и ответил: - Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного...
Или кашлять - или играть
- Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили: - Отчего вы так не любите собственные вариации? - Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают моих пальцев, предпочитая не звучать...
Зачем?
- Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил: - Почему маэстро так скромно одевается? - Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов. Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек. И тот же критик через несколько лет снова спрашивает: - Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали. - Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов.
Сенар
Верю в победу
- В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
С.В. Рахманинов за рулём своего автомобиля ( Ивановка, 1912)
«Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу вёрст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче»,- из письма к М.С. Шагинян.
Феноменальные способности
«О каком бы музыкальном произведении ни заговорили, если Рахманинов когда-либо его слышал, а тем более, если оно ему понравилось, он играл его так, как будто это произведение было им выучено. Таких феноменальных способностей мне не случалось в жизни встречать больше ни у кого», - вспоминал товарищ по консерватории А.Б. Гольденвейзер. Известен случай, когда Танеев продемонстрировал Глазунову в виде шуточной мистификации способность своего ученика сразу схватить услышанную музыку. Так, Глазунов, будучи в гостях у Танеева, сыграл первую часть своей недавно написанной Шестой симфонии. После исполнения Танеев привёл в комнату Рахманинова, представив его как автора тоже только что написанной симфонии. Рахманинов сел и сыграл… первую часть симфонии Глазунова. Глазунов, удивляясь, спросил:- Где же вы с ней познакомились, ведь я никому её не показывал, никому не играл её?А Танеев говорит:- Он у меня сидел в спальне, я его там запер.
Помимо дружеских отношений Рахманинова и Шаляпина связывала совместная творческая деятельность .
- «Несмотря на различие характеров, вкусов, общества, в котором оба вращались, их обоих влекло друг к другу. Оба были молоды. Талантливы, оба любили искусство…,- пишет С.А.Сатина, - чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или советы более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать. Рахманинов же, увлекаясь его исполнением, дополнял его, изумительно аккомпанируя ему». Дружба с Шаляпиным, говорил Рахманинов, «это одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний моей жизни».
Антон Павлович Чехов(1860-1904)- любимый писатель Рахманинова.
- . Летом 1898 года произошла встреча Рахманинова с А.П. Чеховым, сразу отметившим молодого музыканта. После одного из концертов толпа поклонников окружила Шаляпина, Чехов же «прямо направился к Сергею Васильевичу со словами:-Я всё время смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо – вы будете большим человеком» ( Е.А. Сомова). «Рахманинов обожал Чехова. Всё в нём было Сергею Васильевичу дорого, близко и понятно: его светлая лирика, умный юмор, любовь к родной природе, жизненная правда. И наконец, что особенно подкупало и пленяло Сергея Васильевича в Чехове,- это изумительная чеховская музыкальность» (З.А.Прибыткова).
И.И.Левитан « Последний снег».
- Картина И.И. Левитана - любимого художника Рахманинова – «Последний снег» созвучна со знаменитым, полным романтического порыва, романсом «Весенние воды» на слова Ф.Тютчева: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет…»
- Его, конечно, все обожали. Вы понимаете, все носили на руках, потому что он был гигант Его музыка « поднимает» столько… Он обладал магической силой. У него было колоссальное чувство. А лицо было как у египтянина. Такое впечатление, что на него надели египетскую маску. Страшно сильное лицо и очень грустное и строгое…»( М.А. Кошиц).
Величайшее счастье
- Рахманинов выступал во многих крупных и сравнительно небольших городах США и Канады, играл на Кубе, объездил почти все страны Европы. Пребывание на эстраде ему было необходимо как воздух. «Концерты – моя единственная радость, - отвечал он врачам, советовавшим уменьшить количество выступлений. -Если Вы лишите меня их, я изведусь.
- Если я чувствую какую-нибудь боль, она прекращается, когда я играю. Если я не буду работать, я зачахну. Нет…Лучше умереть на эстраде».« Я не знаю, что доставляет мне большее удовольствие – сочинять музыку или исполнять её. Когда я играю в концерте и у меня удачный день, то я думаю, что это и есть величайшее счастье».
Милые мои руки. Прощайте, бедные мои руки…
- «Когда Сергея Васильевича перевозили с вокзала в Лос-Анджелесе в госпиталь, я сопровождал его в больницу с Натальей Александровной. Уложили его в кровать. Вид у него был хороший, не больной. Он лишь волновался, что не может заниматься на рояле. Желая ободрить его, я ему говорил, что вот он поправится и опять будет играть.— Нет, не в моём возрасте, Федя. В моём возрасте уже нельзя пропускать, — и, посмотрев на свои руки, сказал:— Милые мои руки. Прощайте, бедные мои руки...»(Из воспоминаний Ф.Ф. Шаляпина)
Рахманинов – это…
- Известно, что когда
- Л.Н. Оборин спросил Рубинштейна, кто первый пианист в мире, то Рубинштейн назвал Горовица.«- Ну, а Рахманинов?- спросил Оборин. Тогда Рубинштейн, как бы спохватившись, сказал:- Нет, нет. Вы говорите о пианисте, а Рахманинов - это…- и он, воздев руки, посмотрел вверх».