СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Серебрянное копытце". П.П.Бажов, урок в 4 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Серебрянное копытце". П.П.Бажов, урок в 4 класса.»






П.П.Бажов

«Серебряное копытце»

(урок литературного чтения в 4 классе)


















Тема урока: П.П.Бажов. «Серебряное копытце»

Цели.

Обучающие:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;

  • обучать умению характеризовать поступки героев;

Развивающие:

  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,

  • продолжать формировать навык анализа художественного произведения;

  • развитие грамотной устной речи;

  • совершенствовать технику чтения, формировать навык выразительного чтения;

Воспитательные:

  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;

  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование.

  • учебник “Литературное чтение” 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),

  • толковый словарь Ожегова,

  • портрет П. П. Бажова,

  • презентация к уроку, экран, проектор,

  • Выставка книг П.П.Бажова.


Ход урока


1.Орг. момент.

- Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость, и горе.

Здесь горы до неба почти достают,

Красива природа – покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.


2. Сообщение темы урока, актуализация знаний

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок.

  1. Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.

  2. Ценный камень уральских гор.

  3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?

  4. Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

  5. Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?

- Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову.


3. Вводная беседа

- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.


(Портрет писателя!!!)

«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове писатель Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить»то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. А без бороды — что за колдун? Как вспоминает друг Бажова писатель Евгений Пермяк, в те времена в советских учреждениях бородатый человек казался диковинкой. Бажов — редактор Уралгиза — бороду носил, а вот пиджак — нет: «Галстук, понимаете, при нём надо, а его под бородой всё равно не видно… Ну его».

Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в которых рос П.П. Бажов.

Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом. Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”.

- Объясните значение этого слова?.. (Так называют драгоценные и полудрагоценные камни). Каких только камней не находили в Уральских горах! Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.


Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.


- Какие сказы Бажова вы читали? (ответы детей).

  • Огневушка – Поскакушка”

  • Малахитовая шкатулка”

  • Хозяйка медной горы”

  • Серебряное копытце”

  • Каменный цветок”

  • Горный мастер”

  • Хрупкая веточка”

  • Голубая змейка”

  • Синюшкин колодец”

  • Иванко Крылатко” и т. д.

- Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу.

(обращение к портрету П.П.Бажова!!!)

- Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его жили в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Свои произведения Бажов называл сказами.


- А чем по-вашему отличается сказ от сказки (ответы детей)?

(Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик. Такое определение давал Бажов своим сказам).


В Москве есть улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. В Екатеринбурге поставлен памятник.

- Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”.


4.Словарно-лексическая работа

- Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений. За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова.

  • барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).

  • взъесться невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

  • голбчик приступка для выхода на печь.

  • пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.

  • похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

  • несподручно– не удобно, неловко.

  • пособник – помощник в делах.

  • покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.

  • статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.

  • Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля и крупы.

  • Балаган – временная деревянная постройка, для ярмарочной торговли, жилья, зрелищ.

  • Ворочайся – возвращайся.

  • Хризолит – драгоценный камень.



5. Первичное восприятие текста

Читают хорошо читающие ученики ( ).


6.Физкультминутка





7. Работа над содержанием

*- Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?

*- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?

(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)

*- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.)

*- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?

(Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу)

*- Можно сказать, что они были счастливы?

(Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)

*- Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите один из вариантов ответа и обоснуйте свой выбор

  • каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

  • герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.

*-У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.

*- Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

(Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.)











ТЕСТ

1. Как звали отца Дарёнки?

А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней; Б) на правой передней; В) на задней правой

3.Кошка Мурёнка была…

А) серой Б) белой В) бурой

4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

А) 1 Б) 2 В) 3

5. Там где стояла избушка Коковани, люди давно находили камни. Какого цвета было большинство камней?

А) голубого Б) розового В) зелёного.

6. Какое настоящее имя Даренки:

А)Дуня Б)Дарья В)Дуся

-А почему ее звали Даренка? (подарок деду)

Работа над портретной характеристикой.

-Давайте вспомним первую встречу Коковани и Даренки.

-Прочитаем диалог по ролям, опуская слова автора (с.184).

-Почему же Даренка пошла жить к деду ( увидела в нем хорошего человека)?

-Мы познакомились с главными реальными героями произведения.




*- На следующем уроке мы продолжим работу над произведением


8. Итог урока

- Подведём итог урока. Проверим, какими вы были внимательными слушателями и читателями. Вам надо ответить на несколько вопросов викторины.


Викторина

1. Кому был посвящен наш урок?

2. Почему Бажова называют волшебником?

3. Как называется знаменитый сборник сказов П. Бажова?

4. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

  • Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.

  • Богатство – не синоним счастья.

  • Желаешь себе добра – делай добро другим.





Дома вы составляли характеристику по плану (проверка дом.задания).


Даренка

Кокованя

1. Семейное положение.

Сирота

1. Семейное положение.

Одинокий

2. Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность

Старик большой да бородатый.

3. Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер

Веселый, ласковый,  добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу  варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.


Даренка

- Охарактеризуйте Даренку .

(дети читают и дополняют характеристики)


Синквейн

Дарёнка

Трудолюбивая, ласковая

Прибирала, варила, шила

Хорошая девочка

Сирота


-Прочитайте характеристику Коковани.

Кокованя

-Что общего между героями? (одинокие, добрые, жалеют кошку и козла, милосердные, у каждого была мечта: увидеть чудо)

-Ребята, почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

Я никак не могу определиться.






Синквейн

Добрый, ласковый

Промывает, добывает, любит природу

Мастер сказки рассказывать

Одинокий

(два варианта)

-Может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато?

( не было корыстных побуждений)

-О каких героях сказа мы еще не говорили (о кошке, о козлике)?


Кошка Муренка

-Опишите (бурая, ласковая, ободранная вначале и толстая, лоснящаяся у Коковани и Даренки, звонкая, на охоту ходила-мышей ловила).

-Как вы думаете Муренка реальная или волшебная (реальный персонаж и немного волшебный, через нее мы связываемся с Серебряным копытцем)?

-Судя по вашим иллюстрацииям самым любимым персонажем сказа для вас стал самый таинственный герой - козлик Серебряное копытце.


Серебряное копытце

-Прочитаем его описание в тексте (дети читают с.186-187учебника).

-Устно опишите своими словами.(особенный, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки по пять веточек и зимой, шерстка зимой серенькая, летом буренькая, пахнет лесом)

-А знаете ли вы кто такой Серебряное копытце? Нам об этом расскажет...(рассказ ученика)

... Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

-Итак, наши герои увидели чудо, встретились с серебряным копытцем. Почему все-таки произошло чудо именно с Кокованей и Даренкой, а не с кем-то другим? За что они были награждены? (за добро, ласку, любовь к природе, бескорыстие)

- Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются, не жадничают. Понимают, что богатство еще не есть счастье. В сказах Бажова чудо происходит только к достойным, простым бесхитростным труженикам.


5 Рефлексия.


Тест (работа в парах).

- Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.

- Какой урок мы можем вынести из сказа? Какими хочет нас видеть П. Бажов? (добрыми, милосердными, отзывчимыми, бескорыстными, внимательными друг к другу. чтобы нам захотелось беречь природу, несущими добро ближнему)

- Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. Чтобы мы жили по правилу:


Желаешь себе добра-делай добро другому.

Так гласит народная мудрость.



- Итак, козлик одаривает наших героев за добрые помыслы, дела и поступки. И вас козлик одарит хорошими результатами, отметками, если вы проявите усердие в учебе, будете много читать.

Урок хочется закончить напутствием для всех присутствующих учеников: настоящих и будущих.


Добрый волшебник с Урала,

Павел Петрович Бажов,

Чтоб нам грустно не стало,

Сказочный отпер засов.

Чтоб Огневушка смешная

К кладам открыла нам путь,

Или змея голубая, -

Книги прочесть не забудь!



















Тест

4 класс

«Серебряное копытце»

1.Произведение «Серебряное копытце» написал: а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г ) С.Т. Аксаков 2. Сколько лет было Дарёнке? 
а) 5, б) 8,  в) 6 
3. Как звали отца Дарёнки? 
а) Григорий,  б) Василий,  в) Иван 
4. Чем занимался Кокованя летом
а) охотился;  б) добывал золото;  в) лежал на печи 
5. Как звали кошку Дарёнки?   а) Мурка;  б) Муська;  в) Мурёнка 
6. Кошка Мурёнка была… А) серой Б) белой В) бурой
7. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку? 
а) с баяном;  б) с балалайкой;  в) с барабаном 

8. Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца? 
а) 2;  б) 4;  в) 5

9. Какого роста козлик?   А) ростом с человека б) не выше стола в) намного выше стола
10. На какой ножке у козла было серебряное копытце? 
а) на правой задней;  б) на левой передней;  в) на правой передней 

11.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке? А) 1 Б) 2 В) 3

12. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета? А) голубого Б) розового В) зелёного.

13. Как называются зелёные камешки? А) хризолиты Б) алмазы В) жемчуг