СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряное копытце

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Обучающие:    обучать умению составлять портретную характеристику героев; Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Общеучебные умения и навыки:

1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.

2. Развивать навык  контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.

3. Развивать навык работы  в парах.

Просмотр содержимого документа
«Серебряное копытце»



Тема: П.П.Бажов. Сказ «Серебряное копытце».

Портретная характеристика героев сказа. Анализ произведения.


Цели:

Обучающие: обучать умению составлять портретную характеристику героев; Развивающие: развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные: ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Общеучебные умения и навыки:

1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.

2. Развивать навык контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.

3. Развивать навык работы в парах.



Оборудование: - Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце» в учебнике «Литературное чтение» (4 класс) Л.Ф. Климановой, - «камешки» разных цветов ( цветные магниты), рисунок к последней части сказа.Портрет П. П. Бажова.

Ход урока


I. Орг.момент.

II.Речевая разминка.

(текст на слайде)

- Мы купили кошке к празднику сапожки

Причесали ей усы, сшили новые трусы.

Только как их надевать? Хвостик некуда девать!



( прочитать глазами, хором, весело, грустно, скороговоркой без выражения)

III. Постановка темы и целей урока:

Найдите лишнее слово:

Копытце, клыки, рожки, головка

Как догадались?

- Определите тему урока ?

[Сегодня мы продолжим работу над сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Будем анализировать текст,составим портретную характеристику, рассуждать и доказывать свою точку зрения.]


IV. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами начали делить сказ на части. Давайте вспомним наш план.


План.

  1. Даренка.

  2. Серебряное копытце.

  3. Жизнь в лесу.

Дома вы прочитали сказку до конца. Понравилась ли вам эта сказка? Чем? (Тем, что исполнилась мечта Коковани и Дарёнки. Они увидели Серебряное копытце.)

Сколько частей вы выделили в оставшемся отрывке? (Две.)

V. Работа по содержанию сказа.

Давайте вспомним содержание сказа, для этого выполним следующий тест. ( проверка 1 части)

Сколько лет было Дарёнке?

а) 5,

б) 8,

в) 6

2. Как звали отца Дарёнки?

а) Григорий,

б) Василий,

в) Иван

3. Чем занимался Кокованя летом?

а) охотился;

б) добывал золото;

в) лежал на печи

4. Как звали кошку Дарёнки?

а) Мурка;

б) Муська;

в) Мурёнка

5. С каким музыкальным инструментом сравнил Кокованя кошку?

а) с баяном;

б) с балалайкой;

в) с барабаном

6. Сколько веточек было на рогах Серебряного копытца?

а) 2;

б) 4;

в) 5

7. На какой ножке у козла было серебряное копытце?

а) на правой задней;

б) на левой передней;

в) на правой передней


Проверка на слайде. У кого правильно поднимите руки.

Работа по 2 части.

Восстановите текст. ( работа в парах). Взаимопроверка.


Так и стали жить вместе, дед -------------,--------------- Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- ----------------, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на -----------------уходил, Дарёнка в избе ---------------,похлёбку да ------- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила - мышей ------------. К вечеру соберутся, и------------- им.

( Кокованя, сиротка; поживали, работу, прибирала, ловила, весело)

Прочитать восстановленный текст.


Вспомним содержание 3 части.

- Чем занимался Кокованя в лесу? (Он охотился на козлов.)

- Почему старик не хотел идти в завод за лошадью? (Он боялся оставить девочку одну в лесу.)

- Почему же он всё-таки ушёл в завод? (Дарёнка уговорила.) Найти в тексте, чтение по ролям.

VI. Физминутка.

VII. Работа по теме урока

1. Работа над четвертой частью.

- Что увидела в окошко Дарёнка? Прочитайте.

- Почему девочка загрустила? (Кокованя задерживался, и ей стало страшно.)

- Каким увидела Дарёнка козла в первый раз? Прочитайте.

- Почему девочка выбежала из балагана? ( посмотреть на козла)

- Чем Серебряное копытце отличалось от обычных козлов?

- Почему Дарёнке удалось увидеть Серебряное копытце, а Коковане - нет ?

Как озаглавим? 4. В ожидании деда 4. Долгожданная встреча.


2. Работа над пятой частью.

- Какую картину увидела Дарёнка около избушки? Прочитайте.

- Кто привел серебряное копытце к Даренке?

- Что случилось, когда вернулся Кокованя? (В это время весь балаган был уже засыпан драгоценными камнями.)

- Что произошло с Серебряным копытцем и с Мурёнкой. (Они исчезли.)

- Сколько камней успел собрать Кокованя? (Он нагрёб полшапки камней.)

- Почему же он не собрал их побольше? (Дарёнка попросила оставить эту красоту до утра, чтобы на неё полюбоваться.)

- Вернулась ли домой кошка? (Нет.)

- Как вы думаете, почему она не вернулась? (Она осталась, наверное, с Серебряным копытцем, потому что кошка тоже была необыкновенной.)

- Что стали находить люди по тем покосным ложкам? (Хризолиты.)

Как вы озаглавили? (. 5. Чудо Серебряного копытца. Чудо произошло.)

У нас получился следующий план.

План.

  1. Даренка.

  2. Серебряное копытце.

  3. Жизнь в лесу.

  4. Долгожданная встреча.

  5. Чудо Серебряного копытца.

Для чего мы с вами составили план?


VIII. Закрепление изученного.

А сейчас вернемся к героям нашего сказа.

1) Угадайте слова, добавив гласные буквы и назовите главных героев сказа.

Кквн, Дрнк, Мрнк, кзл

- Давайте охарактеризуем главных героев сказа. Для этого вы выполните следующую работу.

У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите каточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.


Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа

Дарёнка, Кокованя

1

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.


2

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.


3

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый


Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.

.

Проверим, что у вас получилось. Внимание – на экран.

Прочитай, какая характеристика Дарёнки у тебя получилась.

/слайд – открывается по мере ответов учеников

Прочитай, какая характеристика Коковани у тебя получилась


- Как вы думаете, похожи ли по характеру главные герои? (Да, они оба добрые, заботливые, любознательные и верные друг другу.)

- Какую главную мысль хотел выразить автор в этой сказе? (Что добрые и трудолюбивые люди всегда вознаграждаются каким-либо чудом.)

- Какое же чудо произошло со стариком и девочкой? (Их желание увидеть волшебного козлика сбылось.)

- А есть ли в этом сказе обычные, не сказочные события? (Да. На самом деле бедным людям жилось тяжело, как Коковане и Дарёнке. Но несмотря на это они не озлобились, а еще оказывали помощь другим, ещё более обделённым судьбой.)


IX. Итог урока

1. О чем сказ Бажова? Выберите самую точную формулировку. ( на слайде)

А) человек должен любить животных.

Б) очень важно быть скромным.

В) трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

2. Часто сказки заканчиваются такими словами: “Сказка – ложь, да в ней намек ...” А какой урок извлекли вы? Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

X. Домашнее задание

Перечитать сказ; подготовить пересказ понравившейся части..

Рефлексия


-Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка- камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Бажова приклейте зелёный камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, то приклейте голубой, а если испытывали трудности ,то красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг. Сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом , но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.