СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШИКУНОВА А. А. Урок "Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Кудревича «Утро весны»" РЯиЛ 2017-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ШИКУНОВА А. А. Урок "Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Кудревича «Утро весны»" РЯиЛ 2017-3»

А. А. Шикунова, уч. р.я.з. и лит. гимн. № 1 г. Могилёва

Тема. Подготовка к сочинению-описанию по картине В. Кудревича «Утро весны»

Цель урока: обучение написанию сочине­ния-описания по картине.

Задачи: создать творческую атмосферу в классе, вдохновить учащихся на написание сочинения; выявить композиционные особен­ности текста-описания; совершенствовать уме­ние создавать связный текст определённого стиля и типа речи; раскрыть идейное содер­жание картины; содействовать обогащению лексического запаса учащихся; формировать навык употребления средств художественной выразительности (олицетворения, эпитета); помочь в осознании культурно-нравственного компонента белорусской живописи.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: мультимедийная презен­тация (включает медиаэпиграф — аудиоза­пись художественного чтения стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта» в исполне­нии Д. Беспалого; изображения картин В. Ку­древича «Над Свислочью», «На реке Сож», «Утро весны»; музыкальный фрагмент «Утро в лесу» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт»), чер­новики, сообщение о В. Кудревиче, раздаточ­ный материал.


Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Введение в тему урока.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрас­ное весеннее утро. Вот здорово было бы сейчас покинуть класс и оказаться на природе, в лесу. Что бы мы там увидели и услышали? Что бы почувствовали? (Радость.) Состояние радо­сти описывает Афанасий Фет в стихотворении

«Это утро, радость эта», которое станет медиа-эпиграфом к нашему уроку. Послушаем его.

Звучит аудиозапись художественного чте­ния стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта» в исполнении Д. Беспалого.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё — весна.

— Сегодня мы с вами будем работать над созданием ваших сочинений-описаний по кар­тине Владимира Кудревича «Утро весны». У каждого из вас к концу урока получится «эскиз» сочинения, который вы будете «про­рисовывать» дома. Об авторе картины, кото­рую мы будем описывать, нам расскажет...

Заранее подготовленный ученик делает краткое сообщение, которое сопровождается показом картин художника.

Владимир Кудревич (1884—1957) — бело­русский живописец-пейзажист, наш земляк. Родился он в г. Чаусы Могилёвской области. Автор лирических пейзажей, которые поэтич­но раскрывают красоту белорусской природы.


Е го произведениям присущи мягкая, сдер­жанная цветовая гамма, тонкое сочетание холодных и тёплых тонов, взвешенное компо­зиционное построение. Ранние работы отли­чает мастерски переданная игра света. «Утро весны» (1924 г.) относится к ранним работам художника.

«Утро весны» В. Кудревича

Выделенные словосочетания во время рассказа ученика медленно появляются и исчезают на фоне слайдов с изображением картин художника. Эти фразы позже реко­мендуются учащимся для использования в сочинении третьей композиционной ча­сти ). Последний слайд «галереи» — карти­на «Утро весны». На нём показ приостанав­ливается.


— Рассмотрим картину под музыку нор­вежского композитора Эдварда Грига.

Звучит отрывок «Утро в лесу» из сюи­ты Э. Грига «Пер Гюнт».

— Почему музыка в начале композиции ти­хая, а затем с каждым аккордом мелодия будто наполняется, становится громче и торжествен­нее? (Каждый аккорд — это новый луч света, выступающий из-за горизонта на утренней заре. Полнота звучания музыки передаёт на­ступление рассвета.) Рассвет для всего живо­го — это настоящее «торжество встречи солн­ца». Кто из русских писателей так называл рассвет? (М. М. Пришвин в сказке-были «Кла­довая солнца».) Ребята, мы приглашены сегод­ня на «торжество встречи солнца».

2. Целеполагание и основные установки.

— Каждый из вас, рассматривая картину, видит и понимает творение художника по-своему. Каждый человек наделён своим «да­ром видения». Как вы понимаете это выраже­ние? (Это умение видеть и чувствовать кра­соту окружающего мира). На уроке мы будем развивать ваш «дар видения» и учиться точно и образно описывать словами то, что мы видим и чувствуем. Наша цель состоит в том, чтобы у каждого из вас получилось создать собственное сочинение-описание. Рассмотрим его основные характеристики (записаны на доске):

  • тип речи — описание;

  • стиль речи — художественный;

  • объём — 1—1,5 страницы;

  • композиция текста-описания.

II. Деятельностный этап: создание сочи­нения.

1. Актуализация опорных знаний: работа над композицией.


— На слайде вам даны три композицион­ные схемы текстов разных типов речи. Какие вы знаете типы речи? (Повествование, описа­ние, рассуждение.) По какой из данных схем будет строиться ваше сочинение? (Описание.)

2. Создание вступительной части сочине­ния: общее впечатление от предмета речи.

— Приступим к созданию первой компози­ционной части нашего сочинения. Мы долж­ны выразить словами своё первое впечатление от картины. Для этого нужно ответить на во­прос: «Какие воспоминания, чувства, мысли возникли в вашем сознании, когда вы рассма­тривали пейзаж под музыку Эдварда Грига?»

На доске с помощью приёма перекрёст­ных ассоциаций создаётся ассоциативное поле, выбираются и записываются наиболее логичные и подходящие варианты с учётом следующего задания.

Задание (5 мин). Используя записанные на доске ассоциации (по выбору), выразите в 3—5 предложениях своё впечатление от кар­тины. Напоминаю вопрос-помощник: «Какие воспоминания, чувства, мысли возникли в вашем сознании, когда вы рассматривали пей­заж? »

Утро весны


радость свежесть


улыбка мечта роса рассвет
солнце
блеск


торжество / пробуждение

Учитель на время выключает проектор, картина остаётся у каждого перед глазами на цветной вкладке учебника. Звучит музы­ка Э. Грига. Первый раз эту музыку дети слушали в исполнении струнных инстру­ментов. В данный момент она исполняется на фортепиано. Затем она прозвучит в ис­полнении колокольчиков. Такая маленькая хитрость приятно удивляет пятиклассни­ков. Учитель пишет вступление одновре­менно с учениками.

Коррекция (приложение 1). Ребята, давай­те поделимся друг с другом своими впечатле­ниями от картины. Позвольте мне первой про­читать своё вступление. Любое понравившееся вам предложение, словосочетание, сравнение, которые звучат сегодня на уроке из уст учите­ля и одноклассников, вы можете «пригласить» в своё сочинение. Мы делимся друг с другом удачными словесными оборотами, учимся друг у друга красиво выражать свои мысли.

Учитель читает свою работу, которая станет образцом выполнения задания. Во время чтения дети могут дополнять свои записи.

Вы знаете, как выглядит утро весны? Оно такое, как на картине Владимира Кудревича. Художник приглашает нас на «торжество встречи солнца». Природа просыпается на рас­свете — ив моей душе будто что-то расцве­тает, пробуждаются надежды и мечты. Этот блеск росы, эта свежесть зелени, эта прохлада раннего утра рождают радость в моём сердце.

Затем 23 ученика читают свои всту­пления. Учитель даёт краткую оценку, ис­правляет речевые ошибки, подсказывает, что лучше убрать или переместить в следу­ющую часть сочинения, обращает внимание учеников на удачные места и свежие мысли в сочинениях одноклассников, направляет в нужное русло ход мыслей учащихся. Дети корректируют и дополняют свои записи. Работа ведётся в черновиках.

— Итак, первый композиционный элемент готов. Перейдём ко второму.

3. Работа над основной частью сочине­ния: признаки предмета речи.

— Ребята, как вы думаете, что станет содержанием основной части? (Подробное описание картины, определение централь­ного образа композиции, осмысление цвето­вой гаммы пейзажа.)

1. «Пересказываем» картину.

— Опишите, что было до изображён­ного художником момента и что происхо­дит на картине в момент, запечатлённый на картине. В этом вам помогут вопросы-помощники, на которые сначала вы ответи­те устно, а потом каждый из вас самостоя­тельно запишет ответы.

Почему листва блестит и деревья накло­нены? (Видимо, ночью была буря, потому что берёзовая роща омыта дождём и бе­рёзки склонились под порывами сильного ветра.)

Какой момент запечатлён на картине? (Природа пробуждается на рассвете, всё живое радуется солнцу. Утром в роще без­ветренно, светло и тихо. Берёзки привет­ствуют новый день и расправляют свои шёлковые косы.)

Что меняется с появлением солнца в бе­рёзовой роще? (Солнце разливает тёплый свет, золотит траву и цветы, согревает озябшие после ненастья деревца, отража­ется в серебряной росе.)

Задание (5 мин). Последовательно запи­шите ответы на вопросы так, чтобы получи­лось связное описание картины.

Звучит музыка Э. Грига в исполнении колокольчиков. Учитель одновременно с детьми создаёт свой вариант выполнения задания.

Коррекция. Поделюсь с вами тем, что получилось у меня.

Ночью была буря, лил дождь. Под силь­ными порывами ветра деревья пригнулись. А на рассвете умытые дождём берёзки рас­правляют свои шёлковые косы. На рассве­те солнце разливает тёплый свет, золотит кроны деревьев, отражается в серебряной росе, согревает озябшие берёзки. Солнце приносит пробуждение, обновление, жизнь и надежду на то, что за холодом обязатель­но придёт тепло, которое согреет не только берёзовую рощу, но и сердца тех, кто смо­трит на картину.

Затем 23 ученика читают свои ра­боты. Учитель даёт рекомендации, в со­ответствии с которыми учащиеся вносят коррективы в эту часть текста, заим­ствуют понравившиеся им мысли и речевые обороты у одноклассников и учителя.

2. Описание центрального образа кар­тины.

  • Какой образ вдохновил художника на создание этого лирического пейзажа? (Образ берёзы.) В творчестве какого русского поэта этот образ занимает значительное место? творчестве С. Есенина.) Докажите это цитатами из его стихотворений. (Дети обыч­но вспоминают стихотворные строки: «Бе­лая берёза под моим окном / Принакрыласъ снегом, точно серебром...» и строки про бе­рёзку из стихотворения «С добрым утром!», которое недавно учили наизусть.)

  • Почему и живописец, и поэт обратились к образу берёзы? (Берёза для них — это сим­вол родины и её красоты.)

Физкультминутка.

— Представьте, что вы берёзовая роща, каждый из вас — берёзка.

Хором зачитываются строки о берёзе из стихотворения С. Есенина «С добрым утром!». Дети повторяют движения за учителем.



Улыбнулись сонные берёзки,

Улыбаемся друг другу.

Растрепали шёлковые косы.

Круговые движения головой.

Шелестят зелёные серёжки,

Расслабляем кисти рук и встряхиваем ими.

И горят серебряные росы.

Садимся за парты.


Прошепчем друг другу: «С добрым утром!»

— Подберите эпитеты к слову «берёза». Какая она? (Белоствольная, белая, высокая, стройная, сонная.) Подберите олицетворения. Что делают берёзы? (Улыбаются, растрепали косы, склонили головы, просыпаются, выпрям­ляются, шепчутся, прихорашиваются, кра­суются.) Что бы могли сказать нам или друг другу берёзки? («С добрым утром!», «Нарисуй нас!», «Подружка, а какие цвета сегодня в моде?», «Заплетём сегодня косы!», «Просыпай­тесь, живите, радуйтесь, сестрёнки!» )

Задание (5 мин). Опишите берёзки, изображённые на картине, используя эпитеты и олицетворения. Расскажите в одном предло­жении с прямой речью, о чём они шепчутся. Выполнить задание вам поможет слайд.

Звучит музыка Э. Грига. Учитель раз­даёт листочки с материалами, которые по­могут учащимся дома закончить сочинение (приложение 2 ).

Коррекция. Давайте послушаем, что у вас получилось. Какие знаки препинания вы по­ставили в предложении с прямой речью? На­рисуйте на доске схемы этих предложений.

Примечание. На этом этапе урока учите­лю предстоит сделать выбор: продолжить со­вместную с учениками работу над сочинением-описанием на следующем уроке (два урока развития речи) или дать детям возможность поработать самостоятельно над завершением сочинения дома. В первом случае у каждого ученика к концу 2-го урока получится готовая работа, а дома он лишь перепишет её начисто в тетрадь, во втором — у него появляется воз­можность работать в своём темпе, опираясь на материалы, которые учитель раздал для работы дома.

III. Домашнее задание.

Закончить сочинение-описание по картине. Подробный инструктаж по выполне­нию домашнего задания.

— Ребята, давайте рассмотрим материа­лы, которые помогут вам дома завершить сочинение-описание (приложение 2). Послед­нее, что нуждается в описании в основной ча­сти, — это цветовая гамма пейзажа. Точно её описать можно, используя слова для справок из упр. 105 учебника. Анализируя колорит по­лотна, вы убедитесь, что холодные пастельные тона занимают задний план, а на передний план выступают тёплые оттенки. Как вы ду­маете, какую мысль утверждает художник та­ким цветовым решением? (Ненастье и холод позади, а всё самое хорошее, тёплое и светлое приходит к нам с каждым новым утром и с каждой весной.)

IV. Подведение итогов и рефлексия.
Осмысление содержания заключительной

части сочинения: оценка предмета речи.

— Сочинение-описание по картине — это не только перечисление изображённых на ней предметов, а осмысление через эти предметы, через цветовую гамму идейного содержания картины и её художественных достоинств. Ка­кую основную мысль хочет донести до зрите­лей наш земляк Владимир Кудревич? Каждый из вас обладает своим «даром видения», поэто­му, наверняка, мы выскажем не одну мысль, а несколько. Давайте прочитаем возможные варианты основной мысли автора, которые я предлагаю вам обдумать дома:

Как красиво в весеннем лесу!;

Любоваться родной природой может че­ловек, который любит свою родину;

Весеннее утро дарит радость и наполня­ет духовной силой человека и т. д.

Вам предстоит самостоятельно выбрать вы­сказывание, содержащее идею автора, и утвер­дить её в качестве вывода в заключительной части своего сочинения-описания. Какую важную мысль вы унесёте с собой?

Ученики формулируют авторскую идею самостоятельно либо выбирают один из предложенных тезисов.

— Спасибо за работу на уроке! Надеюсь, вам удалось сегодня «испытать наслаждение творчества», ибо, по утверждению Антона Павловича Чехова, «кто испытал наслаждение творчества, для того других наслаждений не существует».

Приложение 1

На этапе коррекции

  1. Следует всячески поддерживать твор­ческую инициативу ученика. Давать положи­тельную оценку удачным речевым оборотам, разнообразно выражать эту оценку: «Это очень свежо!», «У тебя получилось!», «Ты очень точ­но выразился!», «Меня радует богатство твоей речи!», «Это очень выразительно!» и т. д.

  2. Корректно исправлять речевые ошибки. Замечания должны носить рекомендательный характер: «Я бы выразила эту мысль немнож­ко по-другому...», «Лучше здесь написать так...», «Ты согласен, что можно заменить...?» и т. д. Педагог и ученик в сотворчестве нахо­дят наилучший вариант выражения мысли. Следует избегать категоричных утверждений.

  1. Учитель читает написанные им одно­временно с учащимися части сочинения. Тем самым на уроке он определяет своё место не над детьми, а с ними. Кроме того, он выразит свои требования к выполнению творческой работы не описательно, а конкретно, практи­чески. В результате такого подхода ученики будут стремиться овладеть письменной речью так же хорошо, как и педагог.

  2. После проверки творческой работы на следующем уроке учитель читает в классе лучшие места из сочинений учеников. Хо­рошо, если педагог найдёт такие фрагменты (пусть небольшие) не только в тетрадях от­личников.

Приложение 2

Кто испытал наслаждение творчества, для того других наслаждений не существует.

А. П. Чехов

Опиши цветовую гамму картины

(слова для справок из упр. 105 учебника)

Тёплые цвета соседствуют с холодными. Колорит картины покоряет зрителя тонким сочетанием тёплых и холодных тонов.

На заднем плане .... цвета. (Холодные, пастельные тона.)

А на переднем плане .... цвета и оттенки. (Тёплые тона.)

Подумай, для чего художник сочетает тёплые и холодные оттенки. (Живописец утверждает мысль о том, что тьма и холод отступают перед светом и теплом. Тьма и холод позади, а впереди всё самое радостное и светлое.)

Оценка предмета речи (заключение)

Как ты понял(-а) основную мысль автора, идею произведения? Выбери одну из предложенных ниже (неправильных нет).

1. Как хороша белорусская природа!

2. Чтобы увидеть красоту природы, надо любить свою родину. «Любовь к родной природе — один
из вернейших признаков любви к своей стране».
(К. Г. Паустовский)

3. Рождение нового дня — это радость. Весеннее утро способно подарить душевное обновление.

4. Утро весны вселяет оптимизм, дарит надежду на то, что за прохладой придёт тепло, за
ночью — утро, за зимой — весна.

Понравилась ли тебе картина? Дай свою оценку работе художника.

Мне нравится...

Я восхищаюсь (чем?)...

Я понял(-а)...

По-моему, ....

Я думаю, ...

Я, как и автор картины, люблю...

Используй оценочные суждения из сообщения о В. Кудревиче: поэтично раскрывает красоту белорусской природы; мягкая, сдержанная цветовая гамма; тонкое сочетание холодных и тёплых тонов; взвешенное композиционное построение; мастерски переданная игра света.

Избегай повторов!

Перечитай готовое сочинение и исключи все повторы. Картина, пейзаж, полотно, работа художника, холст.

Художник, живописец, мастер пейзажа, автор картины, В. Кудревич, он, наш земляк.

Изобразил, показал, запечатлел, передал, описал, нарисовал.

Берёзы, берёзки, деревья, белоствольные красавицы, стройные деревца.