А. А. Шитик, ГУО «Лебедевская СШ Молодеченского района» Минской области
Тема. Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богаты-рях» А. С. Пушкина
Цели урока: раскрыть поучительный смысл сказки А. С. Пушкина, характеры героев сказки; содействовать формированию у учащихся навыков работы с текстом, развитию умения строить аргументированный устный ответ; способствовать формированию убеждения в необходимости совершать добрые поступки.
Оборудование: задания для викторины; файлы для рисунков ребят; пропуски в сказку в виде солнышек; листы оценки и самооценки учащихся; домашнее задание (отдельные листы); ларец, листочки для рефлексии (зелёный, жёлтый, синий).
Эпиграф: Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.
Ход урока
Организационный этап.
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на уроке русской литературы. Поднимите, пожалуйста, руки, кто пришёл в класс с хорошим настроением. Теперь попрошу поднять руки тех, кто любит сказки. Спасибо большое. А сейчас пусть поднимут руки те, кто хочет попасть на уроке в сказочную страну.
Проверка домашнего задания.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну, которую придумал Александр Сергеевич Пушкин в своей «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», и пройти в ней по маршруту «Добро и зло». Пропуском в эту страну будет правильно выполненное домашнее задание, которое вы готовили в группах. «Художники» рисовали иллюстрации к сказке, «чтецы» готовили выразительное чтение отрывков, а «учителя» составляли вопросы по содержанию сказки. Художники, подойдите к доске и разместите свои иллюстрации.
Ребята размещают свои рисунки и получают пропуск в виде солнышка.
Чтецы, прошу вас выразительно прочитать свой отрывок (опрашиваются 2-3 учащихся). Молодцы, вы тоже получаете пропуск в сказочную страну.
Уважаемые «учителя», проведите небольшой опрос ваших одноклассников по содержанию сказки (5—6 вопросов). Очень хорошо, возьмите пропуск в нашу сказку.
Постановка задач урока.
Молодцы! Теперь дорога в сказку нам открыта. Откройте ваши тетради и запишите тему урока. У нас есть эпиграф к уроку. Зачитайте его. Как вы его понимаете? (Ответы учащихся.)
Ребята, каковы задачи нашего урока? Давайте сформулируем их по готовому началу:
вспомнить... (содержание сказки и её героев);
доказать, что... (добро в сказке всегда побеждает, а зло наказывается);
развивать умения... (работать с текстом сказки, оценивать поступки героев);
воспитывать в себе… (желание совершать добрые поступки).
Работа над темой урока.
Остановка 1. Викторина «Узнай героя» (работа в парах).
Ребята, наше путешествие по сказке мы начинаем с остановки «Узнай героя». У вас на партах лежат листочки с вопросами. Обсудите их с соседом по парте и подготовьте на них ответы. Запишите имена героев в тетрадь.
Учащиеся работают в парах, записывают ответы в тетрадь.
Викторина «Узнай героя»
1.О ком идёт речь в отрывке? Кого ждала героиня сказки?
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи. (Царица, ждёт царя.)
2. О ком Пушкин пишет?
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Молодая царица.)
3. Кто произносит слова:
«Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее»? (Зеркальце.)
4. Кого Пушкин так характеризует?
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна.)
5. Кто произносит слова?
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал?» (Старший из богатырей.)
6. Чьи это слова?
«Ох ты дитятко-девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел». (Чернавка.)
7. Кто обращается к солнцу со словами?
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу. Сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой». (Королевич Елисей.)
Ребята, озвучьте свои ответы (по одному ответу от пары).
Физкультминутка
Остановка 2. «Сказочное небо» (групповая работа).
Ребята, следующая наша остановка — «Сказочное небо». Представьте себе картину: на ясном небе появляется тёмная туча, из неё льётся дождь; а рядом светит солнышко, освещая всё своими лучами; из-за горизонта появляется радуга и играет всеми красками... Представили?
Кто из героев сказки похож на тёмную тучу? (Молодая царица.) Почему?
Кто из героев вам представляется солнышком? (Царевна.) Почему?
Кто из главных героев олицетворяет радугу? (Елисей.)
Составление кластера (групповая творческая работа)
1-я группа: нарисовать тучу-царицу и написать слова-характеристики, которые ей подходят.
2-я группа: нарисовать солнышко-царевну и написать слова, характеризующие эту героиню.
3-я группа: нарисовать радугу-королевича и написать рядом слова-характеристики.
Ребята составляют на отдельных листах кластеры.
Остановка 3. «Добро и зло» (фронтальная работа).
Мы подошли к третьей остановке «Добро и зло». Я буду называть вам поступки, а вы хором отвечайте «добро» это или «зло».
Верно ждать мужа домой. (Добро.)
Бросать зеркальце под лавку. (Зло.)
Быть послушной и скромной. (Добро.)
Отвести царевну в глухой лес. (Зло.)
Приютить царевну в своём доме. (Добро.)
Жить в мире и согласии. (Добро.)
Прибирать в доме, готовить обед. (Добро.)
Отравить царевну яблоком. (Зло.)
Отправиться на поиски невесты. (Добро.)
Разбить зеркало. (Зло.)
Оживить невесту. (Добро.)
Обобщение.
Какие герои сказки олицетворяют добро? Почему?
Как они награждены за хорошие поступки?
Кто является в сказке воплощением зла? Почему вы так думаете?
Почему в сказках всегда побеждает добро?
VI. Подведение итогов, выставление отметок (лист оценки, лист самооценки).
VII. Рефлексия (индивидуальная работа).
— Возьмите цветные листочки (один по выбору учащихся) и допишите предложение. Затем положите свой листочек в наш волшебный ларец.
Зелёный: Благодаря сказке я понял(а), что...
Жёлтый: Сказка ложь, да в ней намёк: ...
Синий: Спасибо Пушкину за то, что...
Ребята дописывают фразу и бросают листок в ларец. Учитель по своему усмотрению озвучивает несколько записей.
— Спасибо вам, ребята, за интересное путешествие по сказочной стране.
VIII. Домашнее задание.
Выучить отрывок наизусть (отдельные листы с указанием страниц и слов-границ).