СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ШИТИК А.А. Урок "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина", 2019-9

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока ШИТИК А.А. "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина", 2019-9

Просмотр содержимого документа
«ШИТИК А.А. Урок "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина", 2019-9»

А. А. Шитик, ГУО «Лебедевская СШ Молодеченского района» Минской области


Тема. Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богаты-рях» А. С. Пушкина


Цели урока: раскрыть поучительный смысл сказки А. С. Пушкина, характеры героев сказки; содействовать формированию у учащихся навыков работы с текстом, раз­витию умения строить аргументированный устный ответ; способствовать формированию убеждения в необходимости совершать доб­рые поступки.

Оборудование: задания для викторины; файлы для рисунков ребят; пропуски в сказ­ку в виде солнышек; листы оценки и само­оценки учащихся; домашнее задание (от­дельные листы); ларец, листочки для реф­лексии (зелёный, жёлтый, синий).

Эпиграф: Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на уроке русской литературы. Поднимите, пожалуйста, руки, кто пришёл в класс с хорошим настроением. Теперь по­прошу поднять руки тех, кто любит сказки. Спасибо большое. А сейчас пусть поднимут руки те, кто хочет попасть на уроке в ска­зочную страну.


  1. Проверка домашнего задания.

  • Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну, которую придумал Алек­сандр Сергеевич Пушкин в своей «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», и пройти в ней по маршруту «Добро и зло». Пропуском в эту страну будет правильно вы­полненное домашнее задание, которое вы го­товили в группах. «Художники» рисовали иллюстрации к сказке, «чтецы» готовили выразительное чтение отрывков, а «учителя» составляли вопросы по содержанию сказки. Художники, подойдите к доске и разместите свои иллюстрации.

Ребята размещают свои рисунки и полу­чают пропуск в виде солнышка.

  • Чтецы, прошу вас выразительно прочитать свой отрывок (опрашиваются 2-3 учащихся). Молодцы, вы тоже получа­ете пропуск в сказочную страну.

  • Уважаемые «учителя», проведите не­большой опрос ваших одноклассников по со­держанию сказки (56 вопросов). Очень хо­рошо, возьмите пропуск в нашу сказку.

  1. Постановка задач урока.

  • Молодцы! Теперь дорога в сказку нам открыта. Откройте ваши тетради и запиши­те тему урока. У нас есть эпиграф к уроку. Зачитайте его. Как вы его понимаете? (От­веты учащихся.)

  • Ребята, каковы задачи нашего урока? Давайте сформулируем их по готовому на­чалу:

  • вспомнить... (содержание сказки и её героев);

  • доказать, что... (добро в сказке всегда побеждает, а зло наказывается);

  • развивать умения... (работать с текстом сказки, оценивать поступки героев);

  • воспитывать в себе… (желание совершать добрые поступки).


  1. Работа над темой урока.

Остановка 1. Викторина «Узнай героя» (работа в парах).

  • Ребята, наше путешествие по сказке мы начинаем с остановки «Узнай героя». У вас на партах лежат листочки с вопроса­ми. Обсудите их с соседом по парте и подго­товьте на них ответы. Запишите имена геро­ев в тетрадь.

Учащиеся работают в парах, записыва­ют ответы в тетрадь.


Викторина «Узнай героя»

1.О ком идёт речь в отрывке? Кого жда­ла героиня сказки?

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи. (Царица, ждёт царя.)

2. О ком Пушкин пишет?

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (Молодая царица.)

3. Кто произносит слова:

«Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее»? (Зеркальце.)

4. Кого Пушкин так характеризует?

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна.)

5. Кто произносит слова?

«Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал?» (Старший из бо­гатырей.)

6. Чьи это слова?

«Ох ты дитятко-девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел». (Чернавка.)

7. Кто обращается к солнцу со словами?

«Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу. Сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой». (Королевич Елисей.)

  • Ребята, озвучьте свои ответы (по одно­му ответу от пары).


Физкультминутка


Остановка 2. «Сказочное небо» (группо­вая работа).

  • Ребята, следующая наша останов­ка — «Сказочное небо». Представьте себе картину: на ясном небе появляется тёмная туча, из неё льётся дождь; а рядом светит солнышко, освещая всё своими лучами; из-за горизонта появляется радуга и играет всеми красками... Представили?

  • Кто из героев сказки похож на тёмную тучу? (Молодая царица.) Почему?

  • Кто из героев вам представляется сол­нышком? (Царевна.) Почему?

  • Кто из главных героев олицетворяет радугу? (Елисей.)


Составление кластера (групповая твор­ческая работа)

1-я группа: нарисовать тучу-царицу и на­писать слова-характеристики, которые ей подходят.

2-я группа: нарисовать солнышко-царев­ну и написать слова, характеризующие эту героиню.

3-я группа: нарисовать радугу-королевича и написать рядом слова-характеристики.

Ребята составляют на отдельных листах кластеры.

  • Давайте зачитаем ваши характеристики.


Остановка 3. «Добро и зло» (фронталь­ная работа).

  • Мы подошли к третьей остановке «Доб­ро и зло». Я буду называть вам поступки, а вы хором отвечайте «добро» это или «зло».

  • Верно ждать мужа домой. (Добро.)

  • Бросать зеркальце под лавку. (Зло.)

  • Быть послушной и скромной. (Добро.)

  • Отвести царевну в глухой лес. (Зло.)

  • Приютить царевну в своём доме. (Добро.)

  • Жить в мире и согласии. (Добро.)

  • Прибирать в доме, готовить обед. (До­бро.)

  • Отравить царевну яблоком. (Зло.)

  • Отправиться на поиски невесты. (Добро.)

  • Разбить зеркало. (Зло.)

  • Оживить невесту. (Добро.)


  1. Обобщение.

  • Какие герои сказки олицетворяют доб­ро? Почему?

  • Как они награждены за хорошие по­ступки?

  • Кто является в сказке воплощением зла? Почему вы так думаете?

  • Почему в сказках всегда побеждает добро?


VI. Подведение итогов, выставление от­меток (лист оценки, лист самооценки).


VII. Рефлексия (индивидуальная работа).

— Возьмите цветные листочки (один по выбору учащихся) и допишите предложение. Затем положите свой листочек в наш вол­шебный ларец.

Зелёный: Благодаря сказке я понял(а), что...

Жёлтый: Сказка ложь, да в ней намёк: ...

Синий: Спасибо Пушкину за то, что...

Ребята дописывают фразу и бросают ли­сток в ларец. Учитель по своему усмотре­нию озвучивает несколько записей.

— Спасибо вам, ребята, за интересное пу­тешествие по сказочной стране.


VIII. Домашнее задание.

Выучить отрывок наизусть (отдельные листы с указанием страниц и слов-границ).