Школа и наука в Древней Греции
Автор :Тартыев А.С. Учитель истории
План урока
- 1.Древнегреческий алфавит и письменность
- В афинской школе.
- 2.Гимнастическая школа-палестра.
- 3.Гимнасии-школы для взрослых.
- 4.Научные знания в Древней Гре-ции.
Задание на урок
- Что в наших учебных заведениях сохранилось из древнегреческих школ?
- Колесо истории влево повернись,
- Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь
- Про эпохи, войны, про борьбу за власть,
- Как сумели многие в историю попасть?
наскучив с богами сидеть
На высоком ОЛИМПе,
На землю решила спуститься
Премудрая Клио
Древнегреческий алфавит, письменность
- На основе финикийского алфавита в VIII в. до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24 буквы.
- Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?
- по-финикийски: ТН, КС, по-гречески: ТОН, КОСА
Древнегреческий алфавит, письменность
Учебные заведения Древней Греции.
- Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.
- Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).
- Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
- Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе.
Ученики смотрели на текст и старались запомнить написанное
Дети богатых афинян имели персональных педагогов.Это были старые и ни на что дру-гое не годные рыбы.
В их обязанности входило сопровождение ребенка до школы, наблюдение за тем как его подопечный делал уроки.Рабы могли даже наказывать детей.
Стиль и тетрадь
В греческих школах ученики писали на дощечках покрытых воском специальным пером -стилом.
Содной стороны сти-ло было острым.
С другого конца стило имело вид лопа-точки.
Это позволяло цара-пать на воске буквы и рисунки.
имможно было легко стереть написанное.
Несмотря на то, что в Грецию из Египта привозили папирус, он не стал материа-лом для письма.
Наиболее важные тексты писались на пергаменте-специаль- но обработанной теля-чьей коже, реже- на па-пирусе.
Благодаря этому уче-ники могли приобщи-ться к мудрости знаме-нитых ученых и мудре-цов .
Греки считали, что человек должен быть гармонично разви-тым.
В школах очень много времени уделяли музыке-учились иг-рать на инструмен-тах, пению и стихо-сложению.
2.Гимнастическая школа-палестра.
С 12 лет мальчики посещали палестру- спортивную школу.
Здесь они занимались гимнастикой-борьбой бегом ,прыжками, метанием копья и диска.
3.Гимнасии-школы для взрослых.
Взрослые афиняне, желающие продол-жить образование, посещали гимнасии
Сначала в них зани-мались спортом, но затем здесь стали выступать знаме-нитые ученые и политики.
В Древней Греции были заложены основы прак-тически всех наук.
1-ой наукой была мате-матика.
В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умно-жения.
Евклид заложил основы современной геометрии провозгласив ее аксиомы.
4.Научные знания в Древней Греции.
Греки открыли правило
золотого сечения, кото-
рое они применяли при
строительстве храмов.
Гиппократ-отец медицины
Отцом современной медицины называют Гиппократа.
Он первым стал рас-сматривать болезнь не как кару богов, а как естественное яв-ления.
В наши дни все врачи дают «Клятву Гиппо-крата.
Геродот-отец истории
Отцом современной истории называют Геродота.
Он написал «Историю»
посвященную греко-персидским войнам.
Эратосфен –отец географии
- Первым в мире подсчитал длину окружности земного шара
- Парменид предположил, что Земля-шар
Сократ –отец философии
- будил мысли о правде, добре и зле,
Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.
I. Составьте расписание уроков:
I вариант – в греческой школе
II вариант – в палестре
II. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему?
а) стиль, автоматическая ручка, деревянная книжка;
б) Гиппократ, Геродот, Перикл.
III. «Поймай ошибку» . Исправьте не менее 6 ошибок в тексте:
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
IV. Познавательное задание.
Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни?
V.
а) подчеркнуть слова, которые имеют греческое происхождение: Школа, праздник, бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;
б) отметить знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся:
свиток, будильник, флейта, гласные и согласные буквы, деревянная книга, бутылек с лекарством, маски, счеты, атлет, розги, бумажная книга
Молодцы!
Спасибо за урок !