Дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ № 2 г. Калининска Саратовской области» - Детский сад «Почемучка»
Проект
«Моя семья – радость моя»
средняя – старшая группа
Воспитатели: Дубова Е. В. Козлова А.А.
2017
Описание проекта:
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Вид проекта: краткосрочный – две недели (03.10.16 – 14.10.16)
Участники проекта: воспитатели, дети средней – старшей группы, родители .
Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – радость моя». Мы считаем, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
- формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Гипотеза. Если начать формировать ценностные представления о семье с младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Этапы работы:
1 этап (подготовительный):
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями. Педагогами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о семье, фото и т.д. В группе, в процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слушали книги о семье, о семейных и родственных отношениях, рассматривали картинки о семье, модель Герба семьи.
2 этап (практический): Реализация проекта «Моя семья – радость моя»
3 этап (итоговый): Показ презентации на родительском собрании.
В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта « Моя семья – радость моя» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники получат представление о родословной как истории семьи. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду. В конце проекта была устроена фото- выставка «Моя семья – радость моя»; рисунка (аппликации) Герба семьи, изготовленного вместе с родителями.
Формы реализации проекта.
- Непрерывная образовательная деятельность,
- Чтение художественной литературы,
- Продуктивная деятельность,
- Разучивание пальчиковых игр, физминуток.
- Создание фотовыставки «Моя семья – радость моя»,
- Презентация «Моя семья – радость моя»,
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта « Моя семья – радость моя» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции; будут иметь представление о родословной как истории семьи. Создать крепкий союз «воспитатель – ребёнок – семья»
Итог. Презентация проекта
Перспективный план педагогического проекта для средней – старшей группы «Моя семья – радость моя» |
дата | образовательные области | тема | задачи | формы работы | работа с родителями |
ежедневно | Физическое развитие, речевое развитие. Физическое развитие, речевое развитие. | «Семья» | способствовать оздоровлению детей, активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий. способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук. | Физминутки Пальчиковые игры | Объявление о начале проектной деятельности |
03.10.16 - 10.10 16 | Художественно эстетическое развитие, речевое развитие. | «Дары осени» | формировать у воспитанников эстетическое отношение к природе; развивать совместное творчество детей, родителей и педагогов Д/сада; побуждать родителей к активному участию в жизни детского сада. | Выставка | Совместно с родителями |
04.10.16 | Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие | «Морозко» | расширить представления об окружающем мире, знакомить с новыми словами, явлениями, ситуациями; показать примеры поведения, способствовать социализации, формировать оценочное отношения к миру, развивать мышления, понимание причинно-следственных связей; развивать эстетический вкус, чувство юмора; реализовать эмоциональные потребности. | Просмотр мультфильм. | Консультация «Влияние семьи на развитие ребёнка» |
05.10.16 | Познавательная деятельность, речевое развитие | «Моя семья» | обогащать духовный мир детей; воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность; упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения; совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей. | НОД | |
06.10.16 | Художественно – эстетическое развитие | «Цветы для мамы» | учить детей выражать свои чувства к маме; воспитывать уважение и бережное отношение к матери; развивать чувства долга и ответственности за свои поступки; | Нетрадиционное рисование | Консультация «Семейные традиции» |
07.10.16 | Речевое развитие | Я. Аким «Моя родня», В. Драгунский «Моя сестра Ксения» | развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении воспитателя; осознанно, правильно, выражать мысли вслух; учить понимать и эмоционально воспринимать прочитанное; развивать устную речь, лексический словарь, развивать творческое воображение; воспитывать любовь к своей семье, | Чтение художественной литературы (перед сном) | |
10.10.16 | Речевое развитие | «Пословицы и поговорки» | Формировать у детей понятие «Семья»; воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях; учить, внимательно слушать, развивать речь и память. | Беседа (утро) | Консультация «Семья глазами ребёнка» |
11.10.16 | Художественно – эстетическое развитие | «Дом, который построю я» | Формировать понятие о доме, как об очаге семейного счастья. Закрепить знания детей о распространенных формах архитектурных сооружений; дать знания об истории создания жилища; дать знания о взаимосвязи жилья с народными традициями и природными условиями. | НОД конструирование | |
12.10.16 | познавательное развитие; художественно – эстетическое развитие | «Герб моей семьи» | Укрепление традиций совместного творчества, Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности | Выставка рисунка (аппликац.) | Совместно с родителями |
13.10.16 | познавательное развитие; речевое развитие | «Самое дорогое, что есть у меня - это моя семья». | Обобщать и уточнять знания детей о семье, о том, кто такие родные (мама, папа, бабушка, дедушка); формировать представление о составе семьи, используя модели. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, развивать память, воображение, логическое мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим и членам своей семьи. | Викторина (вечер) | |
14.10.16 | художественно – эстетическое развитие; речевое развитие. | «Моя семья – радость моя» | Расширять представления о членах своей семьи, их профессиях, интересах; помочь ребенку осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни; воспитать у детей заботливое отношение к близким людям, желание помогать им. Распространять положительный опыт семейных отношений. | Фото - выставка | |
18.10.16 – презентация на родительском собрании «Моя семья – радость моя» |
Список использованной литературы.
1. Алямовская В.Г. "Как воспитать здорового ребенка". 2. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/Сост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.
3. Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников". 5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т.А.- М.:ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
6.Нестерюк Т.Е. "Гимнастика маленьких волшебников". 7.Сайкина Е.Г "Физкультпривет минуткам и паузам!". 8.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В.И.Логиновой.- М.: Просвещение, 1990 -420 с.:-ISBN 5-09-001646-1.
9. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru