Синдром эмоционального выгорания: проявления, факторы риска
Автор: Кравцова Л. В.
В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие стресса отмечается даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях. Развитие стресс - реакций имеет многофакторную природу: от структурно - организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей самих сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий.
Профессия педагога, являясь одной из самых распространенных и социально - ориентированных видах трудовой деятельности, наиболее подвержена эмоциональному выгоранию и наименее защищена от его последствий [1].
Какие симптомы помогают определить начинающееся выгорание? В настоящее время исследователями выявлено свыше 100. Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Маслач и С. Джексон. Она включает три группы симптомов: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях эмоционального перенапряжения, усталости, опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Деперсонализация – это негативные переживания и установки по отношению к субъектам деятельности (развитие «холодности», черствости, «бездушия», циничности при деловом общении с реципиентами – учениками, пациентами, клиентами, партнерами, коллегами и пр.). Редукция персональных достижений сказывается как снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности собственной деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, переживание недовольства собой и другими [4].
По данным Глушковой Н. И. симптомы выгорания можно разделить на 3 группы:
Физические. Все виды неопределенных жалоб на физический дистресс- головная боль, тошнота, головокружение, усталость, нервные тики, боли в мышцах, сексуальные проблемы, потеря или приобретение веса. Психосоматические расстройства- гастро-энтеропроблемы, сердечно- сосудистые заболевания, повышение давления, забывчивость, ошибки в письменной и устной речи.
Поведенческие- ухудшение концентрации внимания, профессионалу становится трудно выполнить задачи, мышление становится все более ригидным. Принятие решений затрудняется, снижается толерантность к фрустрации, что ведет к увеличению вероятности агрессивного поведения.
Психологические- страдания, мрачное слезливое и депрессивное настроение, хотя оно может быстро изменится, общий упадок духа. Эмоциональные ресурсы человека истощены, так как слишком много энергии израсходовано. Снижается эмоциональный контроль, что ведет к страхам, тревожности, приглушению эмоций, возникновению конфликтов с партнерами по общению в результате переноса раздражения на окружающих, потеря человеком ценности жизни, безразличие, эмоциональное истощение, отдаление от окружающих.
Важно помнить о том, что выгорание- это синдром, или группа симптомов, проявляющихся вместе. Однако все вместе они ни у кого не проявляются одновременно потому, что выгорание процесс – индивидуальный [3].
От чего зависит выгорание – от личности или от организационных условий работы? К. Маслач считает, что в большей мере – от условий работы, чем от личностных особенностей. Однако есть свидетельства, что существуют личностные характеристики, предрасполагающие к психическому выгоранию.
В результате проведенного исследования педагогов двух сельских школ были выявлены статистически значимые показатели личностных особенностей: невротичность, депрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность. По шкале невротичность среди испытуемых имеют высокие показатели- 61,9 % от числа опрошенных, средние показатели 23,8 %, низкие показатели 14,2 %. Высокие показатели по шкале невротичность соответствуют выраженному синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями, количество таких педагогов в данной группе преобладает. По шкале депрессивность среди испытуемых имеют высокие показатели 33,3 %, средние показатели 57,1 %, низкие показатели 9,5 %. Высокие показатели, характерны для психопатологического депрессивного синдрома и соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе и социальной среде. По шкале раздражительность среди испытуемых имеют высокие показатели 61,9 %, средние показатели 28,5 %, низкие показатели 9,5 %. Шкала раздражительность позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию В данной группе эти показатели преобладают. По шкале эмоциональная лабильность среди испытуемых имеют высокие показатели 71,4 %, средние показатели 23,8 %, низкие показатели 4,7 %. Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.
Подводя итоги, можно предположить, что педагогам со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания присущи такие качества как невротичность, депрессивность, раздражительность, они более подвержены сменам настроения. И напротив педагоги с несформировавшимся синдромом обладают гораздо менее выраженными невротичностью и депрессивностью, а также менее выраженную лабильность.
Следовательно можно предположить, что наличие у педагогов, данных личностных характеристик, может повлиять на формирование и развитие эмоционального выгорания.
Какую опасность представляет выгорание для организации? Специалисты дают однозначный ответ: выгорание работников сказывается на снижении динамичности развития учебного процесса, последствиями выгорания педагогов становятся ухудшение качества работы, обострение межличностных отношений, текучесть кадров и др [2].
Жертвой выгорания может стать любой педагог. Это связано с тем, что разнообразные стрессоры присутствуют в большом количестве. Синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад той или иной составляющей в динамику его развития различен. Те, кто подвержен этому процессу, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгоревших».[5]
Литература.
Аминов Н. А. Учительская усталость. Первое сентября. №26, с. 5, 1999г
Баранов Е. Г. Нациопатия- источник конфликтов// Общественные науки и современность.- 1996.- №6 с. 67- 75
Глушкова Н. И. Психотипологическая изменчивость личности учителя в современных условиях. Автореферат к диссертации, Ставрополь , 2005 г.
К. Маслач Профессиональное выгорание: как люди справляются. По материалам сайта http://hr-land.com
МитинаЛ. М., Асмановец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя М. Изд. «Флинта», 2001 г