-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование универсальных учебных действий |
1.Организационный | Ребята, повернитесь (в парах) друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы пальчиковая гимнастика А начнём мы её с каллиграфического упражнения, и подготовим пальчики к работе: Вверх по лесенке идём (соединяют поочерёдно друг с другом пальцы левой и правой руки) Друга верного найдём (сгибая и разгибая пальцы на каждой руке, поворачиваются в парах друг к другу) Дальше вместе мы пойдём (поочерёдно в парах, одновременно соединяют пальчики своей правой руки с пальчиками левой руки соседа и пальчики своей левой руки с пальчиками правой руки соседа) И друзей не подведём (соединяют пальцы каждой руки с пальцами соседа по парте в «замочки» и покачивают кистями рук) | Приветствует обущающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выполняют в парах пальчиковую гимнастику | РУУД -нацеливание на успешную деятельность ЛУУД Выражать положительное отношение к процессу познания КУУД -формирование умения слушать и слышать |
2.Выход на тему , цель, учебные задачи. Каллиграфическая минутка | Слайд 1 Начнём наш урок с написания буквы, которая станет ключиком к нашему сегодняшнему уроку, а почему, догадайтесь сами. Охарактеризуйте букву-ключ, \Буква «эс» обозначает согласный, глухой твёрдый или мягкий звук; мягкость и твёрдость зависит от буквы, которая следует за ней/.
- Кто из вас увидел, среди написанных слов, незнакомое слово, и понял, какой будет тема урока? /Синонимы/ (слайд №1) - Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке? /Слушать слова, слышать и сравнивать/ -Итак, буква «эс» открыла нам тему и задачи нашего сегодняшнего урока. - Слушая, сравнивая слова, соединяя в предложения, мы должны их правильно писать, не все слова можно проверить, некоторые нужно запомнить. - Подскажите следующий этап урока. | Напомнить правила оформления работы в тетради Задаёт вопросы, подводит к теме урока | Используют алгоритм порядка действий при записи элементов букв. Контролируют последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи. Оценивать своё письмо /записывают слова: слова, слушать, слышать, сравнивать, синонимы
| ПУУД: анализ, синтез, сравнение. КУУД: выражение своих мыслей и их аргументация |
Словарная работа. Слайд 2 слайд №3 | - Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами 1.. Закончите стихотворение: Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ----------- смех. (И.Суриков. “Детство”) Как называется стихотворение, отрывок из которого прозвучал? Кто автор стихотворения? . Скажите одним словом
Составьте предложение с этими словами. Ребята в мороз вышли на улицу в тёплой одежде. | Задаёт вопрос | Отвечают на вопрос. Записывают с комментированием Составляют предложение | |
Ведение в новую тему. (слайд№4 ) | ) Рубрика “Давай подумаем”. /Учебники закрыты у всех учащихся/ С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки. - Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите. - Послушайте ещё раз и подумайте, что вам в этом тексте не совсем понравилось, показалось не очень красивым? Повторяется слово «ребята». - Попробуйте исправить текст. - Откройте учебники на стр.41 , прочитайте второй текст и сравните со своим предположением. - Видите, какие вы молодцы, ваше мнение почти или даже совсем совпало с мнением авторов учебника. - Запишите эти слова в тетрадь. Измените, если нужно, форму слова так, чтобы слова отвечали на вопрос (кто?). /Дети, малыши, детвора/ - Допишите слово, которое чаще всего употребляется во втором тексте. С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки. | Настраивает на работу Просит прочитать слова Включает учащихся в мини- исследование. Слушают вопрос | Дети слушают задание Читают текст Исследуют текст, анализируют, сравнивают и находят ответ на вопрос Высказывают свои предположения Изменяют форму слова | ПУУД: построение логической цепочки рассуждений, доказательство. Основное построение речевого высказывания. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
Работа над новой темой. Физминутка | Что вы можете сказать об этих словах? (Слова близкие по значению.) - Что они обозначают? На какой вопрос отвечают? Дети подводят итог своей работы Правило Откройте учебники (стр.42), прочитайте Рубрики “Тайны языка”, “Путешествие в прошлое”. - О чём вы узнали? - Как называются слова, близкие по значению? Синонимы. Слайд №5 Прочитайте слова Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки Ребята, дети, малыши, детвора - В какой строке записаны родственные слова? Почему вы так решили? Как их ещё называют?. - Как называются слова, записанные во второй строке? Чем они отличаются от родственных слов?
Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. | Организовать фронтальную работу, включить учащихся на решение проблемной ситуации. Помогает детям выяснить значение слов | Определить для себя место затруднения, включиться в решение данной трудности. Отвечают на вопросы учителя, Читают правило Однокоренные слова, у них одинаковые корни, но вопросы могут быть разные. Синонимы, слова близкие по значению, но отвечают на один и тот же вопрос и у них разные корни. Выполняют упражнения | |
Коллективная работа (слайд №6) | Подберите синонимы к данным словам: Луна - …….. Пёс - …… Доктор - ….. Лошадь - ….. Гиппопотам - …. Работа в парах Подчеркните в предложениях слова-синонимы Приятелей много, а друга нет. Свой хлеб слаще чужого каравая. (слайд №7) - Назовите синонимы в первом предложении. Кого мы называем другом? Приятелем? Слова отличаются оттенками значения. - Много ли у вас приятелей? - А друзья у вас есть? Вы теперь наглядно представили и убедились, какая большая разница между людьми, с которыми мы в хороших отношениях (приятелями) и преданными друзьями, с которыми мы можем обсудить все свои проблемы, доверить секреты. Вот такая разница и в близких, но совсем не одинаковых по значению словах-синонимах. - То есть, слова-синонимы различаются оттенками значения Вывод читаем по учебнику стр. 43 | Даёт задание Организовать работу в парах | Дети читают задание Записывают в тетради и подбирают сами синонимы Называют слова, которые подобрали Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь Самост. выполняют задание на карточках (работа в парах) Читают вывод в учебнике | ПУУД: Фиксирование новых знаний, закономерностей РУУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Наблюдение за значением слов-синонимов с опорой на рисунки. | Прочитайте задание. Упр. №1, стр. 40. Рассмотрите вначале рисунки. (См. рисунки 1-4) Подберите к каждому рисунку подписи, используйте данные слова Составьте предложение с одним из этих слов Замените в стихотворении последнее слово словом- синонимом (Слайд № 8 -11) Накорми меня бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит…машина? (автомобиль) Я трудился не напрасно И запомню навсегда: Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от…работы? (труд) Блеск на кожице атласной. Стоп! На грядке – светофор! Это светит ярко-красный Сочный спелый томат (помидор) Он готов в огонь и бой, Защищая нас с тобой. Он в дозор идёт и в град, Не покинет пост …воин _(солдат) | Помогает ученикам | Подбирают слова к рисунку, составляют предложение Заменяют слово словом – синонимом Уметь учиться самоанализу. | ПУУД: Фиксирование новых знаний, закономерностей через моделирование РУУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Самостоятельная работа (взаимопроверка) | А теперь давайте проверим правильность выполнения вашего зпдания(слайд №12) 1. Отметь галочкой, каким словом лучше всего назвать учеников 2 класса. дети
ребята
малыши 2. Отметь галочкой синоним к слову азбука. чистописание
букварь
алфавит 3. Отметь галочкой синоним к слову одежда. пальто
наряд
ткань 4. Отметь галочкой синоним к слову дом. здание
театр
кухня Слайд 13-15 | | Выполняют задание по карточкам | Осознание значимости новых знаний |
Подведение итогов урока Дом. задание.: Рефлексия. | Итак, давайте подведём итог нашей работы и ответим на главный вопрос: Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ. Чтобы дети много знали. Чтобы было не скучно. Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче. Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите. Узнали, что сегодня понедельник. Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным Узнали, что такое синонимы. А что же такое синонимы, спросят родители? Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию. Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос. упр.3 стр. 44, правило Давайте оценим себя сами, покажите карточку нужного цвета Как вы сегодня работали по вашему мнению. Докажите. У меня всё получилось на «5»  Работал, но не всегда успешно на «4»  Не очень хотелось работать | | Подвести к правильному анализу своих знаний . | ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия. ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности. КУУД: Выражение своих мыслей достаточно полн |