1. Формы управления в синонимических конструкциях |
Запомните наиболее распространенные конструкции, в которых допускаются речевые ошибки: |
аннотация на что, чего анонс о чем апеллировать к кому (чему), куда беспринципный в чем благодаря кому (чему) возразить против чего, на что вопреки чему в угоду кому, чему дискутировать что, о чем договор о чем, на что жажда чего заведующий чем заслуживать чего идентичный чему исполненный чего, чем командующий чем на благо кому (чему) надеть что, на что наперерез кому (чему), чего нарадоваться кому (чему), на кого (что) неверие во что одеть кого (что) во что, чем оплатить что отзыв о чем, на что отчет о чем, в чем партнер по чему платить (уплатить) за что потребность в чем, чего превосходство над кем, чем предпосылка чего, для чего преисполненный чего, чем рецензия на что свойственный кому скучать о ком (о чем), по кому (чему), по ком совещание о чем, по чему согласно чему сообразно чему, с чем тормозить что уверенность в чем уплатить что, за что управляющий чем утверждать что характеристика кого, на кого характерный для кого (чего) ходатайствовать о чем, за кого (что) | аннотация на книгу, статьи анонс о предстоящих гастролях апеллировать к народу, апеллировать в суд беспринципный в поведении благодаря случаю возразить против незапланированной работы, возразить на замечание вопреки плохой погоде в угоду времени дискутировать сложный вопрос, дискутировать о новом романе договор о работе, договор на доставку оргтехники жажда славы заведующий магазином заслуживать похвалы лекарство, идентичное прежнему исполненный долга, исполненный достоинством командующий армией на благо родине надеть пальто, надеть носок на ногу бежать наперерез автобусу, наперерез ручья не нарадоваться приезду родителей, не нарадоваться на внучку неверие в собственные силы одеть малыша в куртку оплатить проезд отзыв о книге, отзыв на статью отчет о командировке, отчет в своих поступках партнер по бизнесу платить за проезд потребность во внимании, потребность понимания превосходство над врагом предпосылка успеха, предпосылка для положительного исхода преисполненный решимости, преисполненный доверием друзей рецензия на книгу свойственный ребенку скучать о родителях, скучать по другу, скучать по вас совещание об итогах учебного года, совещание по результатам экзаменационной сессии согласно плану сообразно мышлению, сообразно с установленным порядком тормозить работу уверенность в завтрашнем дне уплатить налоги, уплатить за квартиру управляющий банком утверждать обратное характеристика ученика, характеристика на ученика характерный для меня ходатайствовать о снижении оплаты, ходатайствовать за ученика |
2. Согласование определения с определяемым словом |
1. С существительными общего рода прилагательные согласуются по смыслу, т.е. в зависимости от того, лицо какого пола обозначается существительным. | Ваня – большой обжора. Марина – полная сирота. |
2. В сочетании со сложными словами прилагательное согласуется со словом, выражающим более широкое понятие. Если одна из частей сложного слова не склоняется, то определение согласуется со склоняемой частью: | широкий диван-кровать, новая школа-интернат, с одним киловатт-часом, с двумя вольт-секундами |
3. Определения при существительных, имеющих при себе приложения при сочетании родового и видового понятия определение согласуется со словом, обозначающим родовое понятие, при сочетании родового понятия и имени собственного определение согласуется с родовым понятием: | лечебное растение тысячелистник, ароматный цветок роза, болотная птица цапля красивое озеро Свитязь, интересная газета «Труд» |
4. Определения в количественно-именным сочетаниях с числительными два, три, четыре при существительных мужского и среднего рода определение употребляется в форме Р.п. мн.ч., при существительных женского рода определение употребляется в форме И.п. мн.ч., притяжательные прилагательные на -ин- (-ын-) обычно употребляются в форме Р.п. мн.ч. независимо от рода существительного, определения, стоящие перед количественно-именным сочетанием, употребляются в форме И.п. независимо от рода существительного, слова целый, полный, добрый, лишний и некоторые другие в таких конструкциях употребляются в Р.п., определения, стоящие после определяемого слова, употребляются в форме И.п. мн.ч., определения, стоящие при прилагательных мужского и среднего рода в значении существительных, употребляются в Р.п. мн.ч. | три заточенных карандаша, два школьных портфеля, две общие тетради, три шариковые ручки, два дедушкиных костюма, три бабушкиных платка, последние два дня, каждые две недели, полных три года, целых две недели, лишних двадцать граммов, два старых дуба, оплетенные плющом, три вкусных заварных, два хороших рабочих |
5. Два определения при одном существительном Имя существительное употребляется в единственном числе, если: не имеет формы множественного числа, между определениями стоят разделительные или противительные союзы, перечисляемые предметы внутренне связаны, имеют терминологический характер. Имя существительное употребляется во множественном числе, если: | научный и технический прогресс, легкая и тяжелая промышленность, не пологий, а крутой спуск, то широкая, то узкая река, ученики средней и старшей школы, существительные первого и второго склонения единственного и множественного числа шерстяной и льняной костюмы, встреча с российским и болгарским послами, новые школьная и спортивная формы |
3. Согласование приложения с определяемым словом |
1. Приложения, обозначающие прозвища, названия журналов, газет и т.п., не согласуются с определяемым словом, т.е. употребляются в И.п. | о Владимире Красное Солнышко, в журнале «Юность», в гостинице «Планета» |
2. В сложных наименованиях согласуются в падеже и числе обе части. | в школе-интернате, на концерте-загадке |
3. Названия городов, сел, рек, выраженные склоняемыми именами существительными, как правило, согласуются с определяемым словом. НО: обычно не склоняются малоизвестные и составные названия, а также названия, род и число которых не совпадают с родом и числом нарицательных существительных город, село, река и т.д. | в городе Минске, близ города Парижа НО: в городе Минеральные Воды, на реке Рось, в деревне Куренец |
4. Названия озер, заливов, каналов, бухт, островов, полуостровов, станций, портов, как правило, не согласуются с определяемым словом, выраженным нарицательным существительным. | на острове Сицилия, в пустыне Сахара, извержение вулкана Везувий |
5. Названия зарубежных стран, административно-территориальных единиц не согласуются с нарицательным существительным. | в штате Техас, в Республике Польша |
4. Согласование сказуемого с подлежащим |
1. Если при подлежащем находится приложение, то его присутствие не влияет на форму сказуемого. | Дерево береза было воспето русскими поэтами XIX века. |
2. При сочетании нарицательного существительного и личного имени в роли подлежащего выступает последнее, и сказуемое согласуется с ним. | Инженер Иванова поинтересовалась о предстоящей командировке. |
3. При согласовании сказуемого с подлежащим, выраженным сложным существительным, учитывается род слова, выражающего более широкое понятие. | Музей-квартира приобрел новые экспонаты. Кафе-бар получило новое оборудование. Новая витрина-стенд появилась в фойе. |
4. В оборотах типа мать с отцом, брат с сестрой сказуемое может стоять как в форме единственного, так и множественного числа: форма единственного числа сказуемого указывает, что подлежащее выражено И.п., а существительное в Т.п. является дополнением, форма множественного числа сказуемого указывает, что подлежащее выражено сочетанием, т.е. действие принадлежит обоим субъектам, при наличии слов вместе, совместно чаще употребляется форма единственного числа, если в состав подлежащего входят местоимения я и ты, то сказуемое употребляется в форме единственного числа. | Мать с отцом уехала в гости. Мать с отцом уехали в гости. Иван вместе с отцом отправился на рыбалку. Я с другом поеду отдыхать на Балтийское море. |
5. При согласовании подлежащего, выраженного вопросительным местоимением кто, сказуемое ставится в форме единственного числа, а в прошедшем времени – в мужском роде, независимо от производителя действия. При относительном местоимении кто в функции союзного слова в придаточной части сказуемое может стоять как в форме единственного, так и множественного числа. При относительном местоимении что сказуемое употребляется во множественном числе, если то слово, которое оно замещает в контексте, стоит во множественном числе. При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, кто-либо, никто и др. сказуемое употребляется в единственном числе. | Кто не выполнил домашнее задание? Те, кто не сдали деньги вовремя, на экскурсию не поедут. Каждый, кто не выполнил учебную программу, не будет допущен к экзаменационной сессии. Те, что идут сзади, не отставайте. Никто из присутствующих не ответил правильно на поставленный вопрос. |
6. Подлежащее, выраженное заимствованным несклоняемым словом, согласуется со сказуемым в соответствии со своим грамматическим родом. Если аббревиатура склоняется, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу. При несклоняемой аббревиатуре сказуемое согласуется с главным словом при расшифровке сложного наименования. | Салями (ж.р.) оказалась очень вкусной. Кити (ж.р.) очень обрадовалась приезду гостей. «Юманите» (ж.р.) опубликовала итоги выборной кампании. Соседний колхоз (м.р.) собрал большой урожай картофеля. |
5. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным словосочетанием |
Сказуемое употребляется в единственном числе, если: | Сказуемое употребляется во множественном числе, если: |
В организации конференции приняло участие десять студентов; Десять книг лежало на столе; Двадцать один километр был преодолен за полчаса; в состав подлежащего входят слова много, немного, мало, немало, несколько, сколько: В озере за деревней водилось много рыбы; За день было собрано более десяти тонн картофеля; Шесть лет прошло с тех пор; Миллион рублей перечислен на спецсчет; в состав подлежащего входят слова со значением неопределенного количества (масса, уйма, пропасть, бездна) или существительные тройка, сотня, пара: Тройка лошадей стояла у крыльца; На блюдце лежит пол-лимона; НО: если при этом существительном стоит определение в форме И.п. множественного числа, то сказуемое ставится в форме множественного числа: Полгода, проведенные за границей, не прошли бесследно. | подлежащее включает в свой состав количественные числительные два, три, четыре или собирательные числительные двое, трое, четверо: Двое друзей встретились после долгих лет разлуки. Три ученика отсутствовали на уроке истории; подлежащее, обозначающее одушевленный предмет, употребляется с именами числительными или со словами несколько, большинство: Большинство учеников нашего класса проведут каникулы в городе; Два самолета летели в небе параллельно друг другу. |
6. Согласование сказуемого с однородными подлежащими |
1. При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными членами) обычно употребляется форма множественного числа, при обратном порядке слов – форма единственного числа. | Аромат цветов и запах клубничного варенья разносились по всему дому. Вдалеке слышался топот копыт и лошадиное ржание. |
7. Употребление предложений с обособленными членами |
1. Определение, выраженное причастным оборотом, может находиться либо перед определяемым словом, либо после него. Определяемое слово не может находиться внутри причастного оборота. | Неправильно: Окруженное солнце легкой мутью показалось на горизонте). (Правильно: Солнце, |окруженное легкой мутью|, показалось на горизонте. или |Окруженное легкой мутью| солнце показалось на горизонте). |
2. При употреблении причастного оборота следует учитывать временной план предложения и временное значение причастия: говоря о прошлом, необходимо употреблять причастия прошедшего времени, говоря о настоящем, – причастия настоящего времени. | Неправильно: Приближающиеся самолеты сбросили бомбы. (Правильно: Приблизившиеся самолеты сбросили бомбы). |
3. Причастие, входящее в состав обособленного оборота, должно быть согласовано в роде, числе и падеже с определяемым словом. | Неправильно: Мы до леса дошли без труда и остановились на опушке, обращенную к солнцу. (Правильно: Мы до леса дошли без труда и остановились на опушке (какой?), |обращенной к солнцу|). |
4. Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, должно соотноситься как со сказуемым, так и с подлежащим: действие, заключенное в глаголе-сказуемом и в деепричастии, должно совершать одно и то же лицо. При этом вид глагола и деепричастия должны совпадать. Деепричастные обороты не употребляются в неопределенно-личных и безличных предложениях. | Неправильно: Подъезжая к дому, меня встречали родные лица. (Правильно: Подъезжая к дому, я увидел родные лица). Неправильно: Слушая старобелорусскую музыку, предо мной встают картины минувших столетий (Правильно: Когда я слушаю старобелорусскую музыку, предо мной встают картины минувших столетий). Неправильно: Уходя из школы, нас попросили вернуться. (Правильно: Когда мы уходили из школы, нас попросили вернуться). Неправильно: Войдя в теплое помещение, меня перестало знобить. (Правильно: Когда я вошел в теплое помещение, меня перестало знобить). |
8. Употребление предложений с однородными членами |
1. В качестве однородных членов могут выступать только сопоставимые по значению понятия. | Неправильно: Я ем мороженое со сгущенкой и с удовольствием. (Правильно: Я с удовольствием ем мороженое со сгущенкой). Неправильно: На сцену вышел молодой человек с подарком в руках и невысокого роста. (Правильно: На сцену вышел молодой человек невысокого роста с подарком в руках). |
2. Однородные члены предложения должны лексически и грамматически сочетаться со словом, к которому они относятся. | Неправильно: Лишь в 80-90-е годы ХХ века мы смогли прочитать и насладиться лучшими произведениями писателей-эмигрантов. (Правильно: Лишь в 80-90-е годы ХХ века мы смогли прочитать лучшие произведения писателей-эмигрантов и насладиться ими). |
3. Части двойных союзов должны стоять перед однородными членами (не только…но и, как…так и и др.). Нельзя составлять неверные пары двойных союзов. | Неправильно: В концерте должны не только принимать участие ученики, но и учителя школы. (Правильно: В концерте должны принимать участие не только ученики, но и учителя школы). |
4. При наличии в предложении обобщающего слова однородные члены должны согласовываться с ним в падеже. | Неправильно: Концерты пройдут во всех областных центрах Республики Беларусь: Минск, Витебск, Могилев, Гомель, Гродно и Брест. (Правильно: Концерты пройдут во всех областных центрах Республики Беларусь: Минске, Витебске, Могилеве, Гомеле, Гродно и Бресте). |
5. Не могут выступать в роли однородных членов обособленные члены предложения и придаточные части. | Неправильно: Старый дуб, раскинувшись шатром сочной зелени и который чуть колыхался, млел в лучах вечернего солнца. (Правильно: Старый дуб, раскинувшись шатром сочной зелени и чуть колыхаясь, млел в лучах вечернего солнца). |
9. Употребление сложных предложений |
1. Нельзя объединять в сложное предложение части, если между ними отсутствует тесная смысловая связь. Нельзя необоснованно расчленять сложное предложение на простые. | Неправильно: Дети были рады. Что наступила долгожданная пора – каникулы. (Правильно: Дети были рады, что наступила долгожданная пора – каникулы). |
2. Придаточная определительная должна следовать за определяемым словом. | Неправильно: Книга лежит на полке, которую необходимо сдать в библиотеку. (Правильно: На полке лежит книга (какая?), которую необходимо сдать в библиотеку). |
3. Нельзя смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь. | Неправильно: Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе. (Правильно: Учитель поинтересовался, кто отсутствует в классе). |