Система коррекционной работы с дошкольниками
по развитию мелкой моторики
Слепцова А.А., воспитатель
логопедической группы
МБДОУ ЦРР-детского сада №26 «Кустук»
ГО «город Якутск»
По статистике за последние годы детей с проблемами речи становится всё больше. Причины могут быть самые разные. Сегодня, в век технического прогресса, мы все становимся физически всё менее активными. Наши дети с малых лет сидят часами у телевизора и компьютера или с мобильниками в руках. Они всё меньше стали возиться с игрушками. Сейчас ручная работа всё больше заменяется специальными машинами, электротехникой, живём в благоустроенных домах. В результате этого у всех руки стали пассивными. Раньше дети вместе с родителями выполняли посильную работу по домашнему хозяйству, умели самостоятельно ухаживать за собой. Всё это способствовало развитию тонкой моторики рук.
У многих старших дошкольников наблюдается отставание двигательных действий, имеются отклонения в формировании тонких движений пальцев рук. А ведь им скоро в школу. Для того, чтобы успешно учиться, нужно легко говорить, чётко произносить звуки, уверенно держать в руках школьные принадлежности. Несовершенство координации движения кистей и пальцев рук может стать причиной недостаточного владения навыками письма, рисования, рукоделия. Также уровень развития мелкой моторики является показателем уровня развития интеллектуальных способностей ребёнка. Поэтому мы считаем вопрос развития мелкой моторики пальцев рук актуальным.
Необходимо вести системную коррекционную работу с детьми с ОНР в логопедической группе для того, чтобы они как можно лучше были подготовленными к предстоящей школьной жизни, также помочь им в овладении навыками самообслуживания.
Цель: разработать цикл игровых упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников и использовать их в процессе воспитательной работы.
Задачи:
1. Систематизировать игровые упражнения для развития мелкой моторики.
2. Создать в группе благоприятные условия, развивающие мелкую моторику.
3. Проводить упражнения в занимательно-игровой форме, тем самым повысить интерес детей к ним.
4. Ввести упражнения в систему и проследить за регулярностью их проведения.
В группе детского сада отведён специальный уголок для хранения необходимого оборудования и индивидуальных занятий с детьми.
Все средства для развития моторики рук объединены в 5 групп:
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пальчиковый театр
3. Игровые упражнения с использованием разных предметов.
4. Игры-упражнения по рисованию, лепке, конструированию.
5. Графические упражнения.
Организация работы с детьми с использованием различных методов и приёмов.
1.Пальчиковая гимнастика.
На самом деле все игры-упражнения включают в себя пальчиковую гимнастику. Но мы остановимся на тех, которые помогают хорошо выполнять все игровые упражнения.
Это могут быть загибание, разгибание, соединение, разъединение, вращение вокруг, скрещивание, расставление пальцев на обеих руках.
Можно делать медленные, быстрые движения с перебиранием пальцев.
Одним из видов пальчиковой гимнастики является самомассаж. Он оказывает действие на центральную нервную систему. Его мы начинали с растирания подушечек пальцев, доведя до ладони. Делается на обеих руках. Также использовали разминание, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.
Дети катали крупы между пальцами, перекатывали грецкие орехи, камешки, шарики-ёжики, катали между ладошками карандашик с гранями.
Пальчиковую гимнастику можно проводить в виде физкультминутки в середине занятий, в начале занятий, в любое свободное время. Она должна быть регулярной, частой и проводиться как подготовительный этап перед более сложными видами игр-упражнений.
2. Пальчиковый театр
Пальчиковый театр - это тренажёр, который развивает подвижность пальцев обеих рук, развивает речь, словарный запас детей, их воображение, память, мышление, внимание, мелкую моторику рук.
3. Игровые упражнения с использованием разных предметов.
При проведении игровых упражнений использовались следующие методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод представляет собой показ и демонстрацию образца, оказание помощи, словесный – описание, беседа, объяснение, убеждение, использование стишков, скороговорок, сказок, практический – это совместная работа взрослого с ребёнком, самостоятельное выполнение.
В начале работы имеет место создание благоприятной атмосферы стимула к выполнению. Это изготовление подарков кому-то, участие в выставке, оформление группы к празднику. Проводится ознакомление с правилами безопасности или их повторение при работе с остро-режущими предметами. По необходимости включается лёгкая музыка для расслабления. В середине игр-занятий делается физкультурная пауза для снятия усталости. В конце упражнений дети оценивают свою работу. Иногда это заменяется взаимной оценкой работ. Все упражнения нацелены на развитие мелкой моторики.
Работа с бумагой
Выполняются такие действия, как сминание и разминание, обрывание бумаги на мелкие кусочки, скатывание в трубочки.
Дети упражняются в вырезании ножницами фигур, деталей как по контуру и шаблону, так и самостоятельно. Используются у нас такие виды аппликации, как коллективная композиция, силуэтная, сюжетная, декоративная, с натуры, с элементами рисования и конструирования. В них используются цветная и гофрированная бумага, салфетки.
Изготавливаются взрослыми буквы, цифры из наждачной бумаги и наклеиваются на плотной бумаге. Дети на ощупь узнают их. Игровые упражнения с бумагой развивают эстетический вкус, сообразительность.
Игры-упражнения с сыпучими предметами
Использовались разные крупы: гречневая, рисовая, манная, пшенная. Пересыпание из одной ёмкости в другую производится с помощью ложки или воронки. Не менее интересным является сортирование разных круп. Также можно проводить просеивание через маленькое ситечко круп и семян разного размера. Мы пользуемся семенами фасоли и гороха. Очень увлекательна поисковая игра, где в глубокую ёмкость с крупой спрятаны мелкие предметы, игрушки. Дети с удовольствием отыскивают эти предметы, массируя при этом пальчики. Равномерно покрыв дно подноса манной крупой, можно рисовать.
Также можно использовать, как сыпучие предметы, ещё и макаронные изделия (рожки, трубочки), бусинки. Их дети нанизывают на нитку, леску, проволоку, чтобы получились бусы. Трубочки и рожки лучше покрасить в разные цвета.
Эти игровые упражнения развивают координацию движений, умение концентрироваться, учат внимательности, аккуратности и снимают нервное напряжение.
Упражнения с мягкой проволокой и поролоновыми трубочками
Тонкая, мягкая проволока позволяет конструировать буквы, цифры, геометрические фигуры, контуры разных предметов. Например, с помощью длинной или короткой проволоки можно создать фигуры солнца с лучами, облака, кораблик, овощи, фрукты, деревья, цветы. А поролоновые трубочки толще проволоки. С их помощью также можно делать буквы, цифры, геометрические фигуры. Эти упражнения развивают умение мыслить.
Поделки из природного материала
Из природного материала можно создать отдельные фигуры, можно делать аппликации, сюжетные поделки на пластилиновой основе или на картоне, фанере. Для этого используются листья, стебельки листьев, веточки ягод, сухие сучки, шишки, фисташки, камешки, мох и многое другое.
Возможности создания образцов и сюжетов безграничны. Такая работа развивает воображение, ловкость пальцев рук, усидчивость.
Игры-упражнения со счётными палочками и спичками
Кроме счёта и сортировки по цветам счётные палочки можно использовать в различных играх-упражнениях. Так же, как и палочки, используются спичечные палочки. Из них дети выкладывают геометрические фигуры, узоры, изображения букв. Также упражняются в сложении фигур разных предметов (ракета, башня, звезда, лестница, дом, забор и т.д.) Также они используются у нас в качестве развивающей игрушки – решение простых головоломок или превращают в различные предметы по заданию взрослого. Такие игры развивают сосредоточенность внимания, мышление, логику, воображение.
Игровые упражнения с использованием различных предметов домашнего обихода
Мы располагаем следующими бытовыми предметами: прищепки, тонкие резинки, замки-молнии, пуговицы, нитки, крышки пластмассовых бутылок.
Шерстяные пряжи сматываются в клубки, затем разматываются. Можно их намотать в катушки или в другие фигурки. Из цветных нитей можно изобразить узоры, разные фигуры, цифры, буквы.
Прищепки цепляют на верёвочку, картон. Также изображают из них какой-либо предмет.
Через проткнутые шилом дырки вышивают шнурками или ленточками узоры. С помощью лент также завязываются и развязываются бантики.
Канцелярские резинки натягивают на пальчики, затем попеременно снимают.
Дети упражняются в застегивании и расстёгивании пуговиц и замков-молний. Также из пуговиц разного цвета и размера рисуют узоры. А из крышек пластмассовых бутылок из-под сока рисуют узоры, делают различные постройки.
Все эти игры вызывают интерес у детей, развивают ловкость пальцев рук, учат их думать, размышлять.
Игры-упражнения по рисованию, лепке, конструированию.
Рисование – любимый детьми вид занятий, особенно когда они содержат игровые элементы. В арсенале группы имеются гуашь, акварель, цветные мелки и карандаши, фломастеры различные кисточки, поролон. Помимо традиционного рисования карандашами, кисточками и фломастерами используются нетрадиционные методы рисования. Дети рисуют пальчиками, ставят кисточками тычки, точки, пользуются жёсткой нитью, поролоном, ватными палочками, цветными мелками, трафаретами. Можно дополнить рисунки вырезанными картинками из журналов.
При лепке из пластилина важно усвоить такие приёмы как скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, заглаживание, разрезание, соединение. Это нужно не только для их усвоения, но и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Одним из видов игр-упражнений для развития мелкой моторики является использование конструктора «Лего». В группе имеются такие конструкторы с мелкими, средними и крупными деталями. С помощью деталей конструктора «Лего» дети сооружают различные постройки (дом, гараж, зоопарк, лабиринт, город), предметы (корабль, самолет, робот), создают персонажи из сказок. Организуются парные, групповые игры. Ощупывание, соединение и разъединение деталей конструктора «Лего» является хорошей тренировкой движений пальцев и кистей рук.
Одним из эффективных средств развития мелкой моторики является оригами – конструирование из бумаги. Используя приёмы сгибания и разгибания, проглаживания и разглаживания, сворачивания бумаги, соединения деталей, дети создают различные образы и предметы.
В целом, конструирование укрепляет мышцы кистей рук, развивает подвижность, гибкость, координацию пальцев рук.
Графические упражнения.
В коррекционной работе использовались следующие игровые упражнения: раскрашивание картин цветным карандашом, дорисовка картин по точкам, рисование по заданному образцу, графический диктант, штрихование.
Очень важно при таких упражнениях научить правильно сидеть, держать карандаш между пальчиками. Графические диктанты не только развивают моторику, но и умение ориентироваться на плоскости. Очень полезны упражнения по штриховке. Используются при этом трафареты, лекала для обведения контуров. Штриховать можно несложные по форме силуэтные фигуры. Дети штрихуют различными линиями: горизонтальными, вертикальными, наклонными. Также применяют волнистые, ломаные, петлистые линии.
Графические игры-упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия, внимания.
Целью занятий была проверка эффективности использования различных средств для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук. Главными условиями организации работы стали:
1. Систематичность, регулярность проведения упражнений.
2. Разнообразие видов деятельности.
3. Включение пальчиковой гимнастики во все виды занятий.
4. Создание благоприятных условий для игр-упражнений.
5. Совместная работа над проблемой воспитателя, логопеда, психолога, других педагогов, ведущих занятия с детьми.
В результате проведённой нами коррекционной работы можно отметить у детей положительную динамику в точности воспроизведения движений, достаточно развитую координацию сложных движений и пространственную ориентацию, оптимальный темп, ловкость при выполнении упражнений, неплохую психомоторику. Наряду с этим дети преуспели в развитии речи, интеллекта, внимания, стали более самостоятельными, получили навыки самообслуживания.
Список использованной литературы:
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения / С.Е. Большакова. - М.: Сфера, 2008. - 64с.
Венгер Л.А. Готов ли ребёнок к школе / Л.А. Венгер, А.Л.. Венгер, Т.Д. Марцинковская. - М.: Знание, 1994. - 192с.
Голдырева Е.А. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей с ОВЗ посредством песочной терапии в условиях введения ФГОС / Современное образование: проблемы и тенденции развития / под ред. А.В. Степановой / Е.А. Голдырева. -Ч.: Образовательный центр «INCEPTUM», 2014. - 750 с.
Зигангирова Р.М. Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность / Современное образование: проблемы и тенденции развития / под ред. А.В. Степановой / Р.М. Зигангирова. - Ч.: Образовательный центр «INCEPTUM», 2014. - 750 с.
Косматова Т.В. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста / Современное образование: проблемы и тенденции развития / под ред. А.В. Степановой / Т.В. Косматова, Н.В. Носачёва. - Ч.: Образовательный центр «INCEPTUM», 2014. - 750 с.
Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / под ред. А.А. Парамоновой. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013. - 944с.
Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. - М.: АСТ, 2015. - 352с..
Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования / О.А. Скоролупова. - М.: Скрипторий-2003, 2014. - 172с.
Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова. - Спб.: Детство - Пресс, 2013. - 144с.
Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко. - М.: ЭКСМО, 2014. - 80с.