СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе.»

ГБОУ «Галтайская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»












Система оценивания образовательных достижений на уроках

русского языка и чтения









выполнил: Дамбаева Дугарма Батомункуевна

учитель русского языка















Галтай 2024

Система оценивания образовательных достижений на уроках

русского языка и чтения

Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС

  1. Оцениванию подлежат результаты предметные и личностные.

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).

Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.


2.  Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учительУченик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.


3. Количество отметок определяется по числу решённых задач

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, личностных).

Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хороших оценок). Критерии оценивания создаются вместе с учащимися, что помогает формировать самооценку у детей.

Деятельность учителя в системе оценивания должна быть следующей:

- обязательное обсуждение с учащимися критериев оценивания работ;

- обязательное выделение умений, за которые можно похвалить ребенка;

- оценивание только работы ученика, а не его самого;

- обсуждение успехов (неуспехов) учащегося исключительно при индивидуальной беседе с родителями или учеником.

Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.
Система проверки и оценивания учебной деятельности школьников не может ограничиваться только контролем за усвоением знаний и выработкой умений и навыков по определенному учебному предмету. Она ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

1 балл - минимальная динамика;

2 балла - удовлетворительная динамика;

3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов обучающихся базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  • полнота ответа;

  • умение практически применять свои знания;

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов:

в контрольных работах – 45–50 слов;

в изложениях – 50–55 слов;

в словарном диктанте – 10–12 слов.

объем творческих работ на уроке – 30–35 слов

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1–2 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 3–5 ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2–3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4–5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45–50 слов. Изложения обучающиеся пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

Оценка «5» ставится обучающемуся за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1–2 орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3–4 орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2–3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5–6 орфографическими ошибками.

Оценка «2» - не ставится.

Перечень специфических (дисграфических) ошибок обучающихся

с указанием вида речевого нарушения:

1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия

1. пропуски гласных букв: всят-висят, комннта-комната, урожи-урожай;

2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;

3. пропуски слогов и частей слова: стрки-стрелки;

4. замена гласных: пише-пишу, сесен-сосен, люгкий-легкий;

5. замена согласных: тва-два, роча-роща, урошай-урожай;

6. перестановки букв и слогов: онко-окно;

7. не дописывание букв и слогов: чере-через, наветка- наветках, диктан-диктант;

8. наращивание слов лишними буквами и слогами: детити-дети, сенег-снег, диктанат-диктант;

9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;

10. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром, замерзла Речка птицам голодно.- Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи

1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появиласт трава, огромная бабочки-огромные бабочки;

2. нарушения управления: светка—светки, умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;

3. замена слов по звуковому сходству;

4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стенге, на бухли-набухли;

5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия

1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;

2.замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;

3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;

4. зеркальное написание букв: с, э, ю;

5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объём учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии

1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;

2. правописание звонких и глухих звуков в середине и вконце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;

3. обозначение смягчения согласных;

4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.


Система оценивания строится таким образом, чтобы оценивать разные направления деятельности учащихся.

Основными функциями оценки являются ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (личностные результаты), на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (предметные результаты), на обеспечение комплексного подхода к оценке всех результатов образования (предметных, личностных)

Образовательные достижения оцениваются и самими учащимися, которые включаются в контрольно – оценочную деятельность, приобретая навыки самооценки и взаимооценки.

Способы определения результативности: тестирование, контрольные работы, устный опрос.

Формы контроля: тестирование, диагностика способности у детей, открытые уроки.

Структура системы оценки:

Предметные результаты:

Стартовая диагностика (на входе) основывается на результатах оценки готовности школьников к изучению данного курса.

В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные, методы (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективированные методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Итоговое оценивание происходит в конце года и проводится в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. К ним относятся также данные, подтверждающие индивидуальный прогресс ученика

Оценивание методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение;

Накопительной оценки;

Бальная система оценивания;

Открытости и реалистичности норм и критериев.

Личностные результаты:

Проектная деятельность

Педагогические наблюдения

Портфолио

Предметные результаты:

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД