СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценки индивидуальных достижений освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает:

  • включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);
  • использование критериальной системы оценивания;
  • использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания

    Именно эти направления стали  основными в нашей работе по созданию системы оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Система оценки индивидуальных достижений освоения основной образовательной программы начального общего образования.»

Система оценки индивидуальных достижений освоения основной образовательной программы начального общего образования.

С.С.Родюкова,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 5

«Научно-технологический центр имени И. В. Мичурина»

г. Мичуринска Тамбовской области

Все мы знаем, что в стандартах второго поколения предложена модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и ее компоненты. На основе данной модели творческая группа учителей нашей школы под руководством администрации стремилась создать такую систему оценки, при которой младший школьник готов и стремится к проверке своих знаний. Была поставлена задача: подобрать такие методы оценки и контроля, которая помогает школьнику стать равноправным участником процесса обучения.

В соответствии с новым стандартом система оценки образо­вательных достижений школьников четко привязывается к пла­нируемым результатам.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает:

  • включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии);

  • использование критериальной системы оценивания;

  • использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания

Именно эти направления стали основными в нашей работе по созданию системы оценивания.

В своей работе мы следуем таким принципам оценки достижения планируемых результатов освоения ООП:

  • оценивание является постоянным процессом;

  • в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;

  • оценивание может быть только критериальным;

  • критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

  • оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его лич­ные качества;

  • оценивать можно только то, чему учат;

  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся (они могут вырабатываться совместно);

• система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в кон­трольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

Результаты освоения младшими школьниками ООП включают в себя:

  • предметные результаты

•метапредметные результаты

  • личностные результаты.

При оценке личностных результатов диагностируется сфор­мированность внутренней позиции школьника, В процессе оценивания ученик ставится в пози­цию нравственного выбора в той или иной ситуации. На слайде вы видите пример задания на диагностику личностных результатов.

По результатам проверки задания учитель заполняет карту фиксации личностных результатов освоения обучающимися ООП.


Карта фиксации личностных результатов освоения обучающимися ООП





Личностные результаты освоения ООП

Ф.И. обуча­юще­гося

Проявляет

чувство сопричаст­ности с жизнью свое­го народа

Ценит семейные

отношения, традиции своего народа, уважает

и изучает историю России

Определяет личностный смысл учения,

выбирает дальнейший образователь­ный маршрут

Регулирует свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями

Ответственно относится к своему здоровью, к окружающей среде, стремится

к сохранению живой природы

Проявляет эстетическое чувство на основе знакомства с художествен­ной культурой

Ориентирует­ся в понима­нии причин успешности/ неуспешно­сти в учебе











Оценка метапредметных результатов предполагает оценку развития у обучающихся регулятив­ных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД),

В современных условиях каждый урок должен включать формирование тех или иных УУД. Соответственно, должна осуществляться и оценка достижений школьников в этой облас­ти.

Для оценки сформированности регулятивного УУД можно использовать задания на планирование деятельности.

По результатам проверки данного задания учитель заполняет карту фиксации развития у обучающихся регулятивных УУД.

Карта фиксации развития у обучающихся регулятивных УУД


УУД

Ф. И. обучающегося





1

2

3

4

5

Самостоятельно формулирует задание





Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов





Оценивает результаты собственной деятельности





Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает ее в работе над ошибками





Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает ее





Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради





Планирует собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями





Для оценки сформированности познавательных УУД можно предложить детям задания на поиск ин­формации, логические операции. Примером задания на проверку познавательных УУД может быть следующее задание. Дети читают текст.

По результатам проверки данного задания учитель заполняет карту фиксации развития у обучающихся познавательных УУД.

Карта фиксации развития у обучающихся познавательных УУД


1

2

3

4

5

Ориентируется в учебной литературе





Самостоятельно предполагает, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала





Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников





Составляет сложный план текста





Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления





Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, моделей, таблиц, сообщений





Умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развернутом виде, в виде презентаций






Кроме представленных заданий оценка метапредметных результатов освоения обучающимися ООП может осуществляться по итогам:

  • решения детьми задач творческого и поискового характера;

  • участия в учебном проектировании;

  • выполнения итоговых проверочных работ;

  • выполнения комплексных работ на межпредметной основе;

  • мониторинга сформированности основных учебных умений.

Примером такой комплексной работы может быть следующая работа

Для более детального выявления сформированности у обучающихся метапредметных результа­тов освоения ООП оценивается:

  • сформированность у обучающихся умения ставить учебные цели по таблице


Принятие познава­тельной цели

Принятую познавательную цель сохраняет при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняет требования познавательной задачи

Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать четкий отчет о своих действиях после принятого решения

Переопределение практической задачи в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения задачи

Самостоятельная постановка учебных целей

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятель­ность приобретает форму активного исследования способов действия


  • более точно определить уровень развития у младших школьников умения контролировать свою деятельность


УУровень сформированное™

Показатель сформированности

Пояснение

Отсутствие контроля

Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок

Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправлен­ным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

Контроль на уровне

непроизвольного

внимания

Контроль носит случайный, непроизвольный характер. Заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет

В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при реше­нии новой задачи не может скорректировать правило контроля под новые условия

Потенциальный

рефлексивный

контроль

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ действия, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа действия и пытается внести коррективы

Задачи, соответствующие усвоенному способу действия, выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

Актуальный

рефлексивный

контроль

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения


  • оценить сформированность у обучающихся умения оценивать свою деятельность

УУровень сформированности

Показатель сформированности

Пояснение

1

2

3

Отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия - ни само­стоятельно, ни по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

Адекватная

ретроспективная

оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

Неадекватная

прогностическая

оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру

Потенциально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий

Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

Актуально адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоя­тельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

Предметные результаты, кроме некоторых личностных компетенций, содержат предметные знания и предметных действия.

Объектом оцен­ки являются не столько знания, сколько действия, выпол­няемые учащимися с предметным содержанием.

В новой системе оценивания динамике образовательных достижений учащихся , то есть индивидуальному прогрессу уделя­ется большое внимание. Индивидуальный прогресс - это раз­ница между результатами учеников в начале (входная диагно­стика) и в конце обучения (выходная диагностика).

. При итоговой оценке полученные результаты сравниваем со средним общероссийским уровнем.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы -система заданий различного уровня сложности по литературному чтению, русскому языку, матема­тике и окружающему миру.

Наряду с традиционными классными журналами и ученическими днев­никами с обезличенными отметками в нашей школе учителя стали использовать формы учета, регистрирующие достижения школьников в выполнении конкретных заданий.

«Таблицы образовательных результатов»составляются из перечня предметных, действий (умений), которыми дол­жен овладеть школьник Эти таблицы по выбору учителя существуют либо в электронном, либо в бумажном виде. Таблицы размещаются в «Рабочем журнале учителя» или в портфолио ребенка .


ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ЧТЕНИЮ

Ученик ______________________________________________________

Школа _____________________________

Класс _____1______ Учитель _________________________

Формируемые навыки и умения

вход

І полугодие

ІІ полугодие

Техника чтения. Способ чтения




Способ




Выразительность:- соблюдение пауз




- правильная интонация




Кол-во слов (вслух)




Кол-во слов (про себя)




Пересказ с опорой на

помощь учителя




Пересказ без опоры на

помощь учителя




Чтение наизусть




Составление собственного

рассказа





Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП предполагает включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность с целью приобретения ими навыков самооценки и самоанализа (рефлексии).

Контрольно-оценочная деятельность обучающегося является универ­сальным учебным действием, самостоятельным элементом содержания об­разования, который необходимо формировать и развивать. Для включения в контрольно- оценочную деятельность обучающихся ,необходимо научить их навыкам самооценки и самоанализа.

Уровень развития речи и сформированности коммуникативных компетенций у первоклассников , далек от желаемого. Поэтому представлять детям возможность давать словесную самооценку даже по заданному плану с первых дней пребывания в школе нецелеобразно. Работу по обучению детей рефлексии мы строим в три этапа. Причем переход от одного этапа к другому ограничивается не временными рамками, а уровнем сформированности тех компетенций, которые необходимы для перехода к следующему этапу.


Этапы обучения рефлексии 

1 этап – анализ своего настроения, 
анализ своих успехов 

2 этап – анализ работы 
одноклассников 
3 этап – анализ работы группы


На первых уроках в начале учебного года мы представляем возможность эмоционально оценить прошедший урок.

Вот здесь к нам на помощь приходят такие методики по формированию оценочной деятельности, как «Светофор», где дети «зажигают» в своих тетрадях цветные огоньки, в зависимости от успешности работы на уроке.

  • если все задания были поняты - зеленый огонек;

  • если тема понята, но для применения на практике требуется помощь – желтый огонек;

  • «Стоп – мне нужна помощь!»-красный огонек

Также наши учителя используют методику работы с сигнальными карточками «Веер настроения». Здесь каждый цвет соответствует определенному настроению и отношению к уроку.

Уже с первых дней пребывания детей в школе мы используем методику Г.А. Цукермана «Волшебные палочки» Такая форма самооценки позволяет каждому ребенку увидеть свои успехи, и избежать сравнения детей между собой. С помощью данной методики можно « измерить» все что угодно и применять ее можно на любом этапе урока.

«Волшебные палочки» можно использовать для самооценки знаний по теме в начале урока, и в конце урока. Располагая крестики на одной шкале, ребенок может реально увидеть свое продвижение, пусть маленькие , но успехи. При помощи этой же методики ребенок может оценить свою письменную работу.

По мере овладения навыками работы со шкалой Цукермана, вводится работа с несколькими шкалами и дети оценивают свою работу по нескольким критериям.

Если к графическому и цветовому обозначению своих успехов и неудач дети чаще всего готов, приходя в первый класс, то к адекватной оценке результатов своей деятельности с помощью словесных высказываний дети еще не готовы.

Для развития умения словесной самооценки мы пользуемся памяткой.


Памятка для ученика
Самооценка (диалог с учеником):

  1. Какое было задание?

  2. Что нужно было сделать?

  3. Удалось ли сделать?

  4. Все правильно или есть недочеты?

  5. Сделал сам или с чьей-то помощью?


На первых этапах работы по развитию у детей словесной оценки мы предлагаем детям оценить содержание работы с помощью высказываний

по 1 и 2 пункту. Через некоторое время к данным вопросам добавляются следующие.

Для самооценки или оценки навыков чтения других детей мы используем следующую памятку

  • темп

  • выразительность

  • правильность

  • дикция

Использование рефлексии позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. 


Следующий метод относится к оценке учебных достижений учителем. Здесь очень эффективна квалиметрическая оценка .Данная методика предполагает, что оценка качества образования есть оценка соответствия нормам качества .Квалиметрическая оценка уровня развития ребенка строится на основе четко задан­ных критериев и показателей развития оцениваемого параметра. При этом степень выраженности критериев описывает определенный уровень раз­вития изучаемой характеристики:


  • высокий - отмечается, если выраженными оказываются 90-100% за­данных критериев;

  • выше среднего - 75-89%;

  • средний - 50-74%;

  • низкий - менее 50%.

Чаще всего мы используем данную методику для оценивания уровня развития у учащегося навыка чтения. Навык чтения измеряется по 5 основным критериям:

  • Тип чтения

  • Правильность (безошибочность)

  • Выразительность

  • Темп

  • Осмысленность

Пять выделенных критериев составляют 100%.

Следовательно, можно дать следующие характеристики уровней сформированности навыка чтения:

  • Высокий уровень: плавное чтение целыми словами; без ошибок; выразительное (с соблюдением знаков препинания, логических ударений и пауз); в темпе, соответствующем программным требованиям; с пониманием прочитанного;

  • Выше среднего: плавное чтение целыми словами; без содержательных ошибок; в темпе, соответствующем программным требованиям; с пониманием прочитанного; но недостаточно выразительное (ошибки в логических ударениях) при допуске не более 2 ошибок с искажением знаков, но не содержания;

  • Средний уровень: плавное чтение целыми словами в несколько сниженном темпе; допуск не более 3-х технических или 1-ой содержательной ошибок;

  • Низкий: прерывистое, слоговое чтение в сниженном темпе, допуск более 2-х ошибок искажения и содержательных ошибок, с нарушением норм произношения, но пониманием сюжета прочитанного.

Так можно оценить умственное развитие ребенка, степень сформиро­ванности его учебной деятельности, прилежание, старание, степень само­стоятельности, степень освоения программных требований, соответствие знаний, умений и навыков стандарту.

Квалиметрическая оценка позволяет не только описать оцениваемый параметр, но и измерить его количественно, что очень важно для учителя. .

Работая над созданием системы оценки планируемых результатов, мы стремимся создать такую систему оценивания которая направлена на получение информации, позволяющей

-учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,

-родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,

-учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям.

И независимо от того какие методики, способы и приемы мы используем мы всегда помним, что для того, чтобы успех пришел к ребенку, каждому учителю необходимо соблюдать правила оценочной безопасности. Это путь к успеху.

  • Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки!

  • Ставь перед ребенком конкретные задачи

  • Не скупись на похвалу

  • Хвали исполнителя, критикуй только исполнение

  • Формула "опять ты не..." - верный способ взращивания неудачников!

  • "На бочку дегтя - ложку меда".

Даже в море неуспеха можно найти островок успешности.


Информационные источники.

  1. Волкова С. И. Математика: Тесты: 1 – 4 кл.: учеб.-пособие / С. И. Волкова, И. С. Ордынкина. – Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006. – 109с.

  2. Голубь В. Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Математика. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 112с.

  3. Голубь В. Т. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 112с.

  4. Литвинова Е. А., Растегаева О. Д. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 4 класс. / Литвинова Е. А., Растегаева О. Д., под редакцией Татура А. О. – М.: «Интеллект-Центр», 2006. – 104с.

  5. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., 2000. – 301с.

  6. Михайлычев Е. А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. – 432с.

  7. Сборник тестовых заданий для 2 класса, Баталова В. К., Каткова Е. Г., Литвинова Е. А. – М.: Интеллект-Центр. 2004. – 64с.

  8. Тесты. Начальная школа. 3 класс: учеб.-метод. пособие / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, М. Н. Быстрова и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.

  9. Фролова Л. А. русский язык: тесты: 3 – 4 -й кл.: учеб.-метод. пособие / Л. А. Фролова. – Тула: Родничок; М.: АСТ: Астрель, 2006. – 78с.

  10. http:// www.ast.ru


11