СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ
Педагог-психолог Зыбина Н.А.
МБДОУ «Детский сад №69 «Мальвина»
В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое; физическое развитие. Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями.
КОММУНИКАТИВНАЯ
общение в группе
лидерство
влияние на коллектив
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
чувства
эмоции
ощущения
ЛИЧНОСТНАЯ
выбор
целеполагание
ценностные ориентации
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
память
мышление (логика, креативность)
внимание
воображение
речь
МОДЕЛЬ
РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
РЕБЕНКА
ПРОГРАММЫ
Программа по развитию коммуникативных навыков у детей: Какие мы: ты и я (6-7). Мой мир. Чувства разные важны, чувства разные нужны. Я смогу, я сумею. Вместе весело шагать (5-6). Я и мир. Палитра чувств. Какие Мы? Программы по профилактике тревожности и агрессивности у детей: «Профилактика агрессивного поведения детей», «Профилактика тревожности у детей». Программа адаптации детей в д/с: «Детский сад вас видеть рад».
Мимическая гимнастика.
Оттенки эмоций.
Радость.
«Назовите оттенки эмоций.
На каком рисунке наиболее сильно проявляется данная эмоция?
Почему вы так думаете?»
Страх.
Превращение страхов.
Корабль «Настроение». « Мы отправимся в волшебную страну на корабле, но корабль не может плыть без матросов. Давайте каждый нарисует моряка. Какое настроение у вашего моряка?
Настроение в сказочном лесу.
«При помощи цвета отобразите настроение сказочного леса.
Сказочные герои. Какие они?
Превращение в сказочных персонажей:
Рисование семьи в образах сказочных героев.
УЧИМСЯ СПРАВЛЯТЬСЯ С ТРУДНОСТЯМИ
ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Познавательное развитие детей предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, познавательных процессов и творческой активности…
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ВОСПРИЯТИЕ
ВНИМАНИЕ
ПАМЯТЬ
ВООБРАЖЕНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
РЕЧЬ
ПРОГРАММЫ
Программы развития творческого мышления : Почемучки (3-4) Хочу все знать(4-5) Любознательные (5-6) Занимательная психология (6-7) Программа по формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Скоро в школу (6-7) . Программы психолого-педагогического сопровождения детей 3-7 лет с ОВЗ. «Растем. Развиваемся. Радуемся».
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ, ЦВЕТА, РАЗМЕРА
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЦВЕТА.
Традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, цвета как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления. При этом следует отграничивать целостное восприятие предмета и его узнавание, так как узнавание предмета лишь первый шаг к полноценному восприятию. Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов может возникнуть только на основе многократного применения на практике различных способов, проб и, сравнения в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов. В дошкольном возрасте происходит, знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный), в процессе практической и игровой деятельности. Использование при этом сенсорных пособий — пирамидок-вкладышей, «Почтового ящика», «Доски Сегена», «Логического куба» и других значительно повышает эффективность всей работы. Выделение названных свойств на начальном этапе знакомства, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины, цвета достигается в процессе соотнесения свойств, предметов с усвоенными эталонами.
Последовательно рассмотрим основные методические подходы, к формированию и закреплению у детей эталонных представлений о форме, величине и цвете предметов .
Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Среди множества фигур ребенок учится различать шесть основных форм — треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник — сначала по образцу, потом по эталону, который закрепляется в образе-представлении. Главное на начальном этапе — различение самих форм, далее различение названий форм и лишь потом самостоятельное называние. Запомнить сразу название геометрических фигур-эталонов в силу их абстрактности детям с интеллектуальной недостаточностью сложно. Постепенное выделение и различение деталей формы (углы, стороны и др.) позволяют воспринимать ее по отличительным признакам, узнавать не только по внешнему виду, но и по названию. Основные задачи при знакомстве с формой предмета связаны с обучением выделению разновидностей геометрических форм, мысленному расчленению сложных форм на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы.
Для ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу. Они могут проводиться в форме распространенной игры «Чудесный мешочек». Приведем пример. Для игры потребуются два комплекта одинаковых фигур, в одном из которых фигуры должны быть вырезаны из толстого материала (оргстекла, фанеры), в другом — из тонкого (картона). Задача игры заключается в том, чтобы безошибочно отыскать в мешочке на ощупь оба экземпляра фигуры, указанной на рисунке или предварительно показанной ребенку, а позднее только по названию формы.
ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК?
Целостное восприятие.
Инструкция: посмотри внимательно. На каждой картинке отсутствует важная деталь. Назови ее.
ЧЕЙ КОНТУР?
Ребенку показывают картинку, он должен последовательно назвать все предметы, спрятанный на ней. Можно подобрать разные по сложности задания для каждого ребенка с последующим усложнением.
РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ
Инструкция: «Собери картинку». Если ребенок не справляется с заданием, то предлагается собрать картинку по образцу.
ВНИМАНИЕ
ЛАБИРИНТЫ
Развитие устойчивого внимания.
Инструкция: «Помоги Аленушке найди дорогу к дому».
ПУТАНИЦА
Развитие устойчивого внимания.
Инструкция: «Найди по проводу, и найди какая елочка светится огоньками?»..
НАЙДИ ОТЛИЧИЯ
Развитие наблюдательности.
Инструкция: «Найди отличия».
НАЙДИ ОДИНАКОВЫЕ РИСУНКИ
Развитие произвольного внимания.
Инструкция: найди два одинаковых рисунка.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
Инструкция: «Внимательно посмотри на фигуру и нарисуй по точкам так же.
ПАМЯТЬ
Я положил в мешок
Развитие объема памяти.
Инструкция: посмотри, запомни и перечисли в любом порядке.
Рекомендуется начинать с 3 картинок, постепенно увеличивая количество картинок.
ЗАПОМИНАЙ-КА
Развитие произвольной памяти.
Инструкция: посмотри, запомни и нарисуй на бланке.
Рекомендуется начинать с 2-3 картинок, постепенно увеличивая количество фигур.
МЫШЛЕНИЕ -
ОБОБЩЕНИЕ
Инструкция: «Назови одним словом».
МЫШЛЕНИЕ
КЛАССИФИКАЦИЯ
Инструкция: «Найди лишний рисунок».
Сравнение
Чем отличаются гвоздь и винт?
РИСУНКИ ИЗ СЧЕТНЫХ ПАЛОЧЕК
Инструкция: «Посмотри, собери из фигур такую же картинку».
РИСУНКИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
Инструкция: «Посмотри, собери из фигур такую же картинку».
ТАНГРАММ
Игра танграмм. Одновременно с мышлением развивает восприятие, внимание.
НАЙДИ ДЕВЯТЫЙ РИСУНОК
Инструкция: «Нарисуй (найди) недостающие фигуры».
НЕЛЕПИЦЫ
Инструкция: « Посмотри внимательно на картинку и скажи, в чем ошибся художник».
ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
ВООБРАЖЕНИЕ
НЕОКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК
Инструкция: «Дорисуй картинку»
НЕОКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК
Инструкция: «Дорисуй картинку»
КОНКУРС «ЗНАЙКА»
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС
«Чудо, имя которому книга»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ