«Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Направление деятельности социального педагога»
Профилактика правонарушений, помощь в устранении причин, способствующих отклонению в поведении подростка, обеспечение защиты его прав, свобод и законных интересов, воспитание в духе соблюдения законности и правопорядка – основные направления профилактической работы в МБОУ «Володарская СОШ №2».
Цель - социальная адаптация ребенка в обществе, профилактика социально опасного поведения несовершеннолетних.
Для достижения цели профилактической работы школы и, исходя из анализа контингента учащихся, решаются следующие задачи профилактики:
Формировать представление о здоровом образе жизни и законопослушном поведении.
Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Оказывать родителям социальную помощь и поддержку по вопросам воспитания и обучения.
Оказывать помощь в организации внеурочной занятости несовершеннолетних.
Информировать родителей и учащихся по вопросам социальной защиты.
Осуществлять взаимодействие с другими органами системы профилактики.
Профилактическая работа в отношении несовершеннолетних в ОУ проводится в соответствии с Федеральным, региональным законодательством и документами образовательного учреждения.
Работа в данном направлении осуществляется директором школы, классными руководителями, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-психологом.
Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни в школе проводится в соответствии с планом профилактической работы, который ежегодно обсуждается на заседании Совета по профилактике и утверждается приказом директора школы. Он включает три основных направления:
Работа с учащимися.
Работа с родителями.
Работа с педагогическим коллективом.
Ежегодно на основании данных социальных паспортов классов создается банк учащихся, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе; состоящих на разных формах учёта: внутришкольном учете, на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и ОПДН, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, дети из неблагополучных семей.
В течение года проводятся совещания при директоре, заседания Педагогического совета, заседания Совета по профилактике, на которых поднимаются и освещаются вопросы, касающиеся профилактической деятельности, работы коллектива с детьми «группы риска», социально неблагополучными семьями, межведомственного взаимодействия.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков проводится в тесном сотрудничестве со службами ОПДН, КДН, ОГИБДД, специалистами из отдела опеки и попечительства, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта и другими организациями. Ежегодно составляется план межведомственного взаимодействия и совместной работы.
Работа с учащимися
В школе ведётся целенаправленная работа по выявлению детей, не посещающих ОУ без уважительных причин и вовлечение их в образовательный процесс. Ведется ежедневный контроль посещаемости, проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения (беседа с учащимися, родителями, посещение учащихся на дому, контроль поведения и успеваемости).
Вовлечение в различные мероприятия и проекты – эффективный метод профилактической работы: вовлечение в волонтерское движение «Поколение добра», различные культурно-массовые мероприятия, которые проводятся в школе, мероприятия в классе с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей: пропаганда зож и профилактики правонарушений, по правовому просвещению, по предупреждению травматизма среди детей и подростков.
Организация занятости учащихся в системе дополнительного образования является в школе предметом особого внимания. Ребенок в школе занят лишь часть дня. Все остальное время он проводит на улице. Поэтому организация внеурочной деятельности является важной составляющей работы по профилактике правонарушений. На базе школы организована работа 14 кружков и действуют 5 спортивные секции.
Кружки:
Музыкальная акварель
В жизнь по безопасной дороге
Художественная обработка изделий из древесины
Рукодельница
Фантазия
Мир глазами художника
Удивительный мир валяния
Ватная игрушка
Умелые ручки
Солнышко
Мир игрушек
Цветной мир
Богатство мира витража
Швейный мир
Спортивные секции:
Баскетбол мальчики
Баскетбол девочки
Волейбол мальчики
Волейбол девочки
Настольный теннис
Учащиеся активно участвуют во всех спортивно-массовых мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни и профилактику негативных проявлений и правонарушений.
Организуется каникулярная занятость опекаемых учащихся, детей «группы риска» и детей из неблагополучных семей (отдых детей в загородных лагерях, индивидуальное трудоустройство).
В 2020-2021 учебном году были отправлены на оздоровительных отдых 10 детей из малообеспеченных и опекаемых семей в «ЦОД «Березка», также организована 1 смена лагеря (июнь) в школе. Также до родителей и учащихся школы была донесена информация по приобретению путевок в санатории за пределами АО и в лагерь «Березка» в АО.
Система индивидуальной работы с учащимися «группы риска»
Ежегодно составляется план работы с детьми и семьями, состоящим на различных видах учета. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Работа с учащимися данной группы строится по определенной системе: выявление данной категории на ранних этапах, индивидуальная работа с детьми социального педагога и психолога, выработка единых рекомендаций для работы с подростком и его родителями, контроль за его успеваемостью, посещение занятий, занятостью во внеурочное время, оказание педагогической и психологической помощи, коррекция поведенческих отклонений через индивидуальные беседы, занятия с психологом, направление на консультацию к узким специалистам, по необходимости приглашение на Совет профилактики.
Социальным педагогом на каждого учащегося составляется:
индивидуальная учетная карточка
акты посещения семей и акты обследования жилищно-бытовых условий семьи
характеристика на обучающегося
план индивидуальной профилактической работы, в которой отражены индивидуальные беседы, посещения на дому, заслушивание на Совете профилактики, заседаниях при директоре, индивидуальные беседы, беседы с родителями, оказание педагогической, психологической и социальной помощи.
ведется накопление официальной документации, писем, обращений по каждому ребенку и семье,
организация досуга и занятости подростка.
Работа с родителями
Работа с родителями включает два направления:
просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей;
работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Формы работы с родителями:
Заседание Совета профилактики с участием специалистов ОПДН, КДН
Родительские собрания
Родительский всеобуч
Родительский практикум с привлечением специалистов
Посещения на дому учащихся, состоящих на ВШУ, учете в ОДН, КДН, неблагополучных семей, опекаемых.
Коррекционная, реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
Индивидуальные консультации
В качестве наглядной агитации для родителей выпускаются памятки, а также оформлен информационный стенд для родителей и учащихся.
Работа с педагогическим коллективом школы
Главная цель такого профессионального сотрудничества – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.
Формами работы с педагогами используемые в школе:
- беседы с классными руководителями;
- консультирование; тренинги;
- развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.;
- создание условий для обмена учителей опытом работы;
- в образовательном учреждении функционирует школьная служба медиации, в состав которой входит и социальный педагог. Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением обучающихся и педагогов с целью снижения числа правонарушений и конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. За учебный год было два обращения конфликтных сторон, была проведена работа согласно маршруту, завершившаяся примирением сторон.
Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования. И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли взаимного сотрудничества школы и социума.
4