СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы со слабоуспевающими учащимися в образовательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В статье затрагиваются основные причина слабой успеваемости школьников.Рассматривается вопрос системы работы со слабоуспевающими детьми. 

Просмотр содержимого документа
«Система работы со слабоуспевающими учащимися в образовательном процессе»

Система работы со слабоуспевающими учащимися в образовательном процессе

Андрусик Оксана Игревна, учитель иностранного языка,

ГБНОУ ГКШИ МЧС


В статье затрагиваются основные причины слабой успеваемости школьников. Также рассматривается вопрос система работы со слабоуспевающими детьми. Даются рекомендации по организации работы с низким уровнем подготовки.

Ключевые слова: слабоуспвающие, подрастающее поколение, обучение, успешный, нервная система, запоминание, мотивация.

The article touches upon the main causes of failing student of schoolchildren. The issue of the system of work with low-achieving children is also being considered. Recommendations are given of the organization of work with a low level of training.

Key words: failing student, the young generation, learning, successful, nervous system, memorization, motivation.


Проблема работы со слабоуспевающими учащимися всегда имела место быть в образовании. Научно-технический прогресс, информационные технологии, а также усовершенствование компьютерных технологий привели к тому, что учащиеся все меньше уделяют времени обучению. Социальные сети, компьютерные игры нередко пагубно влияют на современное подрастающее поколение. Вследствие чего, все чаще поднимается вопрос об увеличении количества слабоуспевающих учащихся и все более актуальной становится проблема работы с такими учениками.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества слабоуспевающих учащихся в школе. Это, прежде всего, связано не только с изменениями экологической, социально-экономической ситуацией в стране, но и ухудшением соматического и нервно-психического здоровья школьников.

На качество овладение учебным материалом могут влиять несколько факторов. Один из них – это индивидуальные способности учащихся. Здесь следует отметить интерес ребенка к обучению и получению новых знаний. Немаловажным фактором могут быть склонности и способности учащегося. А также на способность обучения может оказывать влияние и психологический тип учащегося. Важно также отметить, какой уровень подготовленности к обучению имеет ребенок (с каким уровнем подготовленности пришел ребенок в школу). Успешному усвоению знаний способствует хорошая нервная система, ее свойства, такие как подвижность и лабильность процессов нервной системы. Именно они способствуют успешному усвоению. Если же нервная система неустойчива, то темп усвоения материала замедляется. [1] Еще одним фактором, влияющим на усвоения материала, является уровень коммуникативных отношений ребенка. Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Можно увидеть увеличение количества причин слабоуспевающих учащихся. Это, прежде всего, низкий уровень интеллектуального развития и отсутствие познавательного интереса. Современному подрастающему поколению легко найти любую информацию в Интернете. И затратит на это он минимальное количество времени. Поэтому, с их точки зрения, им нет необходимости заучивать информацию. В последние годы можно часто наблюдать задержку психического развития ребенка, что также ведет к снижению успеваемости в школе.

После проведенных опросов были сделаны определенные выводы, что в России приблизительно 17, 6% слабоуспевающих или неуспешных учеников. Чаще всего трудности в обучении наблюдаются у учеников, проживающих в малых городах и сельской местности.

Исследование базируется на данных опроса, проведённого в 2020/2021 учебном году Авторы бюллетеня отметили, что академическая успешность школьников — один из главных вызовов для сегодняшней системы образования России. Они уточнили, что, по результатам PISA-2018, 22% российских школьников не достигли порогового уровня читательской и математической грамотности, а 21% — по естественно-научной. Данные работы Высшей школы экономики в целом согласуются с результатами международного исследования.[2]

Дети становятся вялыми, неусидчивыми. Им сложно сосредоточенно работать на протяжении, какого то времени. Трудность вызывает запоминание информации, т. к. слабо развиты навык запоминания. Если навык запоминания сформирован в недостаточной степени, то операции по запоминанию информации будут осуществляться медленно и некачественно. [3] Часто у школьников отсутствуют или очень слабо выражены элементарные организационные навыки. Они привыкли, что все вопросы решают родители. Наблюдается инфантилизм в поведении. Учащийся не способен долго удерживать внимание, что требуется при обучении. Он быстро утомляется и из этого вытекает нежелание сдерживать свои эмоции. Ребенок начинает отвлекаться и отвлекать других учащихся, обращать на себя внимание. Он не способен подчинить свое поведение требованиям ситуации. Кроме того, учащиеся очень часто не способны адекватно себя оценивать. Часто у подростков наблюдается завышенная самооценка, которая идет из детства. Когда ребенок растет один. Ему ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Часто такие дети становятся «кумирами» семьи. И ребенок становится самым красивым, самым умным, самым лучшим. [4] Это часто формирует в ребенке такой элемент, как исключительность в своей значимости. Чрезмерно восхищаясь свои чадом со стороны родителей, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство его желаниям и прихотям может очень сильно наложить отпечаток на завышенную самооценку у ребенка. Но нередко причинами завышенной самооценки могут быть и неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы.

Если в начальной школе занятия часто проводятся в игровой форме, и учащимся еще интересно посещать уроки, то в старших классах занятия приобретают более серьезный вид, где необходимо прилагать усилия для решения поставленных перед ними задач. Кроме того, детей часто в начальную школу водят родители и контролируют этот процесс, то в среднем и старшем звене наблюдается такая тенденция, как пропуски занятий в школе, что приводит к возникновению трудностей в освоении учебных дисциплин, ухудшению взаимоотношений с учителями и одноклассниками. И ученик переходит в разряд слабоуспевающих.

Причинами слабой успеваемости учащихся может также быть и слабое физическое развитие, и наличие хронических заболеваний. Из-за того, что ребенок часто болеет, ему приходится пропускать занятия. Не все родители способны перевести ребенка на домашнее обучение, по причине слабого здоровья. Да и ребенку сложно усваивать материал программы по этой же причине.

Часто причиной слабой успеваемости может стать социальная сторона. Когда родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, не уделяют должного внимания своему ребенку. Не помогают ему расти в социуме, не занимаются его воспитанием. И ребенок предоставлен сам себе и мотивации к обучению у него не всегда наблюдается.

Часто, приходя в школу, дети сталкиваются с новыми условиями. Этот период в психологии называют периодом адаптации ребенка к школьному обучение. В последнее время стала наблюдаться тенденция к тому, что детям сложно адаптироваться к этим условиям. Дети с трудом могут справляться с требованиями, которые предъявляются в школе. Неспособность детей адаптироваться к условиям учебного процесса часто приводит к боязни учителей. Боясь, что учитель будет спрашивать домашнее задание, ребенок может прогулять урок, что в дальнейшем приводит к систематическим пропускам и снижению обучаемости.

Частая смена места жительства, переезды в другие регионы приводят к переходу ребенка из одной школы в другую, что также может привести к снижению успеваемости ребенка в школе.

Для того, чтобы решить одну из актуальных проблем школы, проблему слабоуспевающих учащихся, в школах создаются программы работы с такими учащимися. Одна из главнейших задач таких программ – это создание для учащегося ситуации успеха. Мотивировать его на получение знаний.

Иногда для поддержки мотивации нужно находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах. Даже в школе учащимся очень приятно, когда их слышат и слушают, что они говорят. Благоприятная ситуация на уроке сама по себе оказывает положительное действие на учащегося и может стать хорошей мотивацией для обучения. Совместная деятельность с ребенком также положительно сказывается на мотивации к обучению.

Маленькие поощрения часто действуют не как награда (которой страшно лишиться, которую нужно долго и трудно добиваться), а как игра. Но эту игру нельзя возводить в «абсолют» и играть в нее на полном серьезе. Изюминки — это милая деталь, гарантия того, что происходящее проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация.

Одним из моментов мотивации к обучению может стать ситуация, когда ребенок сам делает решающий шаг. И здесь главное поддержать его. «У тебя получилось!» «Ты сделал это!». В таких ситуациях ребенок начинает испытывать чувство азарта от успеха, некой эйфории от достижения той или иной цели. Подобные ощущения сами по себе являются мощным стимулятором или мотиватором к обучению.

Важно, при проведении опроса, давать комментарий оценке, указывая на ошибки, чтобы в дальнейшем ребенок мог их избегать. Кроме того, следует прорабатывать индивидуальные задания для слабоуспевающих учащихся.



Источники

1. Н.Н. Данилова. Физиологическая педагогика обучения Указ. соч. С. 324—329. (URL: https://emberint.ru/articles/zavyshennaya_samootcenka/)

2. А. Лапина Исследователи выяснили, сколько в России отличников, хорошистов и троечников:// Редактор новостей об образовании в Skillbox Media.(URL:https://skillbox.ru/media/education/issledovateli-vyyasnili-skolko-v-rossii-otlichnikov-khoroshistov-i-troechnikov/)

3. В. А. Козаренко Навык запоминания (URL:https://psy.wikireading.ru/32156)

4. Н. С. Маркова Факторы, влияющие на качество знаний учащихся (URL:https://infourok.ru/faktori-vliyayuschie-na-kachestvo-znaniy-uchaschihsya-3956182.html)