Система средств развивающего обучения на примере освоения музыкальной информации в классе фортепиано на начальном этапе. (основано на личном педагогическом опыте)
Учитель по классу фортепиано:
Коломиец Екатерина Александровна
Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются :
- развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка;
- превращение обучения в увлечение;
- обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности;
- повышение личного интереса к музыкальным занятиям;
- организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося.
Актуальность
- Традиционное обучение игре на инструменте, к сожалению, не создает полноценных условий для решения этих задач. Поэтому тема организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы является достаточно актуальной на сегодняшний день.
В данной методической разработке систематизирован материал из различных источников и современных пособий, раскрывающих интересные и увлекательные формы и методы работы с маленькими детьми.
1 раздел: Пальчиковые игры
Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создаёт благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание, развивает память, чувство ритма и музыкальную звуковысотность, помогает воображать и фантазировать.
- Занятия пальчиковыми играми начинается с простейших движений:
- Сжатие пальцев в кулак
- Загибание пальцев поочерёдно
- Соединение пальцев, ладоней
- Упражнения на две руки.
Наибольшее внимание привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Е.А. Поддубная «Музыкальные пальчиковые игры»
2 раздел: Воспитание чувства ритма в классе фортепиано
В данном разделе основное внимание сосредоточено на двух важных задачах начального обучения: на освоении равномерной пульсации долей и соотношений длительностей по горизонтали и вертикали. Одновременно рассматриваются задачи закрепления основных теоретических сведений.
- Формирование чувства равномерной пульсации Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке»
Для закрепления мелких долей ещё в начале ХХ века была создана система ритмических слогов (ти-ти-та)
Закреплению навыка равномерной пульсации помогает ритмизованная игра пальцами на столе
- Методы освоения различия в длительности звуков
- Нередко возникают проблемы с запоминанием внешнего вида и названий длительностей
О. Иванова, И. кузнецова
О. Иванова И. Кузнецова «Новый музыкальный букварь»
Нота с точкой обычно вызывает у детей трудности с додерживанием длительности.
Нота с точкой - мама с дочкой.
Если мама - половинка, дочь у мамы - четвертинка.
Если мама четвертная, дочка у неё восьмая.
Однако наиболее наглядным приемом является суммирование одинаковых долей, как это сделано в пособии М. Печковской.
- Ритмические парититуры О. Геталова «Секреты Дилидона»
- Озвучивание ритмических заданий на клавиатуре С. Альтерман «Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет»
- сочетания длительностей и пауз в размере (задачи) - засели комнаты - расставь тактовые черты - определи размер и запиши его - игра «Сыщик» - найди ошибку
- Формирование навыка чтения ритмических рисунков (ритмические схемы)
Интересные карточки получаются при переводе в схему песенок, например, "Андрей-воробей": "Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек, из-под палочек, не клюй песок, не тупи носок, пригодится носок клевать колосок«.
При этом левая рука стучит пульс, а правая отстукивает ритм и наоборот.
- Задания на ритмизацию слов и правильном их распределении с соответствующим размером также относится к освоению ритмических рисунков
3 раздел: освоение нотной грамоты в классе фортепиано
Игра: «Тембровый диктант»
- дидактический материал для изучения клавиатуры
Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи, Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Домик, домик, До-Ми,
До-Ми, До-Ми Это - Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.
Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси:
“ Где же Ля, а где же Си?”
Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет .
Стишки-запоминалки
- На скакалке До скакала, покраснела и упала.
- В мандарине нота Ре отдыхает в кожуре.
- Солнце светит, мы лучи превращаем в ноту Ми.
- Нота Фа сидит на ветке и мечтает о конфетке.
- Нота Соль всегда хотела, чтобы с неба соль летела.
- В синем море Ля купалась, полотенцем вытиралась.
- В тучу фиолетовую Си попал ракетою.
Способы изучения названия нот на нотоносце: - магнитная доска
- Метод карточек
Игры с нотными карточками могут дублироваться, как и при использовании магнитной доски, но диапазон октав уже увеличивается.
- Решение задач, ребусов и загадок.
- Редакторская обработка нотного текста.
При выполнении заданий по редактированию и дополнению текста происходит формирование навыка записи нот и остальных знаков нотного текста, что имеет большое значение для закрепления связи между звуком и знаком (нотой).
Расставь аппликатуру
4 раздел: Практическая деятельность за фортепиано.
На первых уроках можно поиграть с ребенком в ансамбле, ставя перед ним простейшие творческие задачи:
- перенести звуки в другую октаву или играть в разных октавах поочередно
- играть двумя руками в октаву вместе.
- изменить ритмический рисунок (например вместо одной использовать ♪♪ или наоборот)
- изменить динамику, регистр, поменять звуки (педагог в аккомпанементе соответственно меняет тональность) и т.д.
Примеры простейших ансамблей: О. Булаева, О. Геталова «Учусь импровизировать и сочинять» творческая тетрадь 1
- Импровизация На 1 Стишок используется интервал прима На 2 Стишок используется октава
Примеры заданий на импровизации с интервалом Секунда
Полезно привести пример ученику простой пример изменения характера мелодии в зависимости от изменения интервала
Пример задания из пособия Э. Тургенева А. Малюков «Пианист-фантазер»
Методика сочинения песенки К. Орфа.
- 1. Сначала нужно прочитать стихи в необходимой степенью выразительности и ритмической ясности.
- 2. Найденный ритм нужно оформить - найти нужные карточки или записать на основании знания ритмической записи.
- 3. Следующий этап уже выходит за рамки ритма, так как требует создания мелодии. Ритмический рисунок озвучивается сначала на двух или трех звуках (диапазон не более сексты). Могут быть несколько вариантов, из которых выбирается удачный вариант. Этот вариант нужно запомнить и исполнить на рояле.
- 4. На следующем этапе, когда освоена нотная запись, мелодию нужно записать, оформить по правилам, сочинить вступление, аккомпанемент (квинты), заключение. Песенка исполняется - поется, поддерживается инструментальным сопровождением.
Приведенные ниже стихи дают хороший ритмический материал для разнообразных импровизаций
1. Под диваном, верь - не верь, 4. Покатились санки с горки вниз!
Замяукал страшный зверь. Покатились санки. Эй, держись!
То не лев и не слон.
Догадайся, кто же он? 5. Листья осенние кружатся, кружатся.
Листья ложатся на синие лужицы.
2. Раз, два, три! 6.. Курочка моя,
Ну-ка посмотри! Умница моя!
Пьют из речки три овечки Вот пшено, водичка,
Раз, два, три! Дай ты мне яичко,
Умница моя!
3. Целый месяц под дождем
Мокнет крыша, мокнет дом.
Мокнут листья и цветы,
Мокнут лужи и зонты,
Мокнут парки и поля,
Мокнет мокрая земля.
И далеко от земли
Мокнут в море корабли.
Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который надо возжечь!