СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Система упражнений ( формирование орфографической зоркости по русскому языку ) при подготовке к тестированию в 4 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы грамотного письма закладываются у детей еще в период обучения грамоте. В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, достаточно высокий уровень развития фонематического слуха, внимания.

Просмотр содержимого документа
«"Система упражнений ( формирование орфографической зоркости по русскому языку ) при подготовке к тестированию в 4 классе"»

Тема доклада «Система упражнений ( формирование орфографической зоркости по русскому языку ) при подготовке к тестированию в 4 классе.


Учитель: Колесникова М.Н.

Классификационные параметры технологии

По ориентации на личностные структуры: информационные - ЗУН операционные - СУД.
По характеру содержания и структуры: обучающая, светская, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельности: традиционное обучение, дифференцирование.
По организационным формам: классно-урочная, индивидуально-групповая, дифференцированное обучение.
По подходу к ребенку: технология сотрудничества, личностно- ориентированная.
По преобладающему (доминирующему) методу: развивающее обучение.
По категории обучающихся: все категории (массовая технология, технология продвинутого образования, технология компенсирующего обучения, технология работы с трудными детьми, технология работы с одаренными детьми).

Целевые ориентации:

- Формирование орфографической грамотности младших школьников;
- Развитие познавательных интересов, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей;
- Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность;
- Повышение мотивации учения, привлекательности самого процесса учения;
- Обучение без принуждения;
- Подготовка к участию в олимпиадах по русскому языку.

Концептуальные положения:

- Личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества.
- Использование всех видов памяти: слуховой, цветовой, зрительной, ассоциативной, моторной.
- Информация не дается в готовом виде, а зарождается и систематизируется в процессе поиска, включающего в себя наблюдение, мыслительный эксперимент.
- Разнообразие видов деятельности на уроках.
- Принцип обогащения орфографического опыта учащихся.
- Принцип наглядности.
- Принцип возможностей:
а) широкого применения изучаемого материала на практике;
б) проявления самостоятельности, инициативы, творчества.

Особенности методики:

- Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения.
- Создание и поддержание высокого уровня познавательных интересов и самостоятельной умственной активности учащихся.
- Активизация и постепенное усиление познавательной активности. Учитель не дает знаний в готовом виде там, где учащиеся в состоянии приобрести эти знания самостоятельно.
- Индивидуализация и дифференциация обучения.
- Раскрытие связей и отношений между понятиями.
- Широкое использование системы грамматико-орфографических упражнений.
- Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
- Создание ситуации успеха для ученика.
- Постоянная целенаправленная подготовка учащихся к восприятию нового.
- Систематическая работа по формированию навыка грамотного письма.

Требования к учителю:

- Желание повысить уровень орфографической грамотности школьников.
- Знание учителем природы русской орфографии как предмета обучения.
- Знание основных путей и способов усвоения орфографии учащимися.
- Умение воспитать веру ученика в свои силы.
- Умение создать ситуацию успеха для ученика, психологически комфортный климат.
- Использование современных методов обучения.
- Стремление учителя к самообразованию, к принятию нового в методике преподавания русского языка.
Особенности урока.

Ход познания -«от учеников».
Совместный поиск решения, направляемый учителем.
Преобразующий характер деятельности учащихся: наблюдают, сравнивают, анализируют, группируют, классифицируют, сопоставляют, делают выводы, выявляют закономерности.
Активная самостоятельная деятельность учащихся.
Выполнение на каждом уроке на этапе актуализации знаний заданий на выделение слабых позиций гласных и согласных и знакомых орфограмм пастой зеленого цвета.

Результативность.
При выполнении срезов, контрольных работ дети показывают степень сформированности учебных умений, качество знаний от 60-85%. Это достигается кропотливой умелой работой учителя с каждым учеником и является результатом работы по собственной технологии развития орфографической зоркости.
В конце периода обучения в начальной школе учащиеся умеют видеть в слове орфограмму, осознанно применять правило, грамотно проводить морфемный разбор слов.
Итоги централизованного тестирования учащихся 4-х классов по русскому языку выявили уровень качества знаний учащихся: 2010 – 2011 уч. год – по русскому языку

При переходе учащихся из начальной школы в среднюю нет снижения уровня качества обучения русскому языку и уровня обученности и даже отмечается некоторый их рост. В 5 классе учащиеся показали 100%  качество знаний по русскому языку, а результаты тестирования подтвердили высокий уровень наученности детей учителем. Четыре ученика показали максимальные результаты на централизованном тестировании по русскому языку. Качество знаний по русскому языку – 91%.

Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости.

   Основы грамотного письма закладываются у детей еще в период обучения грамоте. В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, достаточно высокий уровень развития фонематического слуха, внимания.
Эти задачи я и ставлю на каждом уроке обучения грамоте в 1 классе. Работа начинается с артикуляции звуков, с упражнений в правильном произношении (артикуляционная гимнастика, чистоговорки). С целью усвоения норм русской орфоэпии, развития дикции, правильной интонации использую на уроках различные упражнения в декламации, выразительном чтении.
    Очень большое внимание на уроках обучения грамоте уделяю слого-звуковому анализу произносимых слов. И обязательно произвожу его с опорой на схемы, которые выступают в качестве моделей этих слов. Схемы помогают выяснить характер связей между звуками и буквами , количество слогов соотнести с количеством гласных звуков в слове, выделить, назвать и охарактеризовать изучаемый на данном этапе звук.
На следующем этапе букварного периода очень важно показать детям , где, как и почему происходит расхождение в написании и произношении слов.
- А сейчас попробуем сделать важное открытие. Произнесите хором слова шары , коты. Начертите в своих тетрадях звуковые схемы этих слов. Что вы заметили?(Звуковые схемы этих слов одинаковы)
- А теперь сравните только первые слоги в наших словах. Произнесите их хором: [ША-ры],[ КА-ты]. Назовите гласные звуки в этих слогах ([а],[a]). Как вы обозначили их на схеме? (Мы обозначили их одинаково: закрасили эти клеточки красным цветом и не поставили знак ударения. Это гласные звуки, они безударные)
- Итак, в первых слогах наших слов мы четко услышали с вами безударный гласный звук а. А сейчас я вас очень удивлю! Теперь я открою доску и вы увидите, как записаны эти слова буквами.
шАры
кОты
- Интересное и важное открытие: звук мы слышали один [А], а работать он за себя заставил две разные буквы (А и О).
Так можем ли мы сразу безошибочно написать слово, в котором есть безударный гласный [a]? (Нет)

- Опасны при письме и другие безударные гласные, кроме А. Это О, Я, И, Е. Безударным гласным при письме нельзя доверять. Такие звуки очень опасны: они ставят перед нами проблему выбора буквы. Я предлагаю отмечать их на схеме значком опасности - зеленым кружком под клеточкой, обозначающий безударную гласную, а в словах безударные гласные мы будем обозначать пастой зеленого цвета.
Использование детьми с первых недель обучения ручки с зеленой пастой считаю одним из эффективных приемов развития орфографической зоркости. Зеленым цветом дети выделяют слабые позиции гласных и согласных и знакомые на тот момент орфограммы в словах и предложениях, данных учителем под диктовку, списанных учащимися с доски или с учебника, либо в творческих работах учащихся. Данное упражнение использую практически на каждом уроке русского языка на этапе актуализации знаний. Это способствует развитию зрительной памяти.
С этого момента практикую так называемый диктант с дырками. Задание:  В продиктованных мною словах обозначьте сильную позицию гласного знаком ударения, пропустив все гласные в слабой позиции.
В тетради появляется запись:
Р ка, п ла, стр ла, зв зда, м ряк, пл шу.
Этот вид работы позволяет пишущему научиться делать остановку в том орфографическом поле, где встает проблема выбора буквы.
С первых дней обучения ввожу правило грамотного ученика. Объясняю ребятам, что писать с ошибками недопустимо.

Главное правило грамотного ученика: Никогда не пиши сразу букву, в которой ты сомневаешься.
1.Реши орфографическую задачу.
2.Справься в словаре.
3.Спроси у взрослого.
4.Оставь пустое место.

В букварный период ввожу транскрипцию слов. Слово записываем не только буквами, но и «звуками». Например, буквами: река, «звуками»:[р’ика].
Ребята таким образом убеждаются в том, что написание русских слов далеко не всегда соответствует их произношению. Это знание заставляет их быть внимательными к записываемому слову. В качестве своеобразного средства, оказывающего детям заметную помощь в различении звуков и букв, в осознании принципа их классификации выступает лента букв автора Горецкого В.Г.
Использую следующие приемы работы:
1. Установление места новой буквы в ряду букв.
-Что вы можете сказать о новых звуках, с которыми познакомились сегодня?
-Какой буквой они обозначены на письме?
-Как вы думаете, где место новой буквы на ленте?
-Почему ? Обоснуйте выбор места для новой буквы.
2. Составление двубуквенных и трехбуквенных слогов с буквой, указанной на ленте букв.
3.Обоснование учащимися места букв на ленте.
-Почему буква ш «живет» под буквой ж, а э под е?
-Почему ь и ъ не живут на улицах Гласной и Согласной? и т.д.
Параллельно с работой на фонетическом уровне провожу лексическую работу, которая идет на протяжении всего периода обучения в начальной школе. На этом этапе использую специальные упражнения в словообразовании (лес-лесок, лесочек), в словоизменении(сад- сады, пил-пили-пила), в подборе однокоренных слов, синонимов, антонимов.

Орфографическая зоркость формируется стихийно, если не обучать детей целенаправленно нахождению орфограмм в словах, текстах с первых шагов письма в первом классе.
Договариваемся с ребятами о том, что, записывая слова , они будут выполнять действия в определенной последовательности.
Цепочка действий при записи слов:
1.Слушаю
2.Услышу
3.Выберу букву( проанализирую, решу орфографическую задачу)
4. Напишу
5.Проверю
Для проверки орфограммы требуется определенное орфографическое поле: например, при написании жи-ши орфографическим полем будет являться сочетание двух букв. Проверяя орфограммы, ученики пользуются орфографическим полем, не осознавая этого.Чтобы развить орфографическую зоркость и орфографический навык, следует добиваться того, чтобы это действие стало осознанным. Для этого и нужно формировать у учеников умение обнаруживать орфограмму. С этой целью я знакомлю учащихся со слабыми позициями гласных и согласных звуков в первые месяцы обучения. Учащиеся, еще не владея орфографическими правилами, могут обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.
Слабую позицию гласного звука учу детей находить сразу же, как только они познакомятся с ударением в слове. Именно поэтому ещё в период обучения грамоте необходимо научить детей безошибочно и быстро определять ударение в слове. Для этой цели предлагаются задания следующего типа:
1. Списать слова, поставить ударение:
Нитки, Антон, парта, сосны, кукла, Ната, ноты, рыба, шнурок.
2. Выпиши слова из трёх слогов с ударением на втором слоге:
Магазин, котик, котёнок, статуя, стрекоза, фиалка, дорожка.
Дети узнают, что ударный гласный в слове слышится отчетливо и ясно: ударное положение гласного – это его сильная позиция. А опасен гласный в слабой позиции, т. е. в безударном положении. Безударный гласный слышится неясно, «ставит» перед пишущим проблему выбора буквы. Учитель сообщает детям о том, что слова, в которых больше одного слога «опасны» при их записи. В них обязательно будет « коварный» безударный гласный. Перед их записью нужно говорить «волшебные слова»: ставлю ударение. Это необходимо сделать прежде всего для того, чтобы обнаружить место опасного безударного. На этом этапе ребята пока не могут правильно выбрать букву для обозначения на письме безударного гласного, так как не владеют еще орфографическими правилами, не знают морфем. Но они уже знают то орфографическое поле (безударное положение гласного), на котором в дальнейшем они будут решать орфографическую задачу: выбирать букву для обозначения одной из нижеперечисленных орфограмм: безударный гласный в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях слов.
С целью умения определять слабую позицию гласного использую такие упражнения:
1. Списать. Сильную позицию гласного обозначить знаком ударения, а гласную в слабой позиции выделить пастой зеленого цвета:
Цветы, лесной, играет, красивые, облака, пишет.
Далее ребята узнают о том, что опасными при письме бывают не только безударные гласные, но и парные согласные. Учащиеся наблюдают за произношением и написанием слов и выясняют, что слабая позиция парных согласных - положение на конце слова или перед всеми согласными, кроме непарных звонких (сонорных ) и «в».
Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв. Если стоит проблема выбора буквы, значит, это орфограмма.
Задание: В предложении на место гласных в слабой позиции записать буквы, которые могут бороться за место в этом слове.
Са/одовни/ек по/абе/илил ство/алы де/иревье/ив.
Учитель отмечает, что буквы У, Ы, Ю не опасны в безударном положении.
Учащиеся усваивают сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, т.к. нет выбора букв. В слове есть орфограмма, т.к. есть выбор букв.
Следующим шагом вперед является восприятие орфограммы на слух.
Задание 1. Прослушайте слова. Запишите только те из них, в которых есть орфограммы.
Луна, молоко, пол, Юля, шар, большой, шары.

Задание 2. Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, веселый, буран, лесник, трещит, клубника, круглый, кактус, на катке, качал.
Выбор правильного варианта из имеющегося набора.

Это умение отрабатывается при знакомстве с корнем как значащей частью слова.
Задание: В словах грачи, лесной, доказать правильность написания букв а, и, о, е.
Запись в тетради: грачи (грач), лесной (лес).
Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.
Таким образом, соблюдается преемственность в формировании умений выделять орфограммы в разных морфемах слова.
1. Письмо с проговариванием.
В основе этого письма – проговаривание по слогам. Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное.
2. Списывание.
Этот вид упражнений предполагает самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, можно пользоваться полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и также по слогам, проговаривая записывают, затем читают по слогам следующее слово.
3. Комментированное письмо.
Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.
4. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Развивает зрительную память, речь, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка.
5. Письмо под диктовку.
6. Письмо по памяти.
Такой вид письма развивает речь, внимание. Воспитывается аккуратность, честность, самоконтроль.
Творческие работы. Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточится на составлении и записи своих предложений и на логике изложения.
Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты.
Орфографические загадки
Их можно включать в каждый урок. Позднее загадки придумывают сами дети. Например:
1.Орфограмма находится в корне слова в безударном положении. Проверяется подбором форм этого слова или однокоренными словами (Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением).
2.Орфограмма находится в корне слова или между корнем и окончанием. Эта буква не дает согласному слиться с гласным         (Разделительный мягкий знак).
Знакомство детей с составом слова начинаю как можно раньше, чтобы дети могли определить, в какой морфеме находится звук в слабой позиции. Это исключит неоправданный и неуместный подбор проверочных слов. В этот момент можно предложить детям схему – таблицу:
Приставка Корень Суффикс Окончание
Запоминаем Проверяем Запоминаем Подбираем

Дети чётко усваивают, что проверяется только корневая орфограмма.
Большое место в работе над темой «Состав слова» занимают упражнения словообразовательного характера, в процессе выполнения которых дети соотносят лексическое значение слова с его морфемным составом, усваивают словообразовательные элементы русского языка. При разборе слов по составу учащиеся испытывают много трудностей. Например, неправильно выделяют корень, не подбирают родственные слова.
При изучении родственных слов дети часто подменяют словообразование (дуб, дубовый) словоизменением (дуба, дубом, дубу), считая последние слова родственными. Необходимо объяснить, что слова дуба, дубом, дубу представляют собой изменение одного и того же слова дуб, что все эти слова обозначают один и тот же предмет, а каждое из таких слов, как дуб, дубовый имеет своё смысловое значение.
Понятия «приставка» и «суффикс» дети изучают одновременно, потому что, во-первых, это части слова, с помощью которых от данного слова образуются новые слова. В этом их смысловая роль и сходство:
летать – летчик,
город – пригород
Во-вторых, и суффикс и приставка служат для образования форм одного и того же слова: читать - прочитать, читать – читай.
Для лучшего усвоения темы «состав слова» предлагаю ряд упражнений.
1. Выберите слова одного корня.
Дом, печь, гора, домик, гористый, печник, домашний, горка, пригорок.
2. От глаголов рисовать, писать, читать образуйте слова со всеми возможными приставками. Приставки выделите.
3. Добавьте к суффиксу – ик подходящий корень.
4. Добавьте нужные приставки к корню лёд.
Когда тема «состав слова» хорошо усвоена, переходим к работе с орфографическими схемами слов. В этих схемах кружком зелёного цвета орфограмма выделена в той части слова, в которой она находится (см. приложение). Дети подбирают слова к схемам, или сами составляют схемы к словам с орфограммами.
Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибками с Памяткой.
Памятка по работе над ошибками по русскому языку 2 класс.
1. Перенос слова (написать все случаи) – ма-ленький, малень-кий.
2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн – написать слово правильно, в скобках записать ещё два слова на это правило. Жил(лыжи,жир).
3. Большая буква в именах собственных – написать слово правильно, в скобках записать ещё два слова на это правило. Жучка (Бобик,Мурка).
4. К словам с безударной гласной в корне, с парной согласной, с непроизносимой согласной – написать слово правильно, через чёрточку написать проверочное слово, в скобках записать два примера на это правило. Гора – горы, (цветы, вода). Солнце – солнышко, (сердце, поздно). Дуб – дубы, (флаг, зуб).
5. Словарные слова – прописать строчку.Абзац,абзац,абзац.
6. Правописание приставок и суффиксов - записать слово правильно, в скобках написать ещё два слова с той же приставкой или суффиксом. Переход (переделал, перемыл).
7. Разделительные твёрдый и мягкий знаки: подъезд (съемка, съел), вьюга (пью, ручьи).
8. Раздельное написание предлога: в лес – в густой лес.
9. Мягкий знак в конце существительных после шипящих: ночь – ж.р., мяч – м.р.
10. Правописание родовых окончаний имён прилагательных (-ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее, -ые, -ие): (какая?) синяя кофта, (какое?) белое поле.
11. Удвоенная согласная: сумма (ванна, касса).

Проводя работу над орфографическими ошибками по памяткам, разработанными для 1-4 классов, учащийся актуализирует свои знания по отдельным правилам орфографии, на которые им были допущены ошибки, закрепляет навыки правописания.
Концептуальным основанием при описании данной практики послужили типические свойства развивающей системы Л.В. Занкова, по которой я работаю, - многогранность, вариантность, использование коллизий, процессуальный характер (преодоление раздельности, изолированности знаний внутри предмета, развертывание их таким образом, что каждый элемент знания все время прогрессирует, обогащается, вступая в возможно более широкие связи с другими знаниями.
Например, только по теме «Правописание безударной гласной в окончаниях имён существительных» можно составить довольно большой список знаний и умений, непосредственно с ней связанных. Это такие позиции как: дифференциация (гласные- согласные), состав слова (окончание), ударные- безударные гласные, различение частей речи и т. д..
Мы считаем, что обучение языку оказывается жизненным и эффективным при условии, если изучаются во взаимосвязи все его стороны и в результате этого осуществляется развитие речи, орфографической грамотности и мышления учащихся.
Также нам представляется недостаточным знакомство ученика с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. Таким образом, возникла необходимость введения в уроки русского языка системы упражнений грамматико-орфографического характера. В результате подобранных нами упражнений учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них наряду с выработкой орфографического навыка развивается умение быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
При помощи подобранных нами упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать.
Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются, что очень важно для формирования навыка грамотного письма.
Таким образом, целью нашего опыта является построение системы упражнений по формированию орфографического навыка на уроках русского языка с 1 по 4 класс. В качестве исходного мы рассматривали следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве.
Наш опыт показывает, что таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. Мы проклассифицировали упражнения по направлениям, традиционно составляющим систему языка и выстроили упражнения так, чтобы, во-первых, ребенок мог последовательно пройти все этапы орфографического развития, а, во-вторых, чтобы орфографический материал снова и снова «прокручивался» в каждой последующей теме.
Предметом особого внимания на уроках русского языка остается развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях мы включили в систему упражнений задания по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм, использовали такой вид упражнений, как поиск лишнего слова с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появления. Орфографический материал разного характера «вплетается» в фонетические, словообразовательные, морфологические и синтаксические упражнения.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонетического слуха и речедвигательных навыков.
В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится.
Большой интерес у учащихся вызывают словообразовательные упражнения. Это следующее направление нашей классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи слова с приставками и суффиксами.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число для того, чтобы осознанно употреблять слова с орфограммами в устной и письменной речи в правильной форме.
Выполняя лексические упражнения, дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. Перед учителем на данном этапе стоит задача – активизировать словарь детей.
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений. На этапе выполнения синтаксических упражнений установление связей представляется разными уровнями: и межпонятийным в системе частей речи, например, зависимость падежа имени прилагательного от падежа имени существительного; и отношениями между подсистемами языка – синтаксис и морфология при написании падежных окончаний имен существительных. Этот этап качественно отличается от предыдущих, так как связи, которыми оперирует ученик, усложнились, уровень владения словом будет более высоким. С синтаксическими упражнениями мы объединяем и пунктуационные.
- При отборе дидактического материала нами соблюдались следующие требования: словосочетания, предложения, тексты должны
- быть образцовым по языку (преимущественно из художественной литературы);
- быть насыщенным орфограммами (например, в тексте из 20 слов не менее 3-х орфограмм);
- включать конфликтные слова (слова, не содержащие орфограмм нужного типа, они повышают внимание учащихся, развивают орфографическую зоркость);
- иметь орфограммы в доступных вариантах с постепенным усложнением;
- содержать повторяющиеся упражнения на одно и то же правило в каждой своей части.

Основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления. Наиболее эффективным средством активизации познавательной деятельности ребенка младшего школьного возраста является интерес. Значит, все виды учебной работы, в том числе и упражнения, должны пробуждать и развивать интерес. Весьма привлекательным для нас в этом плане оказался тезис психолога А.А. Люблинской: «Интерес рождается и крепнет прежде всего там, где выполняемая деятельность вызывает и удовлетворяет первейшую потребность человека – потребность в активной творческой работе».
Общеизвестно, что наибольшие возможности для творческой работы ребенка дают только такие задания, в которых реализуются проблемные поисковые ситуации. Подобные задания подобраны нами в каждой составляющей курса русского языка начальной школы. В каждом разделе мы нашли материал, дающий возможность сравнивать, сопоставлять, группировать языковые факты. Для этого мы облекли упражнения в такие формы, которые обостряют мыслительную деятельность младшего школьника, учат рассуждать, доказывать, спорить (если работа проводится в паре, группе или фронтально). Наиболее эффективными в этом плане нам кажутся задания, включающие придумывание, отгадывание, дифференциацию сходных грамматических признаков, преобразование, исправление ошибок. В каждом разделе нами разработаны разработаны блоки поисковых творческих заданий (см. таблицу).

Система языка

Типы заданий Фонетика Словообразование Лексика Морфология Синтаксис
Придумывание В слове три звука. Сколько слогов ? Запиши такие слова. В скобках укажите количество слогов Подбери слова к схемам: Запишите пару имен существительных, близких по значению. Запишите однокоренные слова, являющиеся разными частями речи. Составь предложения к схемам:
Угадывание Незнайка решил обойтись без гласных букв. Помоги ему правильно написать слова: ттрдь, втр, мдвдь. Догадайтесь, какое слово задумано: 1) в нем такая же приставка, как в слове «подруга»; 2) корень, как в слове «игрушка»; 3) суффикс и окончание, как в слове «читал».
Угадай слово:
закрыть - запереть, бросить – кинуть, идти - ? Слово имеет род. Какая эта часть речи? Предложение выражает сильное чувство или призыв. Как называется такое предложение?
Дифференциация сходных грамматических признаков Найди четвертое лишнее слово: зуб, дуб, гриб, сноп (оканчивается на глухую согласную) Найди четвертое лишнее слово: переход, подъезд, поросенок (без приставки), пригород. Сравни пары слов. В какие две группы эти пары можно распределить?
ураган- буря, радость - печаль, врач – доктор, конец - начало. Распределите слова на три группы по грамматическим значениям.
Добряк, забыл, лыжник, белит, смелый, пыльный, грачи, мыльный, окно, моет, тает, теплый. Распредели слова в две группы: дополнение, сказуемое, определение, обстоятельство, подлежащее.
Преобразование Измени слова так, чтобы гласных и согласных стало поровну: луг, носик. Образуй от данных слов слова с суффиксами: винт, рыба, ночь, тетрадь. Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.
Мы пересаживали рассаду в землю.
Ребята забрели в самую гущу леса.
Образуйте от существительных м.р. имена существительные ж.р.
Ткач - ......
Ученик - .......
Голубь - .......
Заяц - ......... Перед вами текст, состоящий из повествовательных предложений. Добавьте в него вопросительные и по¬будительные предложения, чтобы рассказ получился ярким, «ожил».
Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несёт невидимка — ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические станции, где метеорологи наблюдают за погодой.
Исправление ошибок Какие слова перепутал Незнайка?
Встретил я в лису лесу. Помоги Незнайке правильно разобрать слова по составу, исправь его ошибки:
принес
домик
белый Незнайка решил, что все эти слова синонимы. Исправь его ошибки. Выпиши синонимы.
вода, водитель, водный, жидкость, ки-пяток, водичка.
Незнайка распределил имена существительные по родам, а как сделаете это вы?
М.р.
солнце, улица, месяц
Ж.р.
поле, город, кастрюля
С.р.
книга, молоток, метро
Найдите рифмующиеся слова и составьте загадку правильно, пронумеруйте предложения.
На зеленой хрупкой ножке
Ветерочек прошуршал
Вырос шарик у дорожки
И развеял этот шар
Круг подобранных нами поисковых и творческих заданий достаточно широк (см. Приложение), суть же всех и каждого отдельно взятого едина: задание должно способствовать формированию орфографического навыка, активизировать мыслительную деятельность ребенка, развивать самостоятельность, сообразительность, наконец, должно быть облечено в такую форму, которая необычна для учащегося и уже потому вызывает интерес. Тематика, количество, сложность заданий варьируется нами в зависимости от программы, возраста учащихся, состава класса. Упражнения расположены нами в порядке усложнения языкового материала, что позволяет использовать их с целью дифференциации обучения. Большая часть упражнений предназначена для самостоятельной работы в классе, но можно использовать их для коллективной работы, в качестве домашних заданий.
С первых недель обучения применяю орфографическое и орфоэпическое чтение по методу П.С. Тоцкого. Орфографическое чтение отличается тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и тем самым остается в памяти движений речевого аппарата. Причем при орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги. Орфографическое чтение считаю основой правописания. Я убедилась в том, что оно дает высокие результаты в обучении детей грамотному письму.
На первых этапах обучения грамоте дети могут читать только орфографически. Орфоэпическое чтение беру на себя. Читаю слово «гора» по орфоэпическим нормам. Дети читают слово орфографически. Спрашиваю: Что заметили? (произношение расходится с написанием). Дети подчеркивают букву «о», которая не соответствует произношению. Подобное задание: подчеркните буквы, в которых произношение расходится с написанием, нужно проводить постоянно, до конца 4-го класса.
Иногда объяснение или слово учителя превращаю в игру, в сказку с чудесными превращениями. Наряду с научными терминами использую образы, более понятные детям 6-8 лет. Например, звук [п] в слове дуб выслал за себя на письменную работу букву б или боролись за право стоять в слове весна 2 буквы: и, е, но победила е. Почему? Использую орфографические сказки Ф. Кривина, В. Волиной и др.
С целью привития навыков самоконтроля использую на уроках русского языка ученическую лупу. С её помощью дети проверяют написанное в тетрадях. Таким образом им легче обнаружить собственные ошибки.

Когда определённая часть правил пройдена, перехожу на следующий этап- этап сопоставления правил. На этом этапе ребята устанавливают сходство или различие в местоположении орфограммы, в способах её проверки ит.п.
Вышеприведённая система работы позволяет выработать у учащихся способность видеть орфограммы. Эта способность и является необходимым условием для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости

Одним из первых способы формирования умений ставить орфографические задачи начал разрабатывать в 60-х годах А.И. Кобызев. Он предложил диктант "Проверяю себя". Во время этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Затем ученики по мнению Савиновой З.А. могут задать вопросы учителю, обратиться к справочной литературе и заполнить пропуск или внести исправления .

Достоинством этой методики является то, что ученики ищут трудные для них орфограммы не после записи, а в момент перевода устной речи в ее письменную форму. С. Жедек предлагает таблицу, которая на длительный период может стать руководством для нахождения основной массы орфограмм:

какие буквы нельзя писать на слух

безударных гласных звуков, кроме у и ы (не после шипящих) на конце слова;

гласных звуков под ударением после шипящих;

согласных, парных звуков по звонкости - глухости: а) на конце слов; б) перед другими согласными звуками (не р, л, м, н, в);

согласных парных звуков по мягкости твердости, перед мягкими согласными звуками (чтобы предупредить ошибки типа "Косьтя") .

По мнению Жедека П.С., эта памятка поможет выполнять наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, а именно: письмо с пропусками орфограмм, или, как его называют, письмо "с дырками". Ученикам при выполнении различных письменных работ на длительное время разрешается пропускать букву, если он сомневается или не знает, какую букву необходимо написать. Это раскрепощает ученика от страха допустить ошибку, предупреждает неправильное написание, позволяет осознанно подходить к нахождению орфограмм.

Овладеть письмом с пропусками непросто. К нему необходимо готовить учащихся специально на отдельных словах. При этом важно начинать обучение с орфограмм слабых позиций. Методисты рекомендуют следующее упражнение: прослушав слово, учащиеся записывают столько черточек, сколько звуков в слове, затем обводят кружком те звуки, которые нельзя обозначить на слух, только после этого записывают слово с пропусками. Или учащиеся составляют звуковую схему слова, затем ставят точку под знаками звуков в слабых позициях, после чего пишут (печатают) слово с пропусками.

Кроме письма с пропусками, по мнению Жедека П.С. способом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание .

Возникшее как против переоценки роли списывания полное его отрицание за последние годы успешно преодолено. Методисты не только признали важность списывания, но и настойчиво ищут пути наиболее эффективного его применения как средства формирования орфографического навыка.

В исследовании Г.В. Репкиной была обоснована необходимость списывания смысловыми единицами (предложениями или законченными по смыслу частями). Кроме того, были разработаны приемы, обеспечивающие активную орфографическую проработку текста путем выделения в нем орфограмм.

Алгоритм списывания в начале обучения должен быть развернут. Когда все выполняемые действия будут освоены, их можно переводить в умственный план и сокращать. Работа сначала проводится коллективно, под контролем учителя. Только после того, как ученики овладели всеми операциями, они могут упражняться в списывании самостоятельно [.

Основные орфографические правила учебника А.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой 1-4 класс

Раздел грамматики в учебниках А.М.Зелениной с 1 по 4 класс имеет определенное место. Изучив учебники, мы пришли к выводу, что все темы вытекают одна из другой. Изучается новый материал, младший школьник заучивает наизусть орфографические правила, затем даются упражнения для первичного закрепления, далее правило отрабатывается на практических заданиях. В следующих темах также периодически младший школьник решает упражнения, где применяется это правило. На следующий год автор А.М.Зеленина включает главу "Повторение изученного", где вспоминается изученный материал прошлого года. А также из года в год повторяются темы, пополняясь новым и более сложным материалом.

1 класс:

Гласные буквы после шипящих: жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Сочетание чк, чн.

Гласные буквы в ударном и безударных слогах.

2 класс:

Сочетание жи, ши.

Сочетание ча, ща, чу, щу.

Сочетание чк, чн.

Разделительный мягкий знак (ь).

Двойные согласные.

Безударные гласные в корне.

Парные согласные в корне .

3 класс:

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Слова с непроизносимыми согласными с корне.

Правописание приставок.

Разделительный твердый знак (ъ).

Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих.

Не с глаголами .

4 класс:

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Правописание местоимений с предлогами.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание глаголов в прошедшем времени .