СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система внеурочной деятельности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система внеурочной деятельности»

Введение

Важнейшей задачей учителя математики является пробуждение в детях любознательности, пытливости, развитие устойчивого интереса к математике, интеллектуальных умений и способов овладения нужной информацией постепенное и целенаправленное включение их в самостоятельную познавательную деятельность. Эта задача разрешима лишь в том случае, если ребёнок включён в процесс организации образовательного пространства, если он постоянно испытывает ведущее к открытию напряжение ума и радость победы.

Достичь положительных результатов в решении данной задачи учитель может при условии активной позиции в организации содержательной и разнообразной внеурочной работы по предмету.

Специфика внеурочных занятий состоит в том, что они проводятся по выбранным программам с учётом интеллектуальных возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей. Выбору индивидуальных или групповых программ предшествует большая и кропотливая диагностическая работа, которая позволяет наметить коррекционные или развивающие мероприятия по руководству самообучения, саморазвития детей. Внеурочная деятельность имеет два аспекта: организационный и дидактический.

Организационная деятельность поможет возбудить у школьников интерес к занятиям математикой, привлечь их к участию в массовых мероприятиях, отдельных состязаниях или занятиях в кружках.

Роль дидактического аспекта состоит в том, чтобы помочь ребёнку в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой, поддержать возникший интерес, желание заниматься математическим самообразованием, тем самым создать базу каждому для дальнейших личных успехов. Внеурочная работа, имеют два основных вида:

  • постоянно действующие формы - кружки, факультативы, клубы, стенную печать, заочные викторины, олимпиады и др.;

  • эпизодические формы, к ним можно отнести тематические выставки, ученические конференции, викторины, вечера и др.

И те и другие мероприятия осуществляются не разобщено, а включаются в единую, чётко планируемую систему дополнительной работы по математике.



Пояснительная записка

Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

На занятиях необходимо раскрыть у учащихся такие способности, как математические, организаторские, творческие, исследовательские, что  играет немаловажную роль в развитии личности ученика. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого учащегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Исходя из этого, намечены мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • разработка тематического планирования для математических кружков и  факультативов;

  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

  • составление плана мероприятий  внеурочной деятельности обучающихся  каждого  класса.

Сроки реализации:  начало программы заложено в  2016 году  и каждый учебный год дополняются мероприятия по плану и изменяются ожидаемые результаты.

Цели ВД (внеурочной деятельности):

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

  • Создание условий, при которых любой  ученик мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.

  • Создание условий для развития познавательного интереса к математике.

Основные задачи ВД:

  • Включение учащегося в разностороннюю деятельность.

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  • Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Принципы организации ВД:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

  • включение учащихся в активную деятельность;

  • доступность и наглядность;

  • связь теории с практикой;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Основные направления ВД:

  • анкетирование учащихся с целью выявления интересов и запросов;

  • построение индивидуально-образовательной траектории;

  • участие учащихся в олимпиадах, турнирах, фестивалях всех уровней, включая инновационные формы: он-лайн олимпиады, дистанционные интернет – проекты;

   Описание системы ВД по математике:

Цель, которая поставлена, состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие учащихся. Работа с учащимися во внеурочное время строится на следующих принципах:

  • принцип дифференциации и индивидуализации (кружки, факультативы);

  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей (предметные декады, научно-исследовательские работы, творческие работы);

  • принцип обеспечения свободного выбора учащимися (кружки, факультативы, участие в  олимпиадах международного и всероссийского уровня);

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя (творческие и исследовательские работы);

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности учащихся (все виды работы).

На занятиях кружка, факультатива, в рамках декады математики внеурочная деятельность реализуется посредством различных форм организации: конкурсы, викторины, математические игры, олимпиады и т.д. Наряду с традиционными формами используются и новые формы: участие в дистанционных олимпиадах международного и всероссийского уровня, дистанционное вовлечение учащихся в математическую деятельность через он-лайн тесты.

Составляющие ВД:

Работа с одаренными детьми является единой системой работы, в которую входят следующие составляющие:

  • индивидуальные  занятия с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, турнирам, конкурсам;

  • индивидуальная или групповая работа  по программам математических кружков, факультативов.

  • коллективная или групповая работа в рамках декады математики.

Теоретическая база ВД:

  • системный подход к обучению  детей;

  • своевременная диагностика их способностей;

  • соответствующее их потребностям программное обеспечение;

  • предъявление им заданий более высокого мыслительного уровня;

  • профессионализм учителя, способного работать с детьми, проявляющими интерес к математике и  одар?нными учащимися.

Дидактическая база ВД: 

  • факультативного курса «Стереометрия в 5 классе. Это интересно!»;

  • факультативного курса в 6 классе «Наглядная геометрия»;

  • факультативного курса в 7 классе «Математика для любознательных»;

  • индивидуальной работы с одаренными детьми в процессе организации и работы школьного математического клуба «Знатоки математики» (для учащихся 5-8 классов), являюсь руководителем этого клуба.

Материально-техническое обеспечение ВД:

Для реализации ВД в школе имеются необходимые условия: наличие свободных кабинетов, несмотря на то, что школа учится в две смены, имеется столовая, в которой будет организовано  питание, медицинский кабинет, актовый зал. Для организации ВД имеется  кабинет математики,     оборудованный  компьютерной техникой, экраном.                                                        



Ожидаемые  результаты ВД:                                                                               

  • В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будет формироваться  адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.                                                                      

  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся  будут овладевать  типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия.

  • В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться воспринимать и анализировать сообщения и тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.                                             

  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся смогут приобрести  умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, текстах.


Основное содержание деятельности

«Мысль входит в душу вратами чувств»

(древнее изречение)

Примеров и приёмов, которые можно использовать для оживления внеурочной деятельности по предмету в методической литературе достаточно много, важно только преломить их непосредственно к данному коллективу детей, уметь вовлечь их в процесс подготовки, заинтересовать, оживить чувство интереса.

Тип работы

Основное содержание работы

Внеурочная работа

*индивидуальные занятия с детьми, испытывающими трудности в освоении программного материала;

*индивидуальные занятия с детьми, пропустившими занятия по уважительной причине;

*индивидуальные консультации детям, проявляющим повышенный интерес к предмету;

*индивидуальные и групповые консультации с детьми, выполняющими творческие задания к учебным занятиям;

*олимпиады по предмету;

*подготовка учащихся к участию в районных, краевых и региональных математических олимпиадах и конкурсах;

*элективные курсы;

*миникурсы;

*факультативы.


Внеурочная работа учителя может стоиться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить основные три вида работ: индивидуальная, групповая, массовая.

Большие возможности для удовлетворения познавательных интересов учащихся и развития их математических способностей имеет индивидуальная работа. В индивидуальную работу необходимо вовлекать и тех учащихся, у которых проявляется интерес к математике, несмотря на низкую успеваемость по предмету. Предлагая ученику посильные развивающие задачи, поручая выполнить творческую работу, поощряя за самые малые успехи, достигнутые самостоятельным трудом в свободное от уроков время, учитель не только стимулирует математическое самообучение ребёнка, но и способствует переходу его из слабоуспевающих в успевающие. Групповая работа предполагает систематические занятия с постоянным коллективом учащихся. Большой воспитательный эффект имеют массовые формы работы. Имея эпизодический характер (всегда новый), охватывая большой детский коллектив, этот вид работы наиболее привлекателен для детей среднего школьного возраста. Привлекательность таких мероприятий заключается в том, что они позволяют любому ребёнку, даже самому неуспешному в математике, проявить себя в качестве участника, болельщика, оформителя, режиссёра или ведущего.

Проведение всякого внеклассного мероприятия требует серьёзной и трудоёмкой подготовки – это с одной стороны минус данному виду работы, так как в течение учебного года провести их можно сравнительно редко, с другой стороны огромный плюс, так как такие мероприятия редко кого оставляют равнодушными (яркое оформление, эмоциональность, насыщенность). Педагогически оправдано привлечение к таким мероприятиям родителей учащихся, например, в качестве болельщиков, в роли консультантов или выступающих на устном журнале.

Опыт показывает, что не стоит увлекаться какой-то одной формой работы, так как каждой из них присущи свои достоинства и недостатки, свои возможности развивающего воздействия на ребёнка. На практике зачастую все эти три вида работ тесно связаны между собой.

Вид работы

Основные приёмы, методы и формы работы

1

Индивидуальная работа

* дополнительные занятия с детьми, испытывающими трудности в усвоении программного материала;

* руководство подготовкой докладов, рефератов, творческих заданий, проектов;

* работа с консультантами;

* подготовка учащихся к участию в олимпиадных конкурсах;

* подготовка учащихся к интеллектуальным и познавательным конкурсам, викторинам, межпредметным соревнованиям.

2

Групповая работа


* олимпиады;

* элективные, спец- и мини- курсы;

* факультативы;

* руководство проектной деятельностью детей;

* математические кружки;

* руководство подготовкой к математическим праздникам, конкурсам.

3

Массовая работа

*неделя математики;

* школьная ученическая конференция;

* математические вечера:

* интеллектуальные конкурсы, викторины;

* познавательные мероприятия: «Устный журнал», «Говорящая газета», «Математическое путешествие в мир …», «Математические завлекалки» и т. п.

*конкурсные мероприятия:

- «Математический марафон»

- конкурс «Лучший математик»

- конкурс математических газет

- конкурс на лучшее математическое пособие

- конкурс на самую интересную задачу «Любимые книги глазами математика» и др

Формы творческих заданий, которые мы используем с ребятами в своей практике: математические сочинения; математические сказки; изготовление наглядных пособий; составление задач, викторин, конкурсных мероприятий, рукописных справочников, энциклопедий, информационных листков, и др.; выпуск математических газет, стендов; выполнение дизайн-проектов.




Некоторые формы внеклассной работы:

1. Интеллектуально-познавательные игры.

Пожалуй, никто не станет оспаривать тот факт, что в человеке заложено замечательное пристрастие к интеллектуальным играм. Это одно из развлечений, которое не только сопутствует процессу детского развития, оно остаётся с нами на всю жизнь. Поэтому, наверное, интеллектуальные мероприятия стоят у ребят на первом месте среди прочих видов нашей внеклассной деятельности. По результатам анкет, проведённых среди школьников 5-11 классов, интеллектуальные конкурсы по рейтингу занимают первое место.

К числу интеллектуальных игр можно отнести, например:

- Аукцион.

Аукцион - познавательно-соревновательная игра, позволяющая активизировать мыслительную деятельность ребёнка.

Совет по его подготовке вырабатывает правила «торгов», определяет эмблему аукциона, оповещает о правилах игры.

Правила игры:

На «торги» выставляется два – три предмета (это могут быть детские поделки, рисунки, сувениры, школьные принадлежности или сладости). Для «выкупа» предмета необходимо ответить на определённое количество вопросов (например, 10). Цена «лота» определяется Советом заранее. Участник знающий ответ на поставленный вопрос поднимает свой номер. Победитель тот, кто набрал наибольшее количество баллов (один вопрос – один балл).

- Викторина.

Занимательная математическая викторина принадлежит к числу наиболее любимых детьми. Решая нестандартные задачи, ребята испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики.

Математическая викторина – это возможность проявить смекалку, творчество, умение быстро ориентироваться, включаться в коллективную работу.

Викторину можно провести в форме КВН, вечера занимательных задач, по типу телевизионных игр «Что? Где? Когда?», «Брей – ринг» и т.п. Каждая встреча может, при желании, стать маленьким праздником коллективного творчества.

- Интеллектуальный тир.

Для игры требуется две мишени с пятью концентрическими кругами и цифрами от 1 до 5, а также маленькие бумажные флажки двух цветов, для каждой команды.

Правила игры:

Игра проводится в три тура. В каждом туре степень трудности заданий возрастает. Для ответа на вопросы команде предоставляется возможность 5и попыток. Если команда не ответила ни на один вопрос – «попала в молоко», выстрел считается «холостым».

Количество правильных ответов, определяет сумму «выбитых» победных очков, которые отмечаются флажками на мишени.

2. Познавательные мероприятия.

Среди множества форм воспитательной работы по математике, особое место занимают познавательные мероприятия, главная цель которых – расширение зоны активного познания ребёнка. При всём многообразии познавательных мероприятий учителю важно выбрать форму, доступную для данного возраста: старшие предпочитают командное первенство, коллективное обсуждение, персональную ответственность за ответ или выполненное дело. Стихия младших – участие малыми группами, но индивидуальные ответы.

К числу познавательных мероприятий можно отнести:

- Устный журнал.

Устный журнал - одна из самых продуктивных познавательных форм внеклассной работы по предмету. Он позволяет коснуться рада интересных математических вопросов, не углубляясь в них и не перегружая ребят подробностями. В устном журнале органично переплетаются наука, творчество и радость коллективного труда.

Ценность устных журналов состоит не столько в их непосредственном проведении, сколько в их подготовке. Начиная с обсуждения темы журнала, выбора «редакции журнала», подбора необходимой литературы и заканчивая репетициями.

- Говорящая газета.

Говорящая газета – познавательное коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (рубрик) детей на различные математические темы.

Её задачи:

- приобщение учащихся к публичным выступлениям, расширение математического кругозора учащихся;

- развитие творческих способностей, математической культуры речи, умения согласованно решать вопросы.

- Заочная викторина.

Заочная викторина – долгосрочная форма проведения подобного вида

конкурсов. Обычно ответы на вопросы викторины ребята ищут в течение 2 -3 недель. В викторине данного вида может принять участие любой желающий, не зависимо от возраста. Практика показывает, что викторина (особенно первая) должна быть должным образом прорекламирована: ярко оформлена, сопровождена соответствующим письмом, творчески представлена и т.п.

Когда работаешь с детьми, приходиться постоянно что-то придумывать, изобретать, чтобы коллектив не застоялся на месте, чтобы в нём не поселилась

скука.

«Говорящая стена».

Говорящая стена содержит в себе различную информацию. Здесь «живут»

высказывания «великих» о математике (и не только о ней), математические

шарады, рисунки ребят, математические бюллетени и многое другое.

«Жители» говорящей стены постоянно меняются (желательно, в каждые 2-3 дня, сменить хотя бы один), иначе у ребят пропадает к ней интерес.

Рубрики, которые живут на стене постоянно:

- Полезно знать,

- Высказывания Великих,

- В помощь арифметике,

- Это интересно,

- Проверь свои способности.

В начале, когда «Говорящая стена» только поселилась в нашем классе, рубрики заполнялись учителем, затем ребята настолько увлеклись ею, что соперничают между собой, кто интереснее «добудет» информацию. И каждое утро начинается со слов: «Обратите, внимание стена сегодня вновь, заговорила …».

Уютно себя чувствует в нашем кабинете и Математический вернисаж.

Математический вернисаж – это выставка творческих работ учащихся по одной из заданных тем. Например, выставка рисунка «Правильные многоугольники», или «Параллельные прямые в науке и природе».

3. Математические смотрины.

Математические смотрины – это одна из форм проведения олимпиады. Смотрины проводятся в два этапа. Первый этап предполагает решение участниками определённого количества математических задач за отведённый промежуток времени. Второй – демонстрацию доказательства одного из решений. Участие во втором этапе не обязательно для всех, так как некоторые ребята быстро и правильно находят решения предложенных задач, но публичного выступления избегают. Умения детей, которые они продемонстрировали и в первом и во втором туре оценивает жюри. В состав жюри можно включить старших школьников, родителей, представителей общественности.












План проведения недели математики

1. Стартовая линейка «Математика – наука».

2. Смотр-конкурс математических газет (участники - учащиеся 5-11

классов).

3. Олимпиада по математике (участники – учащиеся 5-11 классов).

4. Устный журнал «Исторические зигзаги науки математики» (участники – учащиеся 7- 8 классов).

5.Математический вечер «Числа правят миром».

6. Мини-лекции «Великие математики и великие открытия» (учащиеся старших классов готовят и проводят лекции в младших классах).

7. Викторина «Секреты и полезные советы школьного учебника» (участники – учащиеся 5- 6 классов).

8. Выставка творческих работ учащихся.

9. Сбор - финиш «Виват – математики!».



Заочная викторина «Испытай свои способности»


В викторине может принять участие любой желающий, не зависимо от возраста. Победителей ждут поощрительные призы, грамоты и дипломы.

Ответы на вопросы ждём не позднее ____________.


Вопросы викторины:

1. В древности учение об этом математическом понятии было в большом

почёте у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в

природе, о созвучных аккордах в музыке, и гармони во вселенной. Оно

применялось и применяется в архитектуре, искусстве и является условием правильного, наглядного и красивого построения и изображения.

Современная запись определения этого понятия с помощью

математических знаков была введена немецким математиком Готфридом

Вильгельмом Лейбницем в XVII веке.

О каком математическом понятии идёт речь? (пропорция)


2. Назовите имя автора «Книги об абаке», написанной в 1202 году, которая

несколько веков оставалась основным хранилищем сведений по

арифметике.

(Леонардо Фибоначчи)


3. Какому великому математику древности принадлежат следующие слова: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»? (Архимеду)


4. Если умножить число 777 на число 143, то получится шестизначное число, записанное одними единицами: 777*143= 111 111. если же число 777 умножить на 429, то получится 333 333. Найдите числа при умножении, которых на 777, мы получим числа, записанные одними двойками, четвёрками и т.д.

(286, 572, 715, 858, и т.д.; 777*143 =111 111, 777*2*143= 777*286= 222 222 и т.д.)

5. Попробуйте найти не менее 3х способов решения следующей задачи:

«На первой и второй полках вместе 50 книг, на первой и третьей вместе 40 книг, на второй и третьей вместе 30 книг. Сколько книг на каждой полке?»

Литература, в которой вы можете найти нужную информацию:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2. А.В. Дорофеева. «Страницы истории на уроках математики». Львов.

3. Журнал «Квантор», 1991г.

4. Энциклопедия юного математика.

5. И.Я. Демпман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики».

Пособие для учащихся.

6. И.Я. Депман. «Мир чисел». – 4-ое издание Л. 1982г. Детская литература.


Ответы на вопросы викторины сдавать _____________________.

Желаем успеха!


Заочная викторина «Знаете ли вы?»


В викторине принимают участие все желающие, не зависимо от возраста. Победителей ждут поощрительные призы, грамоты и дипломы.

Ответы на вопросы ждём не позднее ____________.


Вопросы викторины:

1. Кому принадлежат слова «Если хотите научиться плавать, то смело входите в

воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»?

(известному педагогу-математику современности Д.Пойа)


2. Понятие арифметических действий в разные времена у разных народов

было различным. Древние египтяне, например, к арифметическим

действиям относили сложение, удвоение и деление пополам. Для

обозначения действий сначала употреблялись слова, затем – буквы. Когда

и кем окончательно были утверждены арифметические знаки, которыми

мы пользуемся сейчас?

(Окончательно известные нам арифметические действия, утвердились в трудах немецкого учёного Г.В. Лейбница, в 17 веке.)

3. Вспомните и запишите не менее восьми названий городов земного шара, в которые входит слово «сто».

(Стокгольм, Ростов, Севастополь, Бостон, и др.)


4. В Древнем Китае высоко ценились образованные люди. Чтобы занять

государственную должность, нужно было выдержать экзамен по

математике, изучить трактат «Математика в девяти книгах». Кто является

автором данного трактата и в какое время он был написан?

(Трактат «Математика в девяти книгах» был написан разными людьми и

в разные эпохи. Окончательно отредактировал его финансовый

чиновник Чжан Цан, умерший в 150 году до н.э.)

5. От какого слова происходит название – «Арифметика»? В каком веке это слово вошло в русский язык и как математические рукописи назывались до этого времени?

(Название науки «Арифметика» происходит от греческого слова «арифмос» -

число. В русский язык это слово вошло в 16 веке, когда математические

рукописи назывались обычно так: «Книга, рекома по-гречески арифметика, а

по-русски цифирная счётная мудрость»).


Литература:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2. И. Я. Демпман, Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математика»

(пособие для учащихся 5-6 классов средней школы).

3. Б.А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел».

4. Энциклопедия юного математика.