Сценарий урока
Учебный предмет: русский язык
Учитель:Колесник М.Б., Вохрина Е.А.
Класс: 5
Авторы УМК: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др., под редакцией Н. М. Шанского
Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Тип урока: урок-рефлексия
Цели урока:
Деятельностные:
– создание условий для повторения темы, систематизации и обобщения изученного материала;
– развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности;
– развитие мыслительных операций;
– развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления;
– развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные:
– формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания;
– развивать умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения;
– развивать умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль;
– формировать навык правильного произношения;
– развивать орфографическую зоркость, речь учащихся
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, раздаточный материал, рисунки (дерево, символизирующее «имя существительное»); мобильны класс..
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения).
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.
На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.
2. Актуализация знаний и осуществление пробного учебного действия.
– С каким разделом науки о языке мы знакомились на предыдущих уроках? (Морфология)
– Что изучает морфология? (Части речи)
– Вспомните, какие группы частей речи вы знаете? (Самостоятельные, служебные).
– Посмотрите, на благодатной почве самостоятельных частей речи выросло дерево. (Слайд 1)
– Угадайте, как оно называется.
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
– Правильно, это имя существительное. (Слайд 2)
3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
– Многое мы знаем об имени существительном? (Да, мы изучали его разряды, морфологические особенности).
– Давайте подумаем, какова будет цель нашего урока? Чем мы будем заниматься? (Повторение изученного об имени существительном) (Слайд 3)
– Правильно. Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка. Л. В. Успенский
– Объясните значение слова «хлеб». Поразмышляйте, какую роль играет хлеб в жизни людей. (Ответы учеников) (Слайд 4).
– О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
4. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
– Но мы не просто будем повторять – мы будем играть. Каждый из вас получит маршрутный лист (Слайд 5), который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист
№ | Остановка | Количество баллов |
1 | Опознавательная | |
2 | Теоретическая | |
3 | Морфологическая | |
4 | Синтаксическая | |
5 | Проверочная | |
| ИТОГ | |
5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
1 остановка станция «Опознавательная» (Слайд 6)
– Попробуем свои силы в первом испытании.
Как вы думаете, можно ли написать по-русски какое-то сообщение, состоящее из слов, которых не существует в русском языке? Предлагаю вам окунуться в сказку (Слайд 7): На столе лежала какая-то книга. Алиса взяла её, надеясь, что сумеет прочитать хоть одну строчку, но всё было написано на каком-то непонятном языке.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
– Найдите слова, которые относятся к существительным (Шорьки, наве, зелюки, мюмзики, мове). (Слайд 8)
– Как вы догадались? (Существительные отвечают на вопросы кто? что?)
– Верно. Мы можем сделать вывод, что существительные обозначают – …(предмет).
2 остановка «Теоретическая» (Слайд 9)
– Давайте вспомним какие морфологические признаки имеет имя существительное и заполним таблицу. (Слайд 10)
Имя существительное
Грамматическое значение | Вопрос | Морфологические признаки | Роль в предложении |
Постоянные | Непостоянные |
Предмет | Кто? Что? | Собственное /нарицательное; одуш./неодуш. Род, склонение. | Число, падеж | Подлежащее, дополнение, обстоятельство |
Самопроверка по слайду. (Слайд 11)
3 остановка «Морфологическая» (Слайд 12)
– На этой остановке мы вспомним морфологические признаки имени существительного. Предлагаю вам обратиться к платформе Wordwall.
Первое задание. Групповая сортировка «Одушевлённые/неодушевлённые» (платформа Wordwall). (Слайд 13)
Второе задание. Сопоставить «Собственные и нарицательные имена существительные» (платформа Wordwall). (Слайд 14)
– Молодцы. Вы справились! Немного отдохнем. Я буду называть существительное, если это существительное единственного числа – вы хлопаете в ладоши один раз, если множественное число – два раза.
Звери, птицы, лес, кукушка
Домик, погреб, гусь, плетень,
Сторож, яблоня, избушка,
Тополь, ветки, листья, тень.
– Какую категорию существительного мы повторили? (Число)
– Вернемся к нашим заданиям на платформе Wordwall.
Третье задание. Пропущенное слово «Существительные общего рода» (платформа Wordwall). (Слайд 15)
Четвертое задание. Случайное колеса «Падежи» (платформа Wordwall) (упражнение выполняется на интерактивной доске).
– Отлично! Идем дальше.
6. Обобщение выявленных затруднений. (Слайд 16)
Физкультминутка (игра на определение рода, числа и склонения имен существительных).
7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
– Нам осталось только вспомнить синтаксическую роль существительных в предложении. (Слайд 17)
– Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения.
Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России.
8. Включение в систему знаний, умений и повторения.
– Вспомните всё, что мы сегодня говорили о существительном. Помогите мне составить алгоритм, по которому легко можно воспроизвести всё известное о существительном. (Ответы учеников). (Слайд 18)
9. Осуществление рефлексии учебной деятельности на уроке.
– Молодцы! Мы здорово потрудились. Давайте похлопаем себе в знак хорошей работы на уроке и выставим себе баллы в наших маршрутных листах.
– Оцените наш урок (дети показывают тучку или солнышко).
– На столах у вас лежат эскизы дерева «имя существительное». Воспользуйтесь ими дома. Восстановите надписи, раскрасьте и изобразить своё настроение-пейзаж. (Слайд 19)
– Урок окончен, благодарю вас за отличную работу. (Слайд 20)