СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно-деятельностный подход

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация системно –деятельностного подхода на уроках окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход»

Реализация системно – деятельностного подхода на уроках окружающего мира.

1 слайд

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становиться формирование общеучебных универсальных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего предыдущего обучения. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становиться использование в обучении приёмов и методов. Которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания. Собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Качество организации учебной деятельности на уроках является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведённого урока, а системно – деятельностный подход является методологической основой для современного урока.

2 слайд

Системно – деятельностный подход (СДП) -это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.

3 слайд

Для учащихся этот метод означает: искать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться, думать.

4 слайд

Для учителя. В процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучающихся умения осуществлять деятельность и управлять процессом обучения.

СДП в начальной школе способствует: формированию УУД, позволяющее им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому предмету.

Внедрение данного метода в учебную деятельность школьников позволяет реализовать их природную потребность к исследовательско-познавательной деятельности и заложить основы умения учиться.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечиваетя следующей системой дидактических принципов:

5 слайд

  1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом цель своей деятельности.

  2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.

  3. Принцип целостности предполагает формирование обобщенного системного представления у обучающихся.

  4. Принцип минимакса заключается в возможности освоения содержания образования на максимальном для него уровне.

  5. Принцип психологической комфортности – создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, где ребенок осознает свое место в учебно-воспитательной деятельности.

  6. Принцип вариативности предполагает формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

6 слайд

  1. Уроки открытия новых знаний.

  2. Уроки рефлексии.

  3. Уроки общеметодологической направленности.

  4. Уроки развивающего контроля.



Работая в рамках СДП необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических условий:

7 слайд

1.Особое внимание уделять развитию учебно-познавательных мотивов.

В СДП процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения, и научиться, ими пользоваться.

На уроке во 2 классе по теме «Дикие и домашние животные» детям предлагается самим узнать тему и цели урока, сложив пазлы.



2.Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.

Второе условие продолжает первое: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. Поэтому уроки надо моделировать в деятельностной технологии.

Прежде чем вести детей в собственную исследовательскую деятельность, необходимо познакомить их с методикой исследования. Для этого рекомендуется провести тренировочное занятие и познакомить уч-ся с общей схемой (тема, план исследования, сбор информации, обобщение полученных данных, доклад) и методами исследования.

8 – 9 слайды

После разработки плана исследования и сбора информации детям было предложено вырастить лук в домашних условиях и в классе, и защитить свою работу.

10 слайд

По теме «Звездное небо. Путешествие по Зодиаку.» ребята представляли свой знак зодиака.

11 слайд

Также на уроках проводится работа с атласом-определителем, словарем.

12 слайд

А вот здесь представлена работа в парах по исследованию горной породы – гранит.



13 слайд

Работая в группах, ребята проделывали опыты и выясняли, как работает термометр.





3.Выявление и освоение уч-ся способа действия, позволяющего осознанно применят приобретённые знания.

Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл:

- углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи уч-ся;

- выполняя задание, ученик по-своему самостоятельно выражает полученное на уроке знание и полученный продукт представляет классу. Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Например, на уроках окр.мира, предполагаются следующие задания:

14 слайд

1.Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему: «Берегите воду!»

2.Написать памятку: «Как вести себя у водоема», «Как вести себя в лесу».

3. Мы представили фрагмент выставки «Где мы были…»

Далее необходимо оценить творческий продукт. Оценивание нужно проводить через сравнение с результатами класса: « Вы согласны? Есть дополнение». Или с опорой на готовый образец: « Сравни с учебником».

17 слайд

4.Организация контролирующей и оценочной деятельности.

Индивидуальный результат учебной деятельности, каждый обучающийся видит и оценивает его сам в сравнении с собой вчерашним, что дает возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач.

18 слайд

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Одним из важных видов деятельности при соблюдении этого условия является проектная деятельность, которая позволяет увидеть детям практическое применение добытых ими знаний.



Например, результатом такой деятельности является изготовление детьми кормушек, наблюдение и забота о пернатых.

Построение урока в логике СДП значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока. СДП определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

Реализуя СДП на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.

19 слайд

Китайская мудрость гласит:

«Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому и я научусь.»



20 слайд