СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Системно -деятельностный подход к воспитанию и развития ребенка средствами театра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Системно -деятельностный подход к воспитанию и развития ребенка средствами театра»

  1. Тема: «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала учащихся»

Детское сердце чутко к призыву творить красоту
Важно только, чтобы за призывами следовал труд.
В.А. Сухомлинский


Одной из важных тенденций государственной политики в области образования является особая забота и внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья. Обозначена необходимость создания условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование. Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится вне уроков. Дополнительное образование, являясь одним из институтов социализации личности, развивающая среда которого имеет свою специфику, способно создать благоприятные условия оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Наша школа в этом вопросе не стала исключением.
В основе взаимодействия с ребенком лежит принцип успешности каждого обучающегося, что требует особых педагогических средств и способов. Методической основой организации этой деятельности являются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы и планы по приоритетным направлениям работы учреждения, отвечающие социальному заказу родителей и общества на развитие творческой и активной личности.
Современное дополнительное образование детей в России представляет собой определенную систему, в которую входят следующие компоненты:
• ребенок как субъект образования,
• педагог,
• дополнительные образовательные программы различного уровня и
направленности,
• общественные детские объединения, кружки, занимающиеся реализацией дополнительных образовательных программ,
• семья,
• органы управления дополнительным образованием.
Особенность воспитания в дополнительном образовании проявляется:
• в содержании - реализация дополнительных образовательных программ по
различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их
родителей;
• в формах организации - добровольные детские объединения в форме
кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции;
• в применяемых методах - в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;
• в сроках осуществления - ребенок совместно с родителями (законными представителями) определяет продолжительность занятий в данном кружке;
• в уровне взаимоотношений детей и педагогов - взаимоотношения
сотрудничества, сотворчества;
• в направленности реализации - интегрируя все виды предметно-практической деятельности, выбираемые детьми, воспитание направлено на
формирование социально активной личности.
Исходя из перечисленных особенностей, определяются основные функции ДО:
1)образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Задача специальных (коррекционных) школ – создать условия для обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному участию в жизни.
В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:
художественное;
научно-техническое;
спортивно-техническое;
эколого-биологическое;
физкультурно-оздоровительное;
туристско-краеведческое;
военно-патриотическое;
социально-гуманитарное;
культурологическое;
экономико-правовое.
Этот список является открытым и редактируется в соответствии с психофизическими особенностями учащихся и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от педагогов и администрации школы.
Оказалось, что именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно по самой своей сути является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающего оставаться предметно ориентированным. Только органичное сочетание в школьных стенах этих двух видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения. Понимание этого — основа преодоления школьными педагогами психологического барьера на пути восприятия дополнительного образования наравне с основным.