«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
(В. А. Сухомлинский)
Согласно требованиям к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, которые устанавливает Государственный образовательный стандарт, в результате изучения всех без исключения предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Если раньше выпускнику достаточно было овладеть некоторой суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то современная концепция обучения предполагает ориентацию Государственных образовательных стандартов на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей, надо быть мобильным, коммуникабельным, самостоятельным, уметь быстро решать проблемы, делать выбор и отвечать за него, с готовностью осваивать новые знания.
Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним, не имея устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.
Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному.
Реализации данной задачи в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.
Методическая проблема:
Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования позитивной мотивации младших школьников в рамках внедрения новых Государственных образовательных стандартов
Итак, актуальность выбранной темы обусловлена:
- Внедрением нового Государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход
- Необходимостью развития способности к организации своей деятельности при наибольшей мотивации и максимальном сохранении здоровья каждого ребёнка
- Создания благоприятных условий для организации учебной деятельности
Цель:
Изучение и внедрение системы работы на основе системно- деятельностного подхода, создающего условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, прочной системы знаний и устойчивой мотивацию к обучению.
Каковы же преимущества деятельностного подхода?
У обучающихся в большей степени:
- развиваются навыки самостоятельной работы;
- формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
- возникает положительная мотивация к учебной деятельности;
- интерес к предмету побуждает искать дополнительные источники информации.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения (т. е. того, кто учится, а не того, кого учат).
Такой подход к обучению предполагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Рассмотрим дидактические требования, которым я следую при построении урока в рамках системно-деятельностного подхода.
- Тему урока, цели и задачи формулируют сами учащиеся, самостоятельно определяя границы знания и незнания.
- Учитель не сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели, планирование способов достижения цели осуществляется самостоятельно самими учащимися.
- Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), осуществляется само- и взаимоконтроль.
- По итогам выполненной работы ребята в индивидуальном порядке формулируют затруднения и самостоятельно осуществляют коррекционную работу под руководством учителя. Тут приветствуется самооценивание результатов работы или взаимооценивание работы товарищей.
- При подведении итога урока учитель не выясняет, что запомнили учащиеся, а проводит рефлексию. Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание, а учащиеся самостоятельно выбирают уровень с учетом индивидуальных возможностей.
Строю свою деятельность, основываясь на принципы системно-деятельностного подхода:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик на моих уроках получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Для этого я ставлю для себя ряд вопросов:
- какие методы и средства обучения выбрать;
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
- как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
2) Принцип непрерывности – имеет огромное значение, это преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Используя принцип целостности – стараюсь формировать у учащихся представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – даю обучающимся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний),
5) Принцип психологической комфортности – на уроках я стараюсь снять стрессообразующие факторы учебного процесса, создаю в школе и на уроках доброжелательную атмосферу, которая ориентирована на сотрудничество, развитие диалоговых форм общения, использую рефлексию, хвалю за успехи, настраиваю обучающихся на то, что у них все получится, смогут преодолеть трудности и справятся с заданием.
6) Принцип вариативности – формирую у учащихся способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора,
7) Принцип творчества – ориентирую на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности, часто даю задания сочини загадку, сказку, стихотворение, продолжи, придумай красивое предложение, продолжи рассказ, сказку, придумай другой конец истории, переделай сказку, сочини свою историю, составь памятку и т.д.
Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Позиция учителя на таких уроках: «Иду к классу не с ответом, а с вопросом».
Это означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения
осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новые знания.
Представленные технологии позволяют мне реализовать деятельностный подход на уроке:
- Личностно-ориенти- рованные технологии
- Технология игрового обучения
- Технология дифференцированного обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- ИКТ технологии
- Технология проектного обучения
- Технология сотрудничества
- Технология проблемного обучения
Деятельностный подход на своих уроках осуществляю через:
- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- использование активных и интерактивных методик;
- участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
-вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного,отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
- работают с источниками информации;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению, работая в группах и парах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
В рамках реализации системно-деятельностного подхода изменились и требования к современному уроку.
Реализуя системно-деятельностного подход на уроке, опираюсь на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод.
Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
Поэтому большое значение уделяю разработке урока.
Технология системно-деятельностного подхода на уроке включает определенные структурные элементы.
Так, урок введения новых знаний включает в себя следующие этапы:
1. Мотивация к учебной деятельности: на данном этапе создаю условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Возможные приемы мотивации к учебной деятельности: видеосюжет, ролевой сюжет, музыкальный фрагмент, проблемная ситуация, вопрос-размышление, проблемный вопрос, интересный научный факт.
2. Актуализация знаний: на данном этапе организую подготовку учащихся к самостоятельному выполнению проблемного учебного действия, его осуществление и фиксацию индивидуального затруднения; делается вывод об изученных способах действий, достаточных или недостаточных для построения нового знания. Возможные приемы актуализации знаний: интеллектуальная разминка, эксперимент, диалог, проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, игра.
3. Выявление места и причины затруднения: на данном этапе организуется выход учащегося на пробное действие; ученик пошагово, вербально проговаривает, где именно и почему возникло затруднение, каких знаний недостает, чтобы решить поставленную задачу.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения: учащиеся определяют цель урока как устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, определяют план учебных действий.
5. Реализация построенного проекта: проблемное объяснение материала или проблемное открытие нового материала. Возможные формы реализации: работа с литературой, групповая работа, сравнение, сопоставление, составление схем, эксперименты, опыты, работа с сигнальными карточками, мини-проекты, мини- исследования.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи: на данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задачи на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь): учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, происходит исполнительская рефлексия; важно создать для каждого ученика ситуацию успеха (дифференцировать задания), мотивировать к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Возможные формы реализации: «Найди ошибку", рассказ по опорному конспекту, классификация, словарная работа, логические цепочки, схемы, кроссворды, игры-викторины.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение: учителем подбираются задания, выполняя которые, с одной стороны, ученики доводят до автоматизма новые способы действия, с другой стороны, подготавливаются к введению новых норм и способов. Возможные формы: тесты, взаимопроверка, составление таблиц, решение или составление кроссворда, задание на соответствие, метод 6 шляп, группировка материала, прием «Куб» (на каждой стороне куба написано задание).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке, итог урока: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Возможные формы: закончи предложение, личное отношение к теме, цветотехника, свободный микрофон, оценка успешности.
Приемы работы в рамках системно-деятельностного подхода по формированию познавательной активности и как следствие учебной мотивации:
1) необычная форма преподнесения материала;
2) прием «метод проб и ошибок»;
3) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы;
4) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзывы самих детей.
5) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку работ учащихся.
Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:
1. «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
2. Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
3. Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
4. Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
5. «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
6. Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).
Использование в работе технологии системно-деятельностного подхода позволили мне добиться следующих результатов:
1. Повышение качества знаний.
2. Развитие интеллекта и творческих способностей.
3. Повышение уровня познавательной активности у абсолютного большинства детей.
4. У учащихся увеличивается доля мотива, связанного с содержанием учебной деятельности