Сюжетно-тематическая игра «Поход» для учащихся 1-3 классов
Игра используется при организации «часа здоровья», спортивного часа в группах продлённого дня.
После построения учитель объявляет: «Сегодня мы с вами отправимся в поход по родному краю». По команде «Направо!» дети начинают движение по залу. Учитель читает текст:
Отправляемся в поход.
Сколько нас открытий ждёт!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Выполняются различные виды ходьбы: на носках, на пятках, руки на пояс, в стороны, вверх. Затем учитель обращает внимание детей на красивых бабочек:
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
Дети бегут на носках в различных направлениях, с поворотами на 360 градусов, взмахами рук имитируя движения крыльев бабочек. Далее –
встреча с косарями:
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда, сюда,
Делай раз и делай два.
Во время ходьбы выполняются движения прямыми руками влево и вправо с поворотом туловища к впереди стоящей ноге. Движения сопровождаются звуком «вжик».
Сколько выросло грибов
У осинок и дубов.
Мы грибочки собираем,
Но колени не сгибаем.
После этих слов дети имитируют сбор грибов, выполняя наклоны вперёд с касанием пола ладонями. Следующая встреча – с лягушками:
Видим, скачут по опушке
Две зелёные лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
Ребята имитируют прыжки лягушки с выносом прямых рук вперёд-вверх. Впереди показалась речка:
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Дети выполняют несколько наклонов вперёд, «зачерпнув ладошками воду»,умываются.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это «брасс».
Выполняют движения рук, имитирующие плавание способом «брасс».
Одной, другой – это кроль.
Слегка наклониться вперёд, попеременные «гребки» руками, чередуя вдох с выдохом.
Качаясь на волне, плывём на спине.
Выполняются движения, имитирующие плавание на спине. Далее плавание продолжается другим способом:
Все как один плывём, как дельфин.
Выполняются одновременные круговые вращения руками вперёд. Далее ученики «выходят из воды»:
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Построение в колонну по одному и заключительная ходьба. При подведении итогов игры следует спросить ребят о том, что они видели, с кем встречались в пути.
Прогулка в лес
Дети идут в обход по залу в колонне по одному. Ходьба сопровождается рифмованным рассказом, который читает учитель:
Мы сейчас в поход выходим,
По тропинке в лес заходим,
Руки за спину кладём
И по брёвнышку идём.
Равновесие на низком бревне (через холодный ручей). Дети поочерёдно идут по бревну, меняя положение рук – руки в стороны, на пояс.
Задание усложняется: по сигналу учителя дети идут по перевёрнутой гимнастической скамейке, приседают на каждый шаг на одной ноге, другую ногу опускают вниз.
Мы в затылок подровнялись,
На носочки приподнялись,
На мосток другой взошли –
Вот и речку перешли…
Дети продолжают идти по залу, поочерёдно выполняя прыжки с кочки на кочку.
Классом по лугу шагаем,
Вдруг болото мы встречаем.
Перейдём преграду вмиг.
И по кочкам – прыг-прыг-прыг.
Следующее задание: подняться по гимнастической стенке (смелые верхолазы).
Дружно на берег крутой
Поднимаемся гурьбой.
Снова вышли на дорожку,
Постояли тут немножко.
Повернулись все кругом
И пустились все бегом.
Ребята переходят на ходьбу и перестраиваются для следующего упражнения - метание мяча в цель (лучшие снайперы).
Заканчивает урок подвижная игра. После игры текст:
Порезвились, поиграли,
Снова мы в колонну встали,
И знакомою тропой
Класс отправился домой.
Наша зарядка
Применяется во всех начальных классах. Задачи: 1. Закрепить изученный ранее комплекс утренней гимнастики. 2. Повторить речитативы. 3. Совершенствовать умения и навыки игры с мячом.
Оборудование и инвентарь: малые мячи по количеству учащихся.
Построение в одну шеренгу.
Учитель: «Чтобы выполнить зарядку – встанем в круг все по порядку. (Дети образуют круг.) Раз-два – все вдыхаем, три-четыре – выдыхаем».
Дети: «Мы привыкли все к порядку, дружно делаем зарядку, потому что каждый знает: нам зарядка помогает!».
Комплекс утренней гимнастики:
«Упражненье начиная, все на месте зашагаем. Руки вверх поднимем выше, их опустим, глубже дышим. Взгляд, ребята, тоже выше, может, Карлсон есть на крыше».
«Упражнение второе: руки ставь за головою. Словно бабочки летаем, крылья сводим – расправляем. Раз-два-раз-раз, дружно делает весь класс».
«Упражненье номер три: вверх немножечко смотри. Руки вверх поочерёдно, и легко нам и удобно. Раз-два-три-четыре, плечи разверни пошире».
«Руки к бёдрам, ноги врозь – так давно уж повелось! Физкультура каждый день прогоняет сон и лень. Три наклона делай вниз, на «четыре» - поднимись!»
«Гибкость всем нужна на свете, наклоняться любят дети. Раз – направо, два – налево, пусть окрепнет наше тело!»
«Очень все мы любим упражненье: руки к плечам, круговые движенья. Раз – вперёд, два – назад, физкультуре каждый рад».
«В заключенье, в добрый час, мы попрыгаем сейчас. Раз-два-три-четыре, нет детей сильнее в мире!»
В конце зарядки ходьба на месте с выполнением дыхательных упражнений.
Дети идут по залу, каждый берёт малый мяч.
Учитель: «Хочешь успевать на «5», приходи к нам поиграть. Другу мяч точней бросай, сам лови, да не теряй!».
Дети в парах играют с мячом. Учитель: «Раз-два-три, мяч поймай и покажи!». Ребята поочерёдно останавливаются и показывают учителю свои мячи. Затем строятся в колонну по одному и идя в обход по залу произносят речитатив: «Мы идём, идём, идём и мячи свои несём». Проходя по залу кладут мячи на место.
«Поразмялись, поиграли, а теперь пора нам в класс, чтобы все нас уважали и всегда любили нас».
Задание на дом: выполнять закреплённый на уроке комплекс упражнений утренней гимнастики, повторить выученные речитативы.