СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по литературному чтению. Очень хорошая разработка.сравнила сказку Пушкина А.С. и сказку братьев Гримм " Белоснежка"

Просмотр содержимого документа
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

ТЕМА: «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

ЦЕЛИ: рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой; формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; раскрыть идейно – художественное своеобразие пушкинской сказки; совершенствовать умение анализировать средства создания образа – персонажа в художественном произведении.

Развивать интерес к чтению; монологическую речь, память, логическое мышление, воображение.

Воспитывать личность со свободным и независимым мышлением; прививать любовь к поэзии.

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник «Литературное чтение -4» Климанова Л.Ф.; сказка братьев Гримм «Белоснежка»; таблицы для сравнительного анализа.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в волшебную страну сказок. Вы узнаете много нового и интересного.


2. Актуализация знаний учащихся. Постановка задач.

- Когда мы читаем народную волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Вспомните, какими признаками отличается волшебная сказка?

-В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство.

- В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, в животных.

- В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья.

- Иногда им помогают волшебные предметы или волшебная сила.

- Эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Вы должны будете определить, чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них.


3. Знакомство с новым материалом

Для ответа на этот вопрос обратимся к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки А.С.Пушкина.

Напомню вам, что немецкие учёные – филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Краткое сообщение детей:

1.Сказки братьев Гримм были опубликованы в начале 19 века, то есть раньше, чем сказка Пушкина. Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецкой сказкой. Также нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам. Песням, приданиям, к истории Родной страны. Александр Сергеевич собирал исторические материалы и изучал архивы о великих деятелях русской истории – Петре Первом, Емельяне Пугачёве, Борисе Годунове.

2.В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»

- Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, пропитанных русским духом. Вспомните их.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о мёртвой царевне…»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о царе Салтане…»

«Сказка о золотом петушке».

4. Сопоставительный анализ

Сравним сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм.

По ходу работы дети заполняют таблицу, отпечатанную для каждого. Учителя аналогичная таблица на доске

-Что общего у этих сказок?

(Герои, события)

- Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатами из текста.

(Мать, мачеха, жених, семь друзей)

- Есть ли похожие события?

(Падчерица изгоняется из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет её убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц)

- Чем различаются сказки? В таблице уже заполнена первая колонка. В ней пять пунктов для сравнения произведений. Прочитайте их.

Сказка братьев Гримм

Сказка А.С.Пушкина

Семь гномов


Мачеха трижды пытается убить падчерицу


Принц случайно находит Белоснежку


Жестокий финал: мачеху убивают


Сказка написана в прозе



- Попробуйте самостоятельно дополнить таблицу.

(В итоге совместной работы и обсуждений таблица приобретает следующий вид\


Сказка братьев Гримм

Сказка А.С.Пушкина

Семь гномов

Семь богатырей

Мачеха трижды пытается убить падчерицу

Царица приходит один раз с яблочком

Принц случайно находит Белоснежку

Жених – королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к Солнцу, Месяцу, Ветру

Жестокий финал: мачеху убивают

Мачеха умирает от тоски и зависти

Сказка написана в прозе

Сказка написана в стихах, красивым литературным языком


- как вы считаете, сказка Пушкина – пересказ немецкой сказки или авторская, литературная сказка?

Поэт создаёт свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком, Сказка Пушкина более поэтична, красочна

- Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

(Братья Гримм написали сказку о своём народе для немецких читателей, а Пушкин – о русских людях для русских)

- Как это показано в тексте?

(Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения)

Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные мысли, представления о жизни. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционной народной идеи: наказание, и порой очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина – О самой главной ценности поэта: о верности и любви. Поиск своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское «добавление» к народному сюжету. Тема любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери царевны («восхищенья не снесла»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующая в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради спасения своей хозяйки.


5. Анализ образа главной героини

- В каких русских народных сказках встречаются мачеха и падчерица?

(«Морозко», «Крошечка – Хаврошечка)»

-Какой в них изображается падчерица?

(Скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой)

- Какой мы видим молодую царевну в сказке Пушкина?

(Красивой, ласковой, нежной, соблюдающей правила народного этикета «честь хозяям отдала», трудолюбивой «всё порядком убрала», религиозной «засветила Богу свечку», «от зелёного вина отказалася она», верной своему жениху «Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей»

- То есть Пушкин продолжает фольклорные традиции, дополняет и углубляет их. В пушкинской сказке мы чувствуем открытое отношение к героине, чего нет в народной сказке. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею («красавица - душа», «милая девица», «моя душа» и т.д.) В целом поэт создаёт неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания её внешности, речи, подробного изображения поведения, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.


6. Домашнее задание

- На следующем уроке мы будем сочинять рассказ о царевне. Приготовьтесь рассказать о ней, используя цитаты из текста. Нарисуйте иллюстрацию к любимому фрагменту для выставки «Час творчества».


7. Итог урока

- Сегодня мы с вами определяли, чем сказка Пушкина похожа на народные волшебные сказки и чем отличается от них. Каким образом мы это делали?

(Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм)

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

Что бы хотели изменить в уроке?

Всем спасибо!















Сказка братьев Гримм

Сказка А.С.Пушкина

Семь гномов





Мачеха трижды пытается убить падчерицу





Принц случайно находит Белоснежку




Жестокий финал: мачеху убивают




Сказка написана в прозе




Таблица