Сказки А.С.Пушкина, как средство реализации творческих способностей и познания мира
Дорогие друзья, наши уважаемые педагоги, мамы и папы! Каждый из нас был маленьким и очень любил СКАЗКИ. Я исхожу из того, что именно в вашей семье сохранилась традиция ЧИТАТЬ СКАЗКИ. Да, как ни странно, каждый раз, когда мы читаем сказки своим детям, мы возвращаемся в свое детство, мы окунаемся в удивительный мир чудес, где добро обязательно побеждает зло, где возможно невозможное, где возможно всё! Здорово, правда! А как вы думаете, что ощущает ваш ребенок, когда вы читаете ему его любимую сказку, когда он рассматривает иллюстрации знакомой и потрепанной книжки? Взгляните на него, его лицо озаряет улыбка, в его глазах «оживают» герои любимой истории, его фантазии нет границ…
Я предлагаю вам сегодня вспомнить самые любимые сказки нашего детства- сказки Александра Сергеевича Пушкина. Я понимаю, что много написано и сказано о значении СКАЗОК именно этого автора. Конечно, вы их читали, рассказывали, и не раз. Но я предлагаю посмотреть на это с другой стороны. А кто из вас пробовал нарисовать иллюстрации к одной из сказок или любимого героя, а сшить костюм или инсценировать отрывок самой заветной истории… А может быть после сказки вы решили узнать больше про золотую рыбку, белочку с орешками, царственного лебедя и т.д., обратив свое внимание и внимание ребенка на фильм про животных или рассказав про привычки и особенности жизни птиц?
Давайте попробуем окунуться в мир сказок А.С.Пушкина, но немного по-новому. Например «Сказка о рыбаке и рыбке», кроме того, что она нас учит добру и злу, правильно разбираться в таких понятиях как жадность, злость, добро и простодушие… В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ.
Можно просто поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Возможно взять любую сказку А.С.Пушкина и- кто больше найдет советов? (градируйте в зависимости от возраста ребенка).
Возможен вариант- Берите какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?
Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира.
Именно здесь будет актуальным почитать научную статью о животных, упомянутых в сказках и познакомиться с особенностями их жизни.
Возможен вариант- Посмотрите фильм о выбранном животном и побеседуйте о нем.
А самое интригующее и наиболее интересное для детей- будет рассказать о своем питомце, похожем на сказочного героя- здесь возможны вариации:
- совместный проект воспитанника и родителей о домашнем животном (как в сказке –кот, например),
Сказка развивает воображение и фантазию. Здесь открывается простор для реализации ваших планов, задумок и т.д.
Или вместе с родителями и детьми создать свои иллюстрации к полюбившейся сказке
А самым удивительным и захватывающим процессом будет создание атрибутов и костюмов для показа выбранной сказки. (по итогам обсуждения детей и родителей, либо реализации педагогического проекта)
Наиболее актуальным будет создание фильмов, клипов или презентации о домашних животных
Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету (уже существующей сказки или вообще новой) преодолевает трудности. Ваш ребенок, воспитанник, сам почувствует помощь и найдет выход из сложившейся ситуации.
Придумывайте сказки только с хорошим финалом, которые близки и понятны именно вашему ребенку или воспитаннику.
Я вас призываю не останавливаться на традиционных методах подачи и обыгрывания сказок, а придумывать свои, с помощью детей и родителей, что повысит не только сплоченность вашего коллектива, но и позволит раскрыть способности каждого из ваших детей и воспитанников.
Автор: воспитатель МБДОУ ПГО
«Детский сад № 51»
О.В. Сидорова