Сказкотерапия с помощью метафоричесих ассоциативных карт (МАК)
Сказка исторически, традиционна и несла в себе функцию передачи опыта, и успокаивала, и убаюкивала, и подсказывала новые формы поведения.
Сказка не утомляет, а развлекает, не раздражает, а увлекает. Стало быть, укрепляет отношения, а еще — обогащает опыт, развивает фантазию, позволяет использовать ресурсы, о которых человек и не знал.
Структура терапевтической сказки
1. Создание героя сказки и его обыденный мир, в котором он живет.
2. Путешествие героя, встреча с наставником, который «вооружает» героя знаниями и ресурсами.
3. Испытание героя, союзники, враги.
4. Награда для героя. Возвращение домой с новым багажом знаний и умений.
Терапевтическая сказка: приемы воздействия на адресата
1. Демонстрация новых форм поведения;
2. Демонстрация возможных последствий.
3. Исследование, встреча лицом к лицу.
4. Доведение до абсурда.
5. Формирование ресурса самоподдержки.
Приемы для усиления терапевтической сказки
- Задействуем все каналы информации;
- Добавляем скрытые внушения;
- Используем повторы;
МАК
В настоящее время очень популярно становится использование МАК в сказкотерапии.
Метафорические ассоциативные карты («проективные карты», «терапевтические карты») — это набор разных по цвету и содержанию картин карточного формата. Они используются в психотерапии, при ведении групп, при управлении коллективом, в процессе реабилитации, обучения или игры.
Игры и упражнения с набором карт «Самый счастливый день»
Веселые, грустные, злые
Для кого: для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: формирования навыка распознавать и различать эмоции.
Инструкция: Рассмотри картинки. О какой из них ты мог бы сказать: «Это веселая картинка»? Почему она кажется тебе веселой? Какая картинка — грустная? Печальная? Злая? Почему?
Подарок дорогому другу
Для кого: для взрослых и детей.
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Инструкция: Сейчас у тебя есть уникальная возможность — ты можешь подарить подарок своему другу\товарищу. Причем это должен быть такой подарок, который доставит удовольствие, окажется важным и полезным. Выбери карту-подарок и подари ее. Объясни смысл подарка: «Я дарю тебе этот подарок, чтобы ты...»
Создание сказки с помощью МАК
Цель: диагностировать проблемные зоны ребенка, помочь приобрести ему необходимый ресурс для преодоления проблемы или проблемной ситуации.
Инструкция: Давай мы с тобой сочиним сказку. Выбери карту с персонажем, который будет главным героем. Расскажи, какой он? Что он умеет? Что он любит? Что его беспокоит?
А теперь выбери домик, в котором живет наш герой. Какой у него дом? С кем он живет?
Однажды нашему герою предстояло отправиться в путешествие (придумываем причину, или ребенок сам называет причину). По пути наш герой повстречал много трудностей (указываем проблемные зоны ребенка). Как он их преодолевал? Может, ему кто-нибудь помогал?
И в конце преодолев трудности, наш герой вернулся домой. Теперь он был (описываем, что герой приобрел в путешествии). И жил долго и счастливо.
Упражнения с МАК можно использовать в самой сказке, а можно чередовать, для разностороннего развития и раскрытия ребенка.
Карты МАК в сказкотерапии помогают восполнить ресурсы, развить воображение, коммуникативные навыки, преодолеть страхи и неуверенность