Просмотр содержимого документа
«Сказочные марши. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинки»
МАРШ ЧЕРНОМОРА ИЗ ОПЕРЫ М.И.ГЛИНКИ
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».
Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина;
волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими
былинами.
Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана .
Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Отважный Руслан отправляется на её поиски.
Вот как рисует сам А.С.Пушкин облик Черномора.
Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идёт Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно Седую бороду несёт; И входит с важностью за нею, Подняв величественно шею, Горбатый карлик из дверей…
В опере про карлика рассказывает музыка - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора.
СКАЗОЧНЫЙ МАРШ. ИНСТРУМЕНТЫ ОРКЕСТРА
В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый лад, не похожий ни на мажор, ни на минор.
Такие лады часто используются в сказочной музыке.
Тему исполняют медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны и туба) в унисон, очень громко (ff) Получается таинственный и зловещий образ. Затем вдвое ускоряется темп и марш становится суетливым, «карликовым».
Средний раздел марша изображает волшебное царство Черномора. Мелодия словно мерцает волшебными разноцветными огоньками: её играют флейта и колокольчики — довольно редкий ударный инструмент, обладающий нежным, «хрустальным» тембром. Потом появляется ещё одна краска, тоже не совсем обычная, — смычковые инструменты, на которых играют не смычком, а щипком. Этот способ называется pizzicato (пиццикáто).
Третий раздел марша
- В третьем разделе — репризе — возвращается первая тема, и мы опять вспоминаем о зловещей силе Черномора. В репризе у основной темы появляются новые детали. К медным инструментам добавлено тремоло литавр Тема становится ещё более устрашающей.
- Тремоло — быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда; дробь.
- Далее перед «суетливыми» аккордами, взвизгивает тоненьким голоском флейта-пикколо. Это ещё больше усиливает комизм, нелепость облика злого карлика.
Послушайте «Марш Черномора».
С юмором, характерным для русского сказочного фольклора,
композитор рисует образ Черномора.