СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказочные марши. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная презентация используется на уроках музыки в 4 классе специальных коррекционных школ с целью расширения  музыкально-слуховых представлений, развития образного мышления обучающихся посредством привлечения образов литературы и изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Сказочные марши. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила" М.И.Глинки»

МАРШ ЧЕРНОМОРА ИЗ ОПЕРЫ М.И.ГЛИНКИ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

МАРШ ЧЕРНОМОРА ИЗ ОПЕРЫ М.И.ГЛИНКИ

«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

 Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина;  волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими  былинами.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; 

волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими 

былинами.

  Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана .

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана .

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Вот как рисует сам А.С.Пушкин облик Черномора. Безмолвно, гордо выступая,  Нагими саблями сверкая,  Арапов длинный ряд идёт  Попарно, чинно, сколь возможно,  И на подушках осторожно  Седую бороду несёт;  И входит с важностью за нею,  Подняв величественно шею,  Горбатый карлик из дверей…

Вот как рисует сам А.С.Пушкин облик Черномора.

Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идёт Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно Седую бороду несёт; И входит с важностью за нею, Подняв величественно шею, Горбатый карлик из дверей…

В опере про карлика рассказывает музыка­ - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора.  

В опере про карлика рассказывает музыка­ - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора.  

СКАЗОЧНЫЙ МАРШ. ИНСТРУМЕНТЫ ОРКЕСТРА В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый  лад, не похожий ни на мажор, ни на минор. Такие лады часто используются в сказочной музыке.  Тему исполняют медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны и туба) в унисон, очень громко (ff) Получается таинственный и зловещий образ. Затем вдвое ускоряется темп и марш становится суетливым, «карликовым».

СКАЗОЧНЫЙ МАРШ. ИНСТРУМЕНТЫ ОРКЕСТРА

В основной теме этого марша Глинка применяет необычный, причудливый  лад, не похожий ни на мажор, ни на минор.

Такие лады часто используются в сказочной музыке. 

Тему исполняют медные духовые инструменты (трубы, валторны, тромбоны и туба) в унисон, очень громко (ff) Получается таинственный и зловещий образ. Затем вдвое ускоряется темп и марш становится суетливым, «карликовым».

Средний раздел марша изображает волшебное царство Черномора. Мелодия словно мерцает волшебными разноцветными огоньками: её играют флейта и колокольчики — довольно редкий ударный инструмент, обладающий нежным, «хрустальным» тембром. Потом появляется ещё одна краска, тоже не совсем обычная, — смычковые инструменты, на которых играют не смычком, а щипком. Этот способ называется pizzicato (пиццикáто).

Средний раздел марша изображает волшебное царство Черномора. Мелодия словно мерцает волшебными разноцветными огоньками: её играют флейта и колокольчики — довольно редкий ударный инструмент, обладающий нежным, «хрустальным» тембром. Потом появляется ещё одна краска, тоже не совсем обычная, — смычковые инструменты, на которых играют не смычком, а щипком. Этот способ называется pizzicato (пиццикáто).

Третий раздел марша В третьем разделе —  репризе — возвращается первая тема, и мы опять вспоминаем о зловещей силе Черномора. В репризе у основной темы появляются новые детали. К медным инструментам добавлено  тремоло литавр Тема становится ещё более устрашающей. Тремоло  — быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда; дробь. Далее перед «суетливыми» аккордами, взвизгивает тоненьким голоском флейта-пикколо. Это ещё больше усиливает комизм, нелепость облика злого карлика.

Третий раздел марша

  • В третьем разделе —  репризе — возвращается первая тема, и мы опять вспоминаем о зловещей силе Черномора. В репризе у основной темы появляются новые детали. К медным инструментам добавлено  тремоло литавр Тема становится ещё более устрашающей.
  • Тремоло  — быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда; дробь.
  • Далее перед «суетливыми» аккордами, взвизгивает тоненьким голоском флейта-пикколо. Это ещё больше усиливает комизм, нелепость облика злого карлика.
Послушайте «Марш Черномора».   С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора.

Послушайте «Марш Черномора».

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора,

композитор рисует образ Черномора.