Актуализация жизненного опыта. Целеполагание (К, Г) Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию учебника и прочитать пословицы, определяя тему и основную мысль пословиц. Родина – всем матерям мать. Нет в мире краше Родины нашей. Жить – Родине служить. Береги Родину, как зеницу ока. Родителей почитай, о Родине не забывай. (И) Минутка чистописания: работа с пословицей – Любовь к Родине у семейного очага рождается . Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов. 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу. (Д) Видео Казахстан – наша любимая Родина! (К) Исследовательская деятельность. Наблюдение за изменением окончания слова «Родина». Дети записывают вместе с вопросами и словами помощниками, выделяют окончание. Учащимся устно предлагается сравнить изменение окончаний слова «мама», объяснить, почему Родина дорога человеку, как и мама. Сообщение темы и целей урока (К) Чтение и анализ правила из учебника Изменение имён существительных по вопросам называется изменение по падежам или склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. При изменении по падежам (при склонении) изменяются окончания имён существительных. Учебник Работа над лексической и грамматической темами урока (К) Чтение текста «Искусство народных мастеров» Высказывание предположения об основной мысли по названию текста и фотографиям перед прочтением. Устно определить падеж выделенных слов, используя таблицу в предыдущем упражнении. Мотивированные дети могут рассказать на основе собственных наблюдений о мастерстве народных умельцев, традиционных ценностях, передаваемых мастерами разных народов. (Д) Показ презентации о декоративно-прикладном искусстве Казахстана. (Г) Учитель предлагает по выбору учащихся просклонять по падежам любые из слов: юноша, мастер, конь, украшение, седло, юрта. Обращает внимание детей на род имён существительных и одни и те же вопросы падежей, независимо от рода существительных. Чтение правила детьми: Имена существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе отвечают на одни и те же падежные вопросы. Работа над грамматической темой урока (П) Используя подсказки в тексте и памятку, дети записывают сначала пословицу, в которой слово «дело» стоит в И.п., затем остальные пословицы и поговорки, подписывая падеж над существительным. Определяют роль существительного в предложениях (главный член или второстепенный), делают вывод и сравнивают с правилом. В именительном падеже имя существительное является главным членом предложения и отвечает на вопрос кто? или что? Форма именительного падежа единственного числа – это начальная форма существительного: кто? мастер; что? искусство. У именительного падежа никогда не бывает предлогов. Во всех остальных косвенных падежах существительные могут употребляться с предлогами. (И) Списывание текста с пропущенными буквами Подчеркивание существительных в именительном падеже. (П) Составление нераспространённых предложений Подчёркивание имён существительных в именительном падеже. Распространение одного из предложений второстепенными членами. Определение падежа существительных. В рубрике «Это интересно» дети знакомятся с информацией о падежах в разных языках. | Дети рассматривают илюстрации Запись числа и минутки чистописания Работа с пословицей урока. Просмотр видеоролика Разбор темы и целей урока Работа с учебником (К, И) Учащиеся рассматривают таблицу, обращают внимание на название каждого падежа, его краткое условное обозначение, падежные вопросы и слова –помощники. Устно приводят свои примеры, изменяя слово по вопросам. Обращается внимание на то, что к одушевлённым существительным ставятся вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?, а неодушевлённые существительные изменяются по вопросам: что? чего? чему? чем? о чём? Работа над грамматической темой урока |