СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Склонение имён существительных. Л.Н. Толстой. О нём. «Какая бывает роса на траве?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок для 7 класса с туркменским языком обучения

Тема урока: Склонение имён существительных. Л.Н. Толстой. О нём. «Какая бывает роса на траве?»

Цели   урока: формировать языковые знания и умения; развить устную и письменную речь, культуру речи;

нравственное воспитание.

Просмотр содержимого документа
«Склонение имён существительных. Л.Н. Толстой. О нём. «Какая бывает роса на траве?»»

7- класс

Тема урока. Склонение имён существительных. Л.Н. Толстой. О нём. «Какая бывает роса на траве?»

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи урока: формировать языковые знания и умения; развить устную и письменную речь, культуру речи; нравственное воспитание.

Оборудование: портрет, таблица; книги Президента Туркменистана.

Ход урока

I.Орг. момент

- приветствие; проверка готовности учащихся к уроку; заполнение журнала и отметка отсутствующих;

- новости страны: «Туркменистан – Родина процветания» …

- цитата из книги Президента Туркменистана …

II.Повторение пройденной темы.

1).проверка письменных работ и замена тетрадей.

2).повторение правил: какие существительные употребляются только во множественном числе?

3).вопросы-ответы по тексту «Честное слово дедушки», с. 43.

1.Где нашёл Нургельды своё ружьё? 2.Почему Нургельды не было жалко ружья? 3.Какое обещание было дано человеком птицам и зверюшкам? 4.Какую основную мысль хочет передать читателю писатель К. Тангрыкулиев?

4).по заданию 7, с. 41 –Укажите число выделенных существительных.

Пустыни, холмы, песка, солнце, корни, влагу, листья, колючки, верблюды, джейран, водопоя ящериц и змей, варан, кабаны, кот, птицы.

III.Обобщение опроса.

- правила, с. 42. Некоторые существительные в русском языке употребляются только во множественном числе. Например: 1) обозначающие парные предметы: очки, ножницы, брюки, весы и другие; 2) обозначающие явления природы, вещества, названия отрезков времени (wagtyň bölegi), игр, события и явления: заморозки, духи, сумерки, сутки, дрова, шахматы, прятки и другие. 3) некоторые имена собственные: Каракумы.

IV.Новая тема.

1.по заданию 1, с. 44 - Спишите выделенные существительные. Объясните, почему данные существительные не имеют форму множественного числа. Составьте два предложения с любыми из этих существительных.

Туркменам присущи следующие качества: нравственность, честность, правдивость, терпение, упорство, отзывчивость, человеколюбие.

2.по заданию 3, с. 44 – Рассмотрите таблицу. Сформируйте выводы. Продолжите ряд слов в каждом столбике.






3.комментированное чтение биографии русского писателя Л. Н. Толстого и подготовьтесь к ответам на вопросы.

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 гг.) долго жил в усадьбе (ata-babalaryndan miras galan ÿer) Ясная Поляна. Ясная Поляна была его колыбелью. Здесь проходила жизнь семьи, друзей и близких, здесь он познакомился с народными песнями, сказками, легендами. Лев Николаевич Толстой открыл в Ясной Поляне много школ для детей. Он написал «Книгу для чтения», составил «Азбуку».

Лев Николаевич Толстой является автором таких знаменитых произведений, как «Детство», «Война и мир», «Анна Каренина».

4.вопросы-ответы по тексту.

1.Где жил писатель Л. Н. Толстой? 2.Как вы понимаете выражение: «Ясная Поляна была его колыбелью»? 3.Как проходила жизнь писателя в Ясной Поляне? 4.Какие произведения создал Л. Н. Толстой?

5.комментированное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве?», с. 45. Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

6.словарная работа.

- перелива́ться – öwşün atmak – роса́ – çуg, nem – пуши́стый – ÿumşak, myýmyk – ба́рхат – mahmal - ча́шечка– okarajyk

7.правила, с. 46. При склонении некоторые существительные имеют свои особенности. Так, существительные 1 склонения в дательном и предложном падежах имеют окончание –е (к маме, о маме), но имена существительные женского рода на ­ия (армия, линия) при склонении имеют в дательном и предложном падежах окончаниe . Например: чему? – армии (дательный падеж); о чём? – об армии (предложный падеж).

У существительных 2 склонения в предложном падеже пишется окончание –е (о доме , о море), но существительные мужского рода на –ий (санаторий) и среднего рода на –ие (собрание, здание) имеют в предложном падеже окончание . Например: о чём? – о санатории, о собрании (предложный падеж).

V.Закрепление темы.

1.вопросы-ответы по тексту «Какая бывает роса на траве?»

1.Когда в траве видны алмазы? 2.Какими цветами переливаются алмазы? 3.Что называет алмазами писатель? 4.Что происходит с росинкой, когда срываешь листок? 5.Как писатель описывает вкус росинки? 6.К какому способу изложения литературного произведения (повествование, описание, рассуждение) относится этот рассказ?

2.по заданию 8, с. 46 – ответить, удалось ли писателю воспитать у читателей чувство любви к окружающей природе?

3.по заданию 9, с. 46 – Спишите. Просклоняйте выделенные существительные. Выделите окончания и объясните, почему у некоторых существительных в одном и том же падеже разные окончания.

1.Наша могучая армия охраняет независимость и нейтралитет туркменской земли. 2.Махтумкули – гений туркменской нации. 3.Независимый нейтральный Туркменистан – наша священная Родина, наш дом родной! 4Ашхабаде и велаятах нашей страны строятся современные и красивые здания.

4.по заданию 10, с. 46 – выпишите из рассказа Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» несколько существительных единственного и множественного числа. Просклоняйте их. Выделите и сравните окончания.


VI.Домашняя работа. 1).по заданию 2, с. 44 – вспомните падежи имён существительных. Просклоняйте (измените по падежам) существительные ученик, школа, здание. Укажите род и выделите окончания этих существительных. 2).пересказ текста.