Просмотр содержимого документа
«Скорость счета и письма в начальной школе.»
Скорость счета и письма в начальной школе
- Как повысить скорость письма?
- Как научить ребенка считать быстро?
Моисеева Н.А.- учитель начальных классов
2019-2020
Скорость письма 2019 год –II четверть
Оценка
2 «а»- 22 уч.
«5»- 25 знаков
1
«4»-20 знаков
2 «б»- 19 уч.
«3»-15 знаков
7
7
2 «в»-22 уч.
8
8
8
«2»- меньше 15 знаков
7
3
6
2
1
5
Оценка
3 «а»- 26
«5»- 40 знаков
3 «б»- 21
6
«4»-35 знаков
14
3
«3»-30 знаков
3
14
«2»- меньше 30 знаков
3
3
1
Оценка
4 «а»- 20
«5»- 45 знаков
«4»-40 знаков
4 «б»-21
14
«3»-35 знаков
5
6
4 «в»- 22
10
8
1
«2»- меньше 35 знаков
5
6
0
6
1
1
- Метод обучения письму (по Е.Н.Потаповой)
1 этап – развитие мускульной памяти
2 этап- развитие тактильной памяти
3 этап- закрепление знаний и умений с помощью вкладыша.
Упражнения:
- Работа с линейками – трафаретами (с геометрическими фигурами и фигурами животных)
- Работа с лекалами.
- Рисование, соединённое со штриховкой.
- Рисование и раскрашивание, которые часто использую и на уроках математики, рисования, труда.
- Гимнастика для рук.
- Письмо мокрой кисточкой на доске, в воздухе, под счёт с комментированием.
- Главный резерв скорости письма – высота букв.
- Уменьшение высоты букв сокращает линию обводки букв более чем в полтора раза, и соответственно увеличивается скорость письма.
Эффективные приемы :
- ежедневное прописывание учителем в тетради ребенка наклонных линий (букв, слов), соответствующей высоты;
- ежедневная корректировка учителем, написанного в тетради при ее проверке, и анализ на уроке;
- самоконтроль ребенка написанного им слова (предложения) с помощью специальной “контрольки”, так мы называли прозрачную карточку с образцом высоты прописных и строчных букв, заготовленную мною для каждого ребенка. Ученик накладывал прозрачную карточку на свой текст и сверял высоту, наклон букв, пробел между буквами и словами;
- ежедневные трехминутные упражнения по быстрому переписыванию текстов с письменного образца или книги (печатного текста);
- ежедневная работа в классе и дома с текстами-образцами, где высота букв три миллиметра:
- Второй значимый резерв увеличения скорости письма – цвет пасты.
- “ При использовании бледной пасты скорость письма снижается примерно на 15% из-за большого утомления глаз”- педагог-исследователь В.Н.Зайцев
Скорость счета 2019- II четверть
Оценка
3 «а»-26
«5»- 20 знаков
3 «б»-23
14
«4»-18 знаков
4
9
«3»-15 знаков
4
5
«2»- меньше 15 знаков
3
10
0
Оценка
4 «а»-18
«5»- 25 знаков
«4»-22 знаков
4 «б»-20
18
«3»-20 знаков
0
3
4 «в»-22
7
4
0
«2»- меньше 20 знаков
8
8
0
4
5
3
Основа быстрого счета –это регулярная тренировка.
1)Опыт и тренировки. Регулярные практические занятия и постановка перед собой каждый раз все более сложных целей способствуют улучшению качества и увеличению скорости счета. С каждым шагом следует усложнять решаемые задачи.
2)Алгоритм. Одним из секретов того, как быстро считать в уме является знание специальных алгоритмов. Для решения каждого математического действия существуют определенные приемы и законы, знание и применение которых позволяет значительно упростить процесс счета.
3)Способности. Для решения математических примеров в уме необходимо обладать умением удерживать в краткосрочной памяти сразу несколько вещей и способностью концентрировать внимание. Наибольших успехов достигают люди с предрасположенностью к логическому мышлению и математическим складом ума.
Методы комплексной нейропсихологической коррекции, удобные для проведения в классе
Упражнения сидя
- Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:
- а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, затем в противоположную от руки сторону; б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, а затем в противоположную от руки сторону.
- Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично описанным в упр. 1.
- Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:
- а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;
- б) глаза фиксированы прямо перед собой, язык двигается за ладонью,от нее;
- в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, глаза двигаются за ладонью, от нее;
- г) глаза двигаются за ладонью, язык — от нее;
- д) язык двигается за ладонью, глаза — от нее.
- Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются однонаправлено и разнонаправлено с глазами и языком. Это же упражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянутыми вперед или в стороны руками
Упражнения стоя
- Перекрестные и односторонние движения. На первом этапе ребенок предлагалось медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). На этапе освоения упражнения отсчитывалось 12 раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Так же 12 раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на четвертом — односторонние.
- Обязательным условием было — начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное упражнение под счет, предлагалось ему вести счет самостоятельно — считая контролируя последовательность и переключение с движения на движение. Более сложный вариант этого упражнения — нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает педагог, или когда ребенок переводит глаза по словесной инструкции.
"Цыганочка"
- И. п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в и.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в и.п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.
- Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими. Чрезвычайно важно, чтобы двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем — разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок. Отмечалась необходимость отработки каждого из упражнений сначала каждой рукой отдельно, а уже потом двумя руками вместе.
"Ладушки"
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте. Затем усложните задачу:
а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером — "левая—правая", хлопок, хлопок с партнером — "правая—левая". Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов;
б) "кулак—ладонь": руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак.
Играя в паре, ребенок после хлопка удар "кулак—ладонь" делает с партнером. Еще более сложный вариант — удар "кулак—ладонь" делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);
в) "ладушки" с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами);
г) после хлопка ребенок "здоровается" с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.
- Ребенку предлагалось встать у стены, расставить ноги на ширине плеч, ладони положить на стене на уровне глаз. Ребенок передвигался вдоль стены на 3 — 5 м вправо, а затем — влево. Сначала двигаются одноименные, а потом противоположные рука и нога:
- а) руки и ноги параллельны;
- б) руки перекрещены, ноги параллельны;
- в) ноги перекрещены, руки параллельны;
- г) руки перекрещены, ноги перекрещены.
- В более сложном варианте это упражнение выполняется с вытянутыми вверх руками; ребенок при этом смотрит прямо перед собой или закрывает глаза.
- Прыжки на месте на двух ногах:
- а) чередование прыжков: ноги врозь (предмет, например мяч, лежит на полу между стопами ног) и ноги вместе (предмет — то у носков, то у пяток ног);
- б) чередование прыжков ноги врозь и ноги скрестно, поочередно правая и левая нога впереди (предмет, например гимнастическая палка, лежит между стопами ног).
Спасибо что выслушали!
Встретимся в конце III четверти.