Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Цели: показать условия слитного и раздельного написания не с наречиями; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи; употреблять наречия для более точного выражения мыслей, обогащать активный словарь учащихся.
Планируемые результаты: умение применять правило написания не с наречиями на –о, -е; объяснять языковые явления и процессы
Ход урока
I Оргмомент
II Актуализация знаний по теме «Наречие»
Текст на партах. Текст на партах. Найдите в предложениях наречия и укажите их смысловую группу. Подчеркните наречия, с помощью которых связываются предложения, укажите их значение.
Тропинка спускалась вниз. Здесь начинался старинный парк. (Наречие здесь, замещая наречие вниз первого предложения, присоединяет к нему второе.) 2) База находится в Крыму. Сюда приезжают ребята из разных уголков страны. (Наречие сюда, замещая существительное в Крыму, являющееся обстоятельством места первого предложения, присоединяет к нему первое.) 3) Вечером школа удивительно изменилась. Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот. (Ю. Яковлев). (Предложения связываются наречием вечером, являющимся обстоятельством времени для этих предложений. Пространственное наречие здесь, замещая существительное — подлежащее школа — первого предложения, также связывает их.)
2. Образуйте от данных слов сова с не. Подберите к ним синонимы. низко, плохо, тихо, медленно, мало, решительно, торопливо, горячо, дорого, верно, достаточно, богато, жарко.
От слов низко, плохо, тихо, мало Образуйте сравнительную. Превосходную степени наречий.
Составьте распространённое предложение с одним наречием
Объяснительный диктант
Нелепое обвинение, проявление невоспитанности, негромкая музыка, непростительная оплошность, неясная цель, вовсе не занимательный, неуклюжая походка, отвергнуть с негодованием
3.
УПР 247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о и -е» своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не. •Составьте два сложных предложения.
Способ написания | Части речи |
| существительные | прилагательные | наречия на -о — -е |
Слитно | | | |
Раздельно | | | |
4. Игровое задание
Игра "Третий лишний".
I
1. Написал (не)брежно
2. Спросил (не)вежливо
3. Поступил (не)лепо
II
1. Ответил (не)верно
2. Прибил (не)крепко
3. Остановился (не)ожиданно
III
1. Говорил (не)быстро, а медленно
2. Выглядел отнюдь (не)красиво
3. Где-то (не)далеко прошумел
5. Запись предложений с объяснением слитного и раздельного написания не с наречиями.
1) Комбайны работали непрерывно. 2) Не оживленно, а вяло и тихо разговаривали уставшие путники. 3) Он рассказывал об этом вовсе не интересно. 4) Прокричала испуганно птица, и стало невыносимо жутко в наступившей тишине. (Н. Дубов.) 5) Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в незнакомую усадьбу. (А. Чехов.) 6) Белая чайка на неподвижно раскрытых крыльях бесшумно скользила над самой шаландой. (В. Катаев.)
III. Проверочная работа : тест
I Вариант.
1,Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.
2,Солнце грело (не)жарко, а ласково.
3,Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.
4,(Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.
5,Ученик выглядел (не)хуже всех.
II Вариант.
1,Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.
2,Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.
3,День выдался (не)по-зимнему теплый.
4,Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.
5,Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.
IV Подведение итогов урока . Выставление отметок
VIII Домашнее задание упр 249