Просмотр содержимого документа
«Словарь терминов психолого-педагогического сопровождения»
Словарь терминов
АДАПТАЦИЯ (от лат. - приспособлять) - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект адаптации - приспособление к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, освещенности, влажности и др. Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями и интересами (социальная адаптация).
АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ – это совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребёнка. При этом:
-влияния – это источник разнообразного культурного опыта (знаний, умений, отношений);
-условия – гарант его успешного присвоения (переживания, сопереживания, многочисленные повторения);
-возможности – символ активного начала не только среды, но и самого ребёнка, которые может осуществлять выбор объектов собственной активности в среде, способ, форму, темп и интенсивность взаимодействия с ними.
Среда является адаптивной, если в ней предусмотрены условия и возможности для успешного присвоения опыта каждым учеником с ОПФР с учётом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и индивидуальных возможностей.
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (дети в с нарушениями психофизического развития, дети с особенностями психофизического развития, дети с особыми потребностями) – это дети, которые имеют значительные отклонения от нормального психофизического развития и в результате этого имеют потребность в дополнительных образовательных услугах, в специальных условиях обучения и воспитания.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – форма организации специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется в общеобразовательных учреждениях образования, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими детьми.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ процессов обучения и воспитания нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребёнка, на коррекцию его психофизического развития, на формирование социально жизнеспособной личности. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребёнка, достижение им оптимального уровня развития.
Психолого-педагогическое сопровождение видится как преодоление трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение решает задачи конкретной помощи ребёнку в условиях его совместного обучения в общеобразовательной школе.
Оно включает:
психодиагностическую работу, выявляющую особенности актуального развития личности ребенка;
коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений;
развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.