СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словарь терминов психолого-педагогического сопровождения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарь терминов психолого-педагогического сопровождения 

Просмотр содержимого документа
«Словарь терминов психолого-педагогического сопровождения»

Словарь терминов

АДАПТАЦИЯ (от лат. - приспособлять) - приспособление к изме­няющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологи­ческий аспект адаптации - приспособление к устойчивым и изменяю­щимся условиям внешней среды: температуре, освещенности, влаж­ности и др. Психологический аспект адаптации - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями и интересами (социальная адаптация).

АДАПТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ – это совокупность влияний, условий и возможностей развития личности ребёнка. При этом:

-влияния – это источник разнообразного культурного опыта (знаний, умений, отношений);

-условия – гарант его успешного присвоения (переживания, сопереживания, многочисленные повторения);

-возможности – символ активного начала не только среды, но и самого ребёнка, которые может осуществлять выбор объектов собственной активности в среде, способ, форму, темп и интенсивность взаимодействия с ними.

Среда является адаптивной, если в ней предусмотрены условия и возможности для успешного присвоения опыта каждым учеником с ОПФР с учётом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и индивидуальных возможностей.

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (дети в с нарушениями психофизического развития, дети с особенностями психофизического развития, дети с особыми потребностями) – это дети, которые имеют значительные отклонения от нормального психофизического развития и в результате этого имеют потребность в дополнительных образовательных услугах, в специальных условиях обучения и воспитания.

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ – форма организации специального образования, при которой обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития осуществляется в общеобразовательных учреждениях образования, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими детьми.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ процессов обучения и воспитания нацелено на развитие, становление личности и индивидуальности каждого ребёнка, на коррекцию его психофизического развития, на формирование социально жизнеспособной личности. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребёнка, достижение им оптимального уровня развития.

Психолого-педагогическое сопровождение видится как преодоление трудностей в обучении в условиях образовательной интеграции, так и в успешном развитии, воспитании, социальной адаптации, социализации, самореализации, укреплении здоровья, защите прав ребёнка. Психолого-педагогическое сопровождение решает задачи конкретной помощи ребёнку в условиях его совместного обучения в общеобразовательной школе.

Оно включает:

  • психодиагностическую работу, выявляющую особенности актуального развития личности ребенка;

  • коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений;

  • развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.