Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 20.
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Цель: - закрепить знания и умения по теме «Нумерация чисел в пределах 20», совершенствовать умение решать примеры и задачи изученных видов, закрепить знания состава чисел.
- развивать внимание, воображение, логическое мышление, самопознание, познавательный интерес к предмету;
- способствовать воспитанию настойчивости и упорства в достижении цели, активности.
Задачи:
1. Образовательные:
1)продолжить счёт предметов до 20(ввести счёт двойками,тройками.).
2)обобщить полученные знания о задаче и закрепить навыки решения задач в 1 и 2 действия;
3)продолжить формировать умение анализировать арифметические задачи;
4)закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;
5)повторить последовательность чисел в пределах 20.
2. Развивающие:
1)развивать речь учащихся;
2)развивать познавательную активность;
3)развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителям;
4)совершенствовать мыслительные операции;
5)развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; эмоции;
6)развивать навык самооценивания.
3. Воспитательные:
1)воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;
2)воспитывать уважение к товарищам.
4. Коррекционные:
1)корректировать устную речь учащихся.
5. Здоровьесберегающие:
1)создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;
2)вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.
Ход урока.
^ 1.Организационный момент. Проверка готовности. Психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок
Нас ждёт интересный урок.
Пусть будет хорошее у нас настроение.
Легко и чудесно будет ученье.
^ 2.Сообщение темы и целей урока.
На прошлых уроках мы познакомились с числами до 20. Учились их записывать, решали задачи. И сегодня эти знания нам пригодятся.
1.Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие в лес спасать Красную Шапочку.Если мы сможем правильно решить все примеры мы спасём её.С собой берём самых дружных, сообразительных и находчивых математиков.
А есть среди вас такие? Это мы сейчас проверим, когда вы выполните устные задания.
1.Счёт от 1 до20. Арифметический диктант с использованием карточек с числами.
а) найдите сумму чисел 7и 3.
б) на сколько 9 больше, чем 4?
в) увеличьте 6 на 2.
г) уменьшите 5 на 3.
д) сколько будет: 7 минус 4?
е) сколько будет: 5 плюс 3?
ё) найдите разность чисел 6 и 4.
ж) Уменьшаемое -5, вычитаемое -3. Найдите разность.
З) сколько будет: 9 минус 9 плюс 2.
2. Задачи.
А) У бабушки 2 внучки и 6 внучат. Сколько всего внучат у бабушки?
Б) В книжке было 8 загадок. 3 загадки Оля разгадала. Сколько загадок
осталось разгадать Оле?
Г) Гусь весит 5 кг, а утка 3кг. На сколько килограммов гусь тяжелее утки.
3.А теперь задачи на смекалку.


3
.
^ 4.Этап повторения и закрепления ранее пройденного.
На дороге сидит зайчик,давайте посмотрим ,что у него..
- Посмотрите, что он принёс с собой. (тетрадь)
- Как вы думаете почему?
- Откройте свои рабочие тетради, запишем сегодняшнее число. А какое сегодня число? (17 апреля).
- Что мы знаем о числе 17? (Это 1дес. и 7 ед.). Записывают…..
- Ребята, смотрите-ка, к нам присоединился другой зайчишка.. Но он пришёл не с пустыми руками. У него корзина с яблоками. Но это не простые яблоки, на них ЧИСЛА.
- Посмотрите внимательно, какое число ЛИШНЕЕ?
15 16 19 8 10 11 1
- Почему? (8 –однозначное, а остальные двухзначные)
- Чем отличаются однозначные числа от двухзначных? (однозначные «ОДИН ЗНАК» состоят из единиц, а в двухзначных «ДВА ЗНАКА» есть десятки).
- Расставьте эти числа в порядке возрастания, только с использованием двухзначных чисел.
10 11 14 15 16 19
- Запишите эти числа себе в тетрадь, с комментарием . Раскладывая эти числа, на сумму разрядных слагаемых.
- Подчеркните только единицы.
- Дополните эти числа до 20 (с комментарием)
10 11 14 15 16 19
10 9 6 5 4 1
- А вот пожаловал и 3 зайчик и не один, а с друзьями зайчатами.. Он подготовил нам примеры.
- Ребята, найдите примеры ответами к которым, будут эти двухзначные числа на яблоках.
10+7 10+6 10+1
20-10 10+9 10+4
- Теперь запишем эти примеры в тетрадь с комментарием.
- Какой пример лишний? (20-10)
- Почему? (все на сумму, а он на вычитание)
- А вот и 4 зайчик Весельчак!!! Конечно же, он предлагает нам отдохнуть.
Физминутка. Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько сосенок вокруг,
Столько сделаем прыжков.
Сколько звёздочек у нас,
Столько мы присядем раз.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки!
- 5 зайчик предлагает вам поработать по рядам.
- Мне понадобится по 3 человека с каждого ряда. Каждый выходит по очереди, решает и садится на место, этим передавая эстафету следующему ученику.
17-7= 10+5= 13-3=
10+6= 14+4=12-10=
6+13= 1 5+5= 16-6=
- Ну конечно как же без него………самый старый заяц Ворчун. Что же он нам подготовил…ЗАДАЧКИ.
№ 1 (Устно)

- НА ДОСКЕ СХЕМА. Ребята посмотрите внимательно на схему, попробуйте составить по ней задачу. (Учитель выслушивает ответы детей)
- У Ворчуна было 7 синих шарика, а зелёных на 3 шарика больше. Сколько зелёных шариков было у Ворчуна?
№ 2 (в тетради).
- ЗАДАЧА ЗАПИСАНА НА ДОСКЕ.
^ У Ворчуна было 7 синих шарика, а зелёных на 3 шарика больше. Сколько всего было шариков у Ворчуна?
- Чем отличается 1-я задача от 2-ой?
- Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ)
- Откройте свои тетради, 2 клетки вниз, записываем …..Задача 2.
^ Прочитайте условие задачи, составляем краткую запись.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (Мы не знаем сколько было зелёных шарика у Ворчуна)
- А как мы сможем это узнать? (7+3=10 (ш.) – зелёных шариков)
- мы узнали сколько зелёных шариков у Ворчуна. Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? (да)
- Как? (7+10)
- Как нам легче сложить 7+10 или 10+7. Почему?
- А значение суммы изменится? (Нет, т.к. мы знаем правило: От перестановки слагаемых сумма не меняется)
- Значит, 7+10=17 (ш.)
- Ответ: всего 17 шариков.
- Ну вот все зайцы и в сборе. Посчитайте сколько их? (7)
- А из какой они сказки? (Кого не хватает? ( Волка)
Раз мы смогли решить все примеры и задачи мы наверное порбедили волка и ему придётся освободить Красную Шапочку.
- Она к нам обязательно придёт на следующем уроке, и конечно со своими помощниками подготовит вам новые и очень интересные задания!
^ 5. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Мы слушали? да.
- Мы решали примеры? Да.
- Мы говорили? Да.
- Мы решали задачи? Да.
- Мы писали? Да.
- Что понравилось на уроке? Со всеми заданиями справились? Что вызвало затруднение?
- У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста тот, который соответствует вашему настроению.
Веселый - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Простой - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Грустный - Задания на уроке оказались слишком трудные.