СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложности изучения и преподавания «Индивидуального проекта» в 10-11 классе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложности изучения и преподавания  «Индивидуального проекта» в 10-11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Сложности изучения и преподавания «Индивидуального проекта» в 10-11 классе.»

Сложности изучения и преподавания «Индивидуального проекта»  в 10-11 классе. Бичоева В.М. учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №27»г.о. Нальчик.

Сложности изучения и преподавания «Индивидуального проекта» в 10-11 классе.

Бичоева В.М. учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №27»г.о. Нальчик.

       О том, что индивидуальный проект появится в школьной программе, было известно еще в 2012 году, когда утверждался ФГОС среднего общего образования. «Учительская газета» писала, что он должен стать вершиной всего обучения в школе.  
  •        О том, что индивидуальный проект появится в школьной программе, было известно еще в 2012 году, когда утверждался ФГОС среднего общего образования.
  • «Учительская газета» писала, что он должен стать вершиной всего обучения в школе.  
Выполняя индивидуальный проект, учащийся демонстрирует предметные знания и сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией .
  • Выполняя индивидуальный проект, учащийся демонстрирует предметные знания и сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией .
  В учебном плане СОО на изучение дисциплины выделено 2 часа. Здесь сама образовательная организация принимает решение: будет ли предмет изучаться по одному часу в 10 и 11 классах и тогда на обучение выделяется 2 года, или только в 10 или только 11 классе, но с нагрузкой 2 часа в неделю. Наша школа выбрала первый вариант.
  • В учебном плане СОО на изучение дисциплины выделено 2 часа. Здесь сама образовательная организация принимает решение: будет ли предмет изучаться по одному часу в 10 и 11 классах и тогда на обучение выделяется 2 года, или только в 10 или только 11 классе, но с нагрузкой 2 часа в неделю. Наша школа выбрала первый вариант.
При работе над проектами может возникнуть ряд проблем как для обучающихся, так и для педагогов. Самое сложное для обучающихся – это найти СВОЮ тему проекта , причем она может совсем не совпасть с тем перечнем тем, что ему предлагает программа и тут нас подстерегает еще одна проблема – желание обучающегося выходит за рамки утвержденной программы предмета.

При работе над проектами может возникнуть ряд проблем как для обучающихся, так и для педагогов.

Самое сложное для обучающихся – это найти СВОЮ тему проекта , причем она может совсем не совпасть с тем перечнем тем, что ему предлагает программа и тут нас подстерегает еще одна проблема – желание обучающегося выходит за рамки утвержденной программы предмета.

 Конечно, мы как грамотные педагоги, можем подсказать, направить, скорректировать «полет фантазии» наших обучающихся, но для этого необходимо время на наблюдение за ними, на выяснение их предрасположенностей, увлечений, интересов, но опять проблемы , так как мы зажаты в рамки и вынуждены выдерживать сроки закрепления тем ИП.

Конечно, мы как грамотные педагоги, можем подсказать, направить, скорректировать «полет фантазии» наших обучающихся, но для этого необходимо время на наблюдение за ними, на выяснение их предрасположенностей, увлечений, интересов, но опять проблемы , так как мы зажаты в рамки и вынуждены выдерживать сроки закрепления тем ИП.

 Самое главное в проекте после определения темы – это постановка проблемы, которая может стать личностно значимой, если она сформулирована самим обучающимся. Трудность, с которой сталкиваются педагоги в данном случае, состоит в организации самостоятельного определения обучающимися проблемы , являющегося первым этапом проектной деятельности.

Самое главное в проекте после определения темы – это постановка проблемы, которая может стать личностно значимой, если она сформулирована самим обучающимся. Трудность, с которой сталкиваются педагоги в данном случае, состоит в организации самостоятельного определения обучающимися проблемы , являющегося первым этапом проектной деятельности.

 На этапе планирования проекта трудности возникают и при формулировке целей , чаще всего они бывают сформулированы нечетко. Преподаватель обязан объяснить обучающемуся, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной, определённой во времени и проверена по этим критериям.

На этапе планирования проекта трудности возникают и при формулировке целей , чаще всего они бывают сформулированы нечетко.

Преподаватель обязан объяснить обучающемуся, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной, определённой во времени и проверена по этим критериям.

 Еще одна проблема, которая встречается при выполнении ИП – это наличие так называемого продукта или результата деятельности обучающегося по окончании работы над проектом. Тут так же важно обдумать этот вопрос с обучающимся еще на подготовительном этапе чтобы итог работы был действительно зримым и мог быть представлен на защите, которую естественно рекомендуется проводить публично. 

Еще одна проблема, которая встречается при выполнении ИП – это наличие так называемого продукта или результата деятельности обучающегося по окончании работы над проектом.

Тут так же важно обдумать этот вопрос с обучающимся еще на подготовительном этапе чтобы итог работы был действительно зримым и мог быть представлен на защите, которую естественно рекомендуется проводить публично. 

  Хотелось бы отметить трудности , с которыми встречаются педагоги при реализации курса «Индивидуальный проект»: 1.       Кто должен вести курс «Индивидуальный проект»?  К сожалению, на данный момент не все педагоги компетентны в данной сфере, большинство не обладает опытом и знаниями необходимыми для написания проекта,

Хотелось бы отметить трудности , с которыми встречаются педагоги при реализации курса «Индивидуальный проект»:

1.       Кто должен вести курс «Индивидуальный проект»?

К сожалению, на данный момент не все педагоги компетентны в данной сфере, большинство не обладает опытом и знаниями необходимыми для написания проекта,

 Высшие или средние профессиональные учебные заведения не готовят учителей проектной деятельности, поэтому необходимо прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров. Учителя МКОУ «СОШ № 27» г.о. Нальчик прошли курсы в «Академии наставников- Сколково» и получили сертификаты ….

Высшие или средние профессиональные учебные заведения не готовят учителей проектной деятельности, поэтому необходимо прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров.

Учителя МКОУ «СОШ № 27» г.о. Нальчик прошли курсы в «Академии наставников- Сколково» и получили сертификаты ….

2. Хотя решение о появлении индивидуального проекта в школьном образовании было принято еще в 2012 г., до сих пор курс «Индивидуальный проект» слабо обеспечен учебной и методической литературой.  В результате поиска и анализа литературы, не было обнаружено полноценного учебно-методического комплекса. Единственное найденное учебное пособие для учащихся 10-11 классов выпущено издательством «Просвещение» в серии «Профильная школа», но его нет в ФПУ.

2. Хотя решение о появлении индивидуального проекта в школьном образовании было принято еще в 2012 г., до сих пор курс «Индивидуальный проект» слабо обеспечен учебной и методической литературой. 

В результате поиска и анализа литературы, не было обнаружено полноценного учебно-методического комплекса. Единственное найденное учебное пособие для учащихся 10-11 классов выпущено издательством «Просвещение» в серии «Профильная школа», но его нет в ФПУ.

Что касается методического обеспечения преподавания учебного курса «Индивидуальный проект», то их количество также ограничено. Чаще всего встречаются методические рекомендации по выполнению именно итогового индивидуального проекта, разработанные самими учебными организациями. Есть ряд пособий и рекомендаций для учителя по осуществлению проектной деятельности в школе в целом или при освоении отдельной дисциплины.

Что касается методического обеспечения преподавания учебного курса «Индивидуальный проект», то их количество также ограничено.

Чаще всего встречаются методические рекомендации по выполнению именно итогового индивидуального проекта, разработанные самими учебными организациями. Есть ряд пособий и рекомендаций для учителя по осуществлению проектной деятельности в школе в целом или при освоении отдельной дисциплины.

 Недостаточно пособий для организации практической работы. Цифровые образовательные платформы также не в состоянии в полной мере помочь учителю при организации уроков по курсу.

Недостаточно пособий для организации практической работы. Цифровые образовательные платформы также не в состоянии в полной мере помочь учителю при организации уроков по курсу.

3. В привлечении специалистов разных областей, способных оказать помощь в подготовке и проведении исследований. Как правило, большинство школ не считают необходимым прибегать к помощи компетентных специалистов, чаще обходятся собственными ресурсами. 4. В определении средств и методов исследования.

3. В привлечении специалистов разных областей, способных оказать помощь в подготовке и проведении исследований. Как правило, большинство школ не считают необходимым прибегать к помощи компетентных специалистов, чаще обходятся собственными ресурсами.

4. В определении средств и методов исследования.

5.      Как оплачивать работу учителя за руководство проектами? Понятно, что школа старается экономить средства. Ведь у учителя есть основная работа – преподавание своего предмета. А руководство проектом (а часто у учителя не один проект) занимает немало времени, т.е. нагрузка на учителя возрастает. А ему оплачивают как обыкновенный час. Было бы не плохо, если бы ИП оплачивался индивидуально, чуть выше среднего , чтобы у педагогов было больше мотивации для работы.

5.      Как оплачивать работу учителя за руководство проектами? Понятно, что школа старается экономить средства. Ведь у учителя есть основная работа – преподавание своего предмета. А руководство проектом (а часто у учителя не один проект) занимает немало времени, т.е. нагрузка на учителя возрастает. А ему оплачивают как обыкновенный час. Было бы не плохо, если бы ИП оплачивался индивидуально, чуть выше среднего , чтобы у педагогов было больше мотивации для работы.

 Таким образом, преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если преподаватель постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением. Ведь формировать умения, присущие проектной деятельности, можно и нужно и на обычных занятиях.

Таким образом, преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если преподаватель постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением. Ведь формировать умения, присущие проектной деятельности, можно и нужно и на обычных занятиях.