Конспект урока по русскому языку в 9 классе
ТЕМА: Сложные предложения смешанного типа. Знаки препинания в предложениях смешанного типа. Задание 13 ОГЭ
Цели: актуализировать и обобщить ЗУН, необходимых для творческого развития учащихся, полученные ранее по теме «Сложное предложение», в новых условиях, формировать умения обосновывать признаки сложного предложения с разными видами связи.
Задачи:
Определять виды связи между простыми предложениями в составе сложного.
Способствовать развитию речевой культуры учащихся, их творческих способностей.
Воспитывать умение работать в коллективе, мотивировать на преодоление интеллектуальных трудностей.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный дидактический материал для групповой, индивидуальной работы.
Методы: методы и приемы интерактивного обучения, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок-практикум
ХОД УРОКА
Повторение орфограмм: о-е после шипящих, написание ь после шипящих. Правила устно. (Опрос 3 уч.) 5 мин.
О, Ё после шипящих
В корне слова после шипящих пишется «ё», если можно подобрать однокоренное в котором после шипящей — е.
Примеры: Шёпот - шептать, чёботы — чеботарный, щёголь — щеголять.
В суффиксах существительных, прилагательных, наречий пишется только «о»
Примеры: Горячо в камышовой речонке.
В суффиксах и окончаниях глаголов пишем всегда «ё».
Примеры: Выкорчёвывать, пережёвывать, печёт.
Так же пишем «ё» в суффиксах любых слов, образованных от глагола.
Примеры: Копчёный, тушёный, сгущённый.
Буква «ё» пишется в суффиксах «ёр» существительных.
Примеры: Дирижёр, ухажёр и другие
Написание ь после шипящих.
После шипящих ж,ш, ч, щ мягкий знак пишется во многих случаях. Вспомним их, пройдясь по частям речи:
у существительных женского рода 3 склонения -- вещь, ночь, ветошь, речь;
в формах глаголов 2 лица настоящего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения -- ты спишь, едешь; не плачь, обозначь, вырежь, утешьте, навьючьте;
в неопределенной форме глагола -- отвлечься, растолочь,постричь, увлечь;
на конце наречий -- невмочь, прочь, наотмашь, вскачь, настежь; кроме "уж, замуж, невтерпёж";
на конце частиц -- лишь, бишь, вишь, ишь.
1) лес (каков?) дремуч? (краткое прилагательное)
3) скорая помощ? (существительное ж.р.)
4) упасть навзнич? (наречие)
5) бить наотмаш? (наречие)
6) голос чарующ? (краткое причастие)
8)много задач? (существительное мн.число)
10)сильная дрож? (существительное ж.р.)
1)суп горяч?
2)ёж колюч?
3)пуститься вскач?
4)оклеить сплош?
5)деревянный обруч?
6)обязательно купиш?
7)давно дружиш?
8)сладкая лож?
9)старинная брош?
10)много пастбищ?
1) голос волнующ?
4)быстро съеш?
5)гореч? во рту
8)открыть настеж?
9)учиться невмочь?
10) много душ?
Объяснительный диктант Опрос 3 уч.) 5 мин.
Сложные предложения (использовать интерактивную доску или простую) 3 уч. готовят ответ. На 1 предложение 5 мин
Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев,(1) высокий,(2) тучный,(3) злой на всех. Мало кто с ним общался,(4) и вообще никто не дружил. А он,(5) однако,(6) всё старался обратить на себя внимание,(7) да не получалось.
А было это давно,(1) Оля тогда в школе училась. Чтобы хорошо учиться,(2) до глубокой ночи за уроками сидела. Ещё очень любила Оля книжки читать,(3) жаль,(4) что времени на них почти не оставалось. Утром вставала рано,(5) до свету,(6) – курам задать корма,(7) то да сё,(8) потом младших будила,(9) в школу собирала.
Полковой командир в ту самую минуту (1), как он услышал стрельбу и крик сзади (2), понял (1), что случилось что-нибудь ужасное с его полком (3), и мысль (4), что он, примерный офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности (5), так поразила его (4), что в ту же минуту он поскакал к полку (6) (Л. Н. Толстой).
(В этой сложной синтаксической конструкции объединены два сложноподчиненных предложения, каждое из которых имеет по два придаточных предложения, присоединенных параллельным подчинением, причем сложноподчиненные предложения соединены сочинительным союзом и, то есть в этой сложной конструкции предикативные части соединяются посредством сочинительной и подчинительной связи, образуя сложное предложение смешанного типа.)
1)усложненные сложные предложения с сочинением и подчинением Говорила она быстро, а глаза у нее были такие, словно вот сейчас, как только она доскажет, он возьмет и все исправит (Шол.).
2) усложненные сложные предложения с подчинением и бессоюзием: В лесу на прогулке в раздумье о своей работе меня иногда охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь судьбу всего человечества (Пришв.).
3) усложненные сложные предложения с сочинением и бессоюзием: Даша растворила двери своей комнаты и остановилась в недоумении: пахло свежими цветами, и сейчас же она увидела корзину с высокой ручкой и синим бантом (А.Т.).
4) усложненные сложные предложения с сочинением, подчинением и бессоюзием: Река величаво несет свою воду, какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины (Пришв.).
Итог.